Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

Кафедра мировой экономики и экономической теории

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Глобализация экономики и международный инновационный процесс

на тему:

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы МЭ-16

Меджитова А.Т.

 

Проверила:

к.э.н.,доцент

Аджимет Г.Х.

 

 

Симферополь – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. Сущность инновационного процесса......................................................... 4

2. Механизмы инновационного процесса...................................................... 8

3. Составляющие инновационного процесса............................................... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Опыт развитых стран свидетельствует, что структурная перестройка экономики постиндустриального общества, повышения ее конкурентоспособности возможны лишь при условиях широкого внедрения инноваций, то есть активизации инновационной деятельности, которая основывается на максимальном использовании инновационного потенциала.

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов еще в ХХ веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация», жизненный цикл продукции и технологии и их классификаций, ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматривая его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с «зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением»; созданием и практической реализаций новшеств, приводящих к коммерческому продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности; сознанием и их потребителям.

Инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Основным "движителем" инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.

 

1. Сущность инновационного процесса

 

Инновационный процесс является не элементом научно-технического прогресса, а его стимулирующим фактором и одновременно потребителем.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, точнее, - цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека.

Инновационный процесс можно трактовать с различных позиций [1].

1. С точки зрения закономерности цикличности инновационных колебаний - это реализация совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

2. Применительно к жизненному циклу конкретного новшества - это цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое.

3. как инвестиционный проект – это по стадии финансирования исследования и разработок, распространения новых продуктов и услуг, их коммерциализации.

Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентируются этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг, техники, их коммерциализации в условиях конкуренции.

Инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса [1]:

1-й этап: фундаментальные исследования (в академических институтах, ВУЗах и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

2-й этап: исследования прикладного характера во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, поэтому велика вероятность получения отрицательного результата, возникает возможность риска потери вложенных средств, а инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями - рискофирмами (венчурными).

3-й этап: опытно-конструкторские и экспериментальные разработки проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

4-й этап:процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Под инновационной инфраструктурой понимается система государственных и частных организаций, обеспечивающих развитие и поддержание инновационного процесса на всех его стадиях. Составляющими такой системы являются [2]:

- производственно-технологические структуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и центры по трансферу технологий);

- информационные структуры (аналитические, статистические центры, информационные агентства);

- образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области технологического менеджмента;

- финансовые структуры (фонды бюджетные и внебюджетные, венчурные, страховые);

- системы экспертизы (центры, осуществляющие экспертизу и оценку объектов инновационного процесса для производителей, инвесторов, страховщиков и т.д.);

- субъекты патентования, лицензирования, консалтинга, стандартизации, сертификации и аккредитации.

Формирование инновационной инфраструктуры идет параллельно (с отставанием на полшага) с развитием инновационного процесса.

К элементам инфраструктуры также относятся: центры/агентства по трансферу технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, целевые фонды, субъекты финансовой и товаропроводящей сетей.

Инновационная инфраструктура, является частью общей среды, которая при определенных условиях и параметрах должна благоприятствовать развитию инновационных процессов и, как следствие, мотивировать технологический трансфер. Именно средой определяются уровень спроса на новые технологии, как и на знания в целом, необходимость и возможность использования знаний в качестве решающего фактора экономического развития.

Поэтому стратегия развития инновационной инфраструктуры, опирается на законодательную базу, поощряющую инновационную деятельность и гарантирующую защиту прав интеллектуальной собственности, требует оценки и постоянного мониторинга состояния инфраструктурной среды.

Субъекты инновационной инфраструктуры решают следующие задачи:

- придание технологии формы и статуса товара, что включает полный комплект нормативно-технических, методических и охранных документов, макеты и опытные образцы, результаты испытаний и экспертизы, сертификаты и различные удостоверения;

- проведение патентных исследований;

- подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров о научно-техническом и производственном сотрудничестве;

- оценка интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;

- оказание правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;

- поддержка менеджмента фирм в процессе коммерциализации научных исследований и разработок;

- поиск инвесторов для стартового и последующего финансирования инновационных проектов.

 

2. Механизмы инновационного процесса

 

Важным является обеспечение динамического развития промышленности при помощи рационального использования производственных мощностей промышленных предприятий и обновления их основных фондов. В экологической сфере необходимо обновление природоохранного оборудования предприятий, возрождения некоторых малых рек и озер, использования туристических, рекреационных, историко-археологических возможностей.

Важным является внедрение достижений научно-технического прогресса, эффективное использование ресурсного и научно-производственного потенциала, что в конечном итоге должно привести к позитивным сдвигам.

Инновационная политика должна обеспечивать реализацию стратегических целей региона с учетом его имеющихся потенциальных ресурсных возможностей. В процессе трансформационных превращений к формированию социально-ориентированной рыночной экономики государственная и региональная политика должна направляться к формированию инновационной модели экономического роста с помощью развития инновационного потенциала регионов и регионального инновационного процесса [3].

Опыт развитых стран свидетельствует, что структурная перестройка экономики постиндустриального общества, повышения ее конкурентоспособности возможны лишь при условиях широкого внедрения инноваций, то есть активизации инновационной деятельности, которая основывается на максимальном использовании инновационного потенциала. Инновационный потенциал является основой и результатом его инновационной политики.

Инновационная политика может формироваться на государственном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне отдельного предприятия. Развитие экономики страны непосредственно связано с формированием эффективной государственной инновационной политики. Ее реализация предусматривает определение приоритетов и концептуальных принципов инновационного развития страны, формирования нормативно-правовой базы относительно отношений между государственными институтами и инновационно-активными субъектами предпринимательской деятельности, использования прямых и опосредствованных методов регулирования инновационной деятельности с целью ее активации, формирования и развития соответствующей инфраструктуры [3].

Субъектами инновационной политики в пределах национальных границ являются государственный и региональный уровни власти, крупные корпорации, прежде всего транснациональные, научные центры и общества, в контексте форм собственности. В качестве объекта инновационной политики выступают не только, и не столько отдельные научные и производственные предприятий, но также и стабильность взаимосвязей, системность их взаимодействия в процессе создания инноваций. Элементами инновационной политики являются обоснования концепции, стратегической цели, принципов на которых она основывается и средств ее реализации.

Государство принимает на себя функции разработки перспективной инновационной стратегии, выбора приоритетов, прямой и опосредствованной поддержки базисных инноваций, которые определяют технологический уровень и конкурентоспособность экономики, ее место в мировом технологическом и экономическом пространстве, а также осуществление инноваций в нерыночном секторе экономики. Именно данная концепция и модель инновационной деятельности государства испытана во многих высокоразвитых странах.

Основой модернизации отраслевой структуры экономики региона должна быть оптимизация функциональной структуры производства с приоритетным развитием высокотехнологичных отраслей, с использованием научно-технических инноваций, энерго- и ресурсосберегающих технологий для создания конкурентоспособной национальной экономики.

Между государством, наукой и бизнесом пока что не сложились стойкие широкомасштабные партнерские отношения, что приводит к недостаточному финансированию науки бизнесом, недоиспользование инновационного потенциала региональной экономики.

Усиление инновационного потенциала возможно за счет: активизации ресурсных возможностей его развития (в первую очередь активизации финансовой составляющей которая определяет развитие всех других составляющих); повышение результативных показателей инновационного развития, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе.

Существует три основных группы причин, которые обусловливают несостоятельность инновационной системы использовать те преимущества которые определяются ее потенциалом:

1.недостаток развития рыночного механизма;

2.недостатки в создании инновационной инфраструктуры и институциональной организации рынка;

3.недостатки государственной инновационной политики.

 

 

3. Составляющие инновационного процесса

В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом:

Таблица 1

Основные составляющие инновационного процесса [4]

Новация - новая идея, новое знание Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности
Инновация или нововведение Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей
Диффузия инновации Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях

 

Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что купить инновацию -- значит купить не сам предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация -- это интеллектуальный товар.

Характер третьего компонента инновационного процесса - диффузии инноваций -- зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. При этом диффузию рассматривают гораздо шире, чем обычный маркетинг.

Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса - новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом. Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практическую деятельность существенно зависит успех стратегии инноваций. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

Основным "движителем" инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях (коммерческих и некоммерческих, частных и государственных) осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения [4].

1. Рынок новшеств. Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские разработки.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Участие в рынке новшеств осуществляется в следующих основных формах:

n развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

n проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями;

n оформление заказов на проведение научно-исследовательских и (или) экспериментальных работ сторонней организации;

n приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

n покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

n приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

2. Рынок чистой конкуренции нововведений– это совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, добросовестной и других видов состязания и борьбы с субъектами производственных отношений за наивыгодные сферы приложения капитала, рынки источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

От новшества как результата научно-технической деятельности до нововведений как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов.

Конкурентная борьба между ними вынуждает повышать технической уровень производства (услуг); улучшать их качест­во; снижать издержки производства; повышать эффективность. Одновременно рынок отвергает новшество, имеющее большую научно-практическую ценность, если оно не отвечает запросам потребителей. Конкуренция стимулирует рынок новшеств, обес­печивая его формирование. Главным действующим лицом конку­рентных отношений на рынке выступает инновационная фирма.

3. Рынок капитала (инвестиций)Любая организация желает обновления и развития. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня, но в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал. В инновационной сфере определенную роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в 3 – 5 лет и более.

В законодательном порядке существуют несколько принципов и мер инвестиционной политики в промышленности:

- на безвозвратной основе из федерального бюджета;

- на возвратной и конкурсной основе.

Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Таким образом, понятие "инновационный процесс" шире понятия "инновация".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, точнее, - цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека.

Инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, ориентированных на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции) для создания конкурентных преимуществ и получения высокого уровня предпринимательского дохода).

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Таким образом, понятие "инновационный процесс" шире понятия "инновация".

Существует три основных группы причин, которые обусловливают несостоятельность инновационной системы использовать те преимущества которые определяются ее потенциалом:

1.недостаток развития рыночного механизма;

2.недостатки в создании инновационной инфраструктуры и институциональной организации рынка;

3.недостатки государственной инновационной политики.

Основными составляющими инновационного процесса являются:

1.Новация - новая идея, новое знание

2.Инновация или нововведение

3.Диффузия инновации

Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса - новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Курбатова Виктория Владимировна, Черникова Анастасия Евгеньевна Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-protsess-ponyatie-osobennosti-vnedreniya (дата обращения: 27.03.2020).

2.Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-1742-0 (в обл.).

3. Кауфман Н.Ю. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ЭКОНОМИКИ // Инновации в науке: научный журнал. – № 3(64). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 66-69.

4. Мануйленко В.В., Мищенко А.А. Сущность инноваций, иновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях // Финансы и кредит. 2016. №41 (521). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-innovatsiy-inovatsionnogo-protsessa-v-retrospektive-i-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 27.03.2020).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: