Новый подход к проблеме социального интеллекта

Социальный интеллект и социальная компетентность

История развития представлений о социальном интеллекте

Социальный интеллект – относительно новое понятие для социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения верификации.

Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях.

По Э. Торндайку, существуют три вида интеллекта:

1) абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы. и производить с ними какие- либо действия;

2) конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;

3) социальный интеллект как способность понимать людей и способность взаимодействовать с ними.

В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях.

В 1960-е годы появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности. В эти годы очень большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения. Дж. Гилфорд и М. Салливен разрабатывают тест для исследования социального интеллекта, который широко используется в конкретных исследованиях, несмотря на наличие определенных недостатков. В 1980-е годы Д. Китинг создал тест оценки морального или этического мышления. М.Форд и М. Тисак в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций. Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой чёткую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического интеллекта».

В 1981 году Р. Штернберг провёл исследование, направленное на изучение представлений обычных людей о социальном интеллекте. Результаты исследования показали, что люди вкладывают в понятие м социального интеллекта следующее:

- способность к решению практических задач(человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т. п);

- вербальная способность (говорит ясно и с чёткой артикуляцией; хорошо принимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; эффективно общается с людьми и т.п.);

- социальная компетентность (принимает других такими, какие они есть; не опаздывает на встречи; чуток к нуждам и желаниям других людей; выносит справедливые суждения и т. д.).

Социальный интеллект часто отождествляется с мудростью.

В 1987 году вышла книга Н. Кэнтора «Личность и социальный интеллект»», в которой автор приравнивает социальный интеллект к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. Кэнтор Н. рассматривает социальный интеллект с позиций когнитивизма.

Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности, а также описывают предполагаемую структуру и функции социально интеллекта. Впервые попытку определения социального интеллекта предложил Ю.Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сенситивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений и выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надёжностью и достаточным прогностическим эффектом.

Аминов Н.А. и Молоканов М.В. в 1992 году изучили связь социального интеллекта с профессиональной направленностью личности. Авторы убеждены, что профессионализм психолога зависит от наличия специальных способностей, в частности социального интеллекта.

В 1994 г. Н.А. Кудрявцева предложила концептуальную разработку, в которой она соотносила общий и социальный интеллект, и показала, что социальный интеллект относительно независим по отношению к общему интеллекту. Н. А. Кудрявцева на основе представлений о структуре интеллектуального потенциала разработала комплекс исследовательских подходов и конкретных методик, которые в итоге привели к выделению интегративного показателя интеллектуального потенциала человека. Он был обозначен как «единство интеллекта» и отражал существенные компоненты механизма интеллектуального роста, повышение совпадения по уровням личности: общего интеллекта (способность решать задачи на субъект-объектном уровне), социального интеллекта (способность решать задачи на субъект-субъектном уровне), рефлексии (показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта). Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка человека.

Социальный интеллект, таким образом, понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.

Новый подход к проблеме социального интеллекта

Начиная с 1991 года разрабатывалась В.Н. Кунициной новая концепция социального интеллекта, в которой выделялся отдельный аспект социального интеллекта – коммуникативно-личностный потенциал.

Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:

1. Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристика самосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.

В социальном интеллекте большую роль играют личностные ограничения, т.е. личностная составляющая достаточно велика.

Социальный интеллект- глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспечённости процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

Основные функции социального интеллекта:

- обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;

- формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;

- планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;

- мотивационная функция;

- мобилизационная функция, помогающая преодолевать внезапные кризы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению;

- расширение социальной компетентности;

- саморазвитие, самопознание, самообучение.

Таким образом, социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем социального интеллекта является достаточная социальная компетентность.

Содержание и структура социальной компетентности

В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности. К настоящему времени ещё не сложилось окончательного определения социальной компетентности. М. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» уделяет внимание понятию «общая социальная компетентность», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев, т.е. определённых шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях. Немецкие учёные У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определённых социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.

В работе Е.В. Коблянской (г. Санкт-Петербург) социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность. Социальная компетентность, по мнению автора, - это умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.

В.Н. Куницына предлагает следующее определение социальной компетентности.

Социальная компетентность- система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнёрами по взаимодействию.

Основные функции социальной компетентности:

■ социальная ориентация личности;

■ адаптация в меняющихся условиях;

■ интеграция общесоциального и личного опыта.

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, отечественных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

1. Оперативная социальная компетентность – знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомлённость.

2. Вербальная компетентность – уместность высказываний, учёт контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов и т.д.

3. Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание общений, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии.

4. Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.

5. Эго-компетентность – осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов., понимание причин своих промахов и ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретённые в жизненном опыте.

Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности.

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:

- они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен;

- они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений;

- они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.

Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования. Социальная компетентность совершенствуется через научение, расширение знаний, и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально – желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

В реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Литература
1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992, № 5 - С. 104.
2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
3. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. – 1995, № 5 – С. 61-68.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: