Тема 13. Правила твоей жизни

Ваша главная задача – хорошо учиться, получить образование. Когда у учеников 4 класса спросили, зачем детям нужно учиться, то ответы бывают разными: «быть грамотным», «чтобы радовать маму». Последние слова самые важные – они относятся к категории нравственности человека. А учёба важна потому, что человеку присуща тяга к знаниям, любознательность.

Трудно на одном месте высидеть весь урок, так хочется побегать, поиграть. Но на уроке обязательно должна быть дисциплина, иначе ты не получишь полноценных знаний. Если хочешь задать вопрос или ответить, молча подними руку, не отрывая локтя от парты. Не поправляй ответ товарища без разрешения учителя, не подсказывай, не мешай отвечающему репликами.

Вести себя сдержанно следует не только на уроке, но и на перемене. Представь, что будет твориться в школе, если сотни учеников одновременно начнут кричать, бегать, устраивать вольную борьбу или применять физическую силу. Не надо толкать друг друга, шуметь, мешать другим отдыхать.

Во время перемены кушают обычно там, где заведено в школе: в столовой, буфете или в классе. Если завтракаешь в классе, расстели на парте салфетку, не роняй крошки на пол. После завтрака вытри рот и руки салфеткой, собери крошки, мусор и выброси в корзину.

Если для детей устраивают праздник, то прийти надо празднично одетым, с аккуратной причёской.

Как справедливо замечено в одной из русских пословиц, по одёжке встречают, по уму провожают. Перед выходом из дома следует проверить, в порядке ли твой костюм или платье. Посмотри, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришей пуговицу. Не забудь посмотреть, как выглядят твои ботинки. По ним прежде всего судят о твоей аккуратности. Придя домой, ботинки следует помыть, просушить. Обувь любит, когда её смазывают кремом, натирают щёткой.

За уроками. Художник Ф.П. Решетников

От тебя во многом зависят порядок и чистота в доме. Старайся не ждать, когда взрослые напомнят о твоих обязанностях. Самостоятельный человек каждое утро красиво и аккуратно застилает свою постель. Игрушки и книжки после игр и занятий лежат на отведённых для них местах. Если он насорил, то уберёт за собой мусор, подметёт пол, вытрет пыль.

Если видишь, что твои родители устали, будь к ним особенно внимательным: помоги накрыть на стол, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Поддерживай чистоту и порядок в подъезде и во дворе. В подъезде не пачкай стены, не пиши на них. Это не только признак некультурности, но и хулиганства.

Во дворе можно побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Играть надо дружно, соблюдая правила игры, не надо ссориться из-за пустяков, быть несправедливым. Здороваясь при встрече с ребятами, называй их по имени. Если не знаешь имени – спроси, назови себя. Нехорошо называть товарищей по прозвищам, дразнить ребят. Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему. Если помогли тебе, поблагодари. «Вежливые» слова следует говорить не только взрослым, но и своим друзьям.

Поддерживай порядок во дворе: не сори, береги деревья и кустарники, не рви цветы, оберегай птиц, не забывая подкармливать их в зимнее время. Бережно обращайся со всем тем, что построено для детей. Играть надо так, чтобы не мять цветник, не мешать прохожим.

На прогулку следует выходить в отведённое для этого время. Дома попроси разрешения у старших и скажи, где и сколько будешь гулять. Возвращайся вовремя. Встречая на улице знакомых, приветливо поздоровайся, вежливо ответь на вопросы, если они будут. Знай свой точный домашний адрес. Познакомься с названиями близлежащих улиц, узнай, какие учреждения, магазины здесь находятся, умей объяснить, как туда пройти. Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т. д.), постарайся ответить чётко, ясно и понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это. Нельзя с посторонними куда-либо идти или ехать, выполнять их поручения. Помни, что твоя жизнь может оказаться в опасности.

Не останавливайся для разговора с товарищем на середине тротуара, это будет мешать прохожим, надо отойти в сторону. Если видишь маленького ребёнка без присмотра, узнай, в чём дело, помоги ему. Никогда не обижай малышей. Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.

 

Вопросы и задания

 

1. Прочитай правила нравственного самосовершенствования, составленные ребятами. Добавь к этим правилам еще три своих правила школьной жизни.

· Учительницу нашу не обижай и других учителей уважай.

· Утром в школу приходя, поздоровайся всегда.

· Обувь ты свою помой и следи за чистотой.

· Все учебники, тетрадки держи в полном порядке.

· Руки чисто с мылом мой и следи за чистотой.

· Никогда не обзывайся, лучше чаще улыбайся.

· Будешь всех ты оскорблять – останешься один гулять.

· Чтобы хорошо учиться, нужно много потрудиться.

2. Можно ли считать культурным человека, который в школе или на работе вежлив и предупредителен, но, придя домой, с близкими людьми не церемонится, груб и нетактичен? Напиши свое мнение.

3. Однажды древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» – «У невоспитанных», – ответил он. Что имел в виду мудрец?

4. Про бездельников, лентяев говорят: «Перестань баклуши бить, возьмись за дело». Напиши, как ты понял это выражение. Узнай, как произошло это выражение и запиши ответ.

5. Найди в тексте и выпиши предложения, которые соответствуют рисункам. Ответь письменно, все ли герои рисунков поступают правильно?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: