Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура

Упакхьяне Упадеша

Поучительные истории

Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура

 

 

***

 

 

Над книгой работали переводчики и редакторы.

Дивъя Шакти Дас

Мадхурья Кадамбини Даси

Бхн. Ольга Пустынникова

Над электронной формой работал Свананда Сукхада дас

 

 

Оглавление:

 

Урок геометрии

Лопнувшая лягушка

"Золотой" каменный горшок

"Да, нет, очень хорошо"

Глупая пчела и мед

Как увидеть солнце ночью

Семья ради Гиты

"Держи вора!"

"Слава рису Баламигхи!"

Лалу и Калу

С воздушным змеем на крыше без ограды

Скальпель

"Каствам", "Кхаствам"

Лягушка и полрупии

Предусмотрительный дровосек

Мечты бурлака

Есть ли радость и жертвенность в преданности?

Голый Пеньчо

Старая мудрая обезьяна

Шалаграм для колки орехов

Тезисы Доктора Лягушки

Поединок с небом

"Чуть-чуть молодая чуть-чуть старая" курица

Милость только для искренних

В рабстве у попкорна, или кукурузные кандалы

Обманчивость обьиая

Софизм слепого следования

Слепцы и слон

Ошибка слепого, держащегося за хвост коровы

Каждому воздается по заслугам

Родовой колодец

"С-Ж", "А-О"

"Я не крал бананы!"

Как Бхагаван из-за интриг стал привидением

"Переправимся через реку, когда она высохнет"

Желание плавать без воды

Как кузнеца низкопробной сталью хотели обмануть

Кузнец и гончар

Идиот-садовник и глупый пандит

Отвори дверь и впусти свет

Сколько еще лысому ходить под деревом баэль

Спать на голой земле, когда поломана кровать

Улетающий попкорн - "Говиндайа намаха!"

Плевок в небо

Обрезать себе нос, чтобы испортить другому путешествие

Веселый ад

Сложение чисел для учителя

Золотые, серебряные и железные кандалы

Бедняк и всеведущий мудрец

 

Урок геометрии.

 

Жила на свете бедная вдова. С большим трудом растила она своего единственного сына. Поняв, что в жизни ей не на кого будет больше опереться, и он ее единственная надежда, женщина наняла для мальчика учителя, хотя порой, чтобы оплатить уроки, ей приходилось брать деньги взаймы.

Шло время, и мальчик благополучно доучился до седьмого класса. Однажды на уроке геометрии, которую учитель преподавал ему на английском языке, он читал вслух условие задачи. "Пусть треугольник называется ABC", - громко произнес он. Но едва он промолвил эти слова, как в класс ворвалась его мать и закричала: "Я думала, что за семь лет ты хоть чему-нибудь его научишь, а он все еще алфавит зубрит! Он знал его, когда еще был младенцем. И за это я плачу тебе 10 рупий в месяц! Довольно! С сегодняшнего дня мы больше не нуждаемся в твоих услугах. Единственное, на что ты годишься, - это обучать первоклассников, раз ничему, кроме алфавита, научить не можешь".

Вдова разразилась бранью, спорить с ней было совершенно бесполезно, и учителю не оставалось ничего другого, как уйти. Комментарий.

Люди, чьи желания далеки от сознания Кришны - карми, гьяни, йоги, аскеты и т. п., члены так называемых религиозных общин, часто выдвигают аргументы, очень похожие на доводы вдовы. Они говорят: "Постоянно служа в этом мире, мы стали совсем бесполезными. Рабская психология коренная причина всех несчастий. И как, если мы будем придерживаться того же настроения покорного служения, даже начав практику религии, и будем служить Богу в полном подчинении Ему даже после освобождения, мы сможем прогрессировать? Рабское сознание усиливается лишь тогда, когда человек находится в неведении и обусловлен влиянием иллюзии. Но по достижении освобождения мы должны развить сознание "ахам брахмасми", т.е. "я - Брахман".

На такие доводы чистые преданные возразят, что преданность или служение Богу - это вечное положение всех живых существ, обладающих сознанием. Такая преданность, развиваясь и проходя через различные стадии, такие как садханабхакти, бхава-бхакти (экстатичную преданность) и према- бхакти (преданность в любви), показывает, какое благо она приносит. И это благо вечно.

Настроение служения в духовной практике известно как садхана-бхакти (несение преданного служения), тогда как близость или служение Господу Шри Кришне после обретения освобождения - это према-бхакти (любовь в преданности). Поклонение Богу в освобожденном состоянии это неудержимое, непреодолимое служение (апратихата сева).

А, Б, В, Г или ка-кха-га-гха можно повторять и изучая алфавит в начальной школе, и на последнем курсе университета на сдаче экзамена, и даже будучи маститым ученым. Человек должен учиться разнообразию и артистичным тонкостям применения того же самого алфавита.

Имперсоналисты рассуждают подобно вдове из этой истории, которая говорила, что А Б, В, Г повторяют только дети начальной школы, и что такие буквы не для ученого человека.

Неверно думать, что служить Шри Кришне нужно лишь в период обучения преданности. Даже достигнув совершенства освобождения, нужно продолжать служение Господу Кришне. Такова наша вечная природа и наш долг. Настоящим считается такое служение, которое человек предлагает Кришне в освобожденном состоянии, и это самая совершенная форма служения. Никогда не считайте, что служение иллюзии, майе, и служение Кришне - это одно и то же.

 

 

Лопнувшая лягушка.

 

Жила некогда в одном пруду лягушка. Однажды ее сыну довелось увидеть большого слона, который проходил неподалеку от водоема. Лягушонок прибежал к маме и, захлебьшаясь от восторга, начал рассказьшать, какое огромное животное он сегодня повстречал. - Правда? - удивилась мамаша-лягушка. - А какого размера было это животное? - О-о, очень большого, - ответил лягушонок, - гораздо большего, чем ты. - Такого? - немного надувшись, поинтересовалась лягушка. - О, нет, намного больше! - заверил ее сын. - Неужели такого? - снова спросила она,раздувшись еще сильнее. - Нет-нет, мамочка, гораздо больше! - ответил малыш.

Так лягушка продолжала раздуваться все больше и больше, спрашивая при этом, такого ли размера был слон, на что лягушонок каждый раз отвечал: "Гораздо больше, гораздо больше". В конце концов, раздув свое брюхо до невероятных размеров, превышавших все границы допустимого, лягушка просто лопнула с оглушительным треском. Комментарий.

Ничтожные живые существа, которые считают себя napa-брахмой (пара - верховный, брахма - Абсолютное Существо) и полагают, будто нет никого равного или более великого, чем они, склонны воображать себя достигшими того же совершенства, что и освобожденные души. Они забыли, что являются всего лишь заблудшими незначительными дживами, истинное предназначение которых - преданно служить Господу. Как правило, они гибнут из-за своего ложного эго, подобно чванливо надувшейся лягушке. Шри Чайтанья Махапрабху говорил: гьяни дживан-мукта-даса пайну кари, мане вастутах буддхи 'шуддха' нахе кришна-бхакти вине маядхиша маяеаша, ишваре дживе бхед хена дживе ишеара-сах каха та' абхед прабху кахе, - 'вишну вишну', иха на кахиба! дживадхаме 'кришна'-гъяна кабху на кариба! саннъяси - чит-кана джиеа, кирана-хана-сама шад-айшеаръя-пурна кришна хая сурйопама джиеа, ишеара-таттеа - кабху наха 'сама' джеалад-агни-раши джайчхе спхулингера 'кана' йеи мудха кахе, - джиеа ишеара хая 'сама' сеита 'пашанди' хая, данде таре яма "Есть много умствующих философов (гьяни), принадлежащих к школе Майавады, которые считают себя освобожденными и называют друг друга Нараяной. Однако их разум не чист, поскольку они не служат Кришне". (Чайтанья- чаринамрита, Мадхья-лила, 22.29)

"Господь - повелитель всех энергий, а живое существо - их слуга. В этом разница между Господом и живым существом Несмотря на это, вы заявляете, что Господь и живые существа - это одно и то же". (Ч.-ч, Мадхья-лила, б 162)

Шри Чайтанья Махапрабху немедленно воскликнул: "Вишну! Вишну! Не называйте Меня Верховной Личностью Бога. Джива никогда не может стать Кришной. Не смейте даже произносить таких слов!"

"Санньяси, живущий в отречении, несомненно, является неотъемлемой частицей полного целого, подобно тому, как сияющая корпускула солнечного света - неотъемлемая частица самого солнца. Кришна подобен солнцу. Он обладает всеми шестью достояниями, а живое существо - лишь часть полного целого".

"Никогда нельзя считать, что живое существо и Абсолютная Личность Бога равны, точно так же как отдельную искру никогда нельзя сравнивать с пламенем, из которого она вылетела". (Ч-ч, Мадхья-лила, 18 111-113)

"Глупец, утверждающий, что Верховная Личность Бога и живое существо - суть одно, - атеист, и он будет наказан повелителем смерти Ямараджем". (Ч-ч., Мадхья-лила, 18.115) Послесловие:

Рассказывая историю о лопнувшей лягушке, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада обычно говорил, что лучше быть хорошим человеком, чем великим "Я

- Брахман", "я - сиддха", "я - вайиишв", "я - пандит", "я - осознавшая себя душа" - такого рода ложное эго является первопричиной рабства падших существ. Тот, кто просвещен чистой преданностью Шри Хари, никогда не будет думать осебе, как о хозяине материальной природы и наслаждающемся этим материальным миром - великом деятеле, великом проповеднике и т. п. Такой человек считает себя незначительным, как пылинки у стоп его духовного учителя и вайшнавов. В сердце он всегда будет хранить неподдельное и очень искреннее смирение. Живое существо никогда не сможет стать пара-брахмой, точно так же, как Равана никогда не сможет стать Господом Шри Рамачандрой.

 

 

"Золотой" каменный горшок.

 

Однажды землевладелец позвал деревенского ювелира и сказал: "Вот тебе слиток золота. Отлей мне из него горшок для молока, но смотри, не обмани меня. Горшок должен быть золотым, ничего не добавляй в этот металл". Ювелир сказал: "Хорошо" и ушел.

Когда в руки ювелира попал слиток чистого золота, алчность овладела им, и он начал подумывать о том, чтобы его украсть. Тем не менее, он понимал, что если землевладелец заметит обман, то его накажут. Поэтому мастер решил вырезать горшок из камня, а сверху покрыть его золотом.

Когда ювелир принес землевладельцу каменный горшок, покрытый золотом, тот очень удивился и спросил. "Что это ты принес?" Ювелир ответил: "Сэр, это золотой горшок. Изваять его мне стоило большого труда". "Ты что, шутишь? Это же каменный горшок!" - возмутился землевладелец. На что ювелир ответил: "Сэр, это "золотой" каменный горшок". Комментарий:

Те, кто классифицируют вайшнавов на касты, говоря, вот брахман-вайшнав, кшатрий-вайшнав, вайшья-вайшнав, шудра-вайшнав или чандал-вайшнав, просто спекулируют. Такие рассуждения сродни "золотому" каменному горшку. Человека нужно считать либо вайшнавом, либо брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой. Горшок нужно называть либо каменным, либо золотым. Манговый пирог (амсатва) должен быть приготовлен из манго, и никто не может называть его манговым, если он приготовлен из джэкфрута (кнатхалер амсатва). Аналогично этому, терминология, приписывающая вайшнаву качества шудры, неверна. Если человека считают вайшнавом, это значит, что он не принадлежит ни к каким мирским определениям классов, вроде брахман, кшатрий, вайшья, шудра, или низкорожденный чандал, или "индус - неиндус". Любая терминология типа вайшнав-индус или вайшнав-явана - это просто абсурд. Считать так крайне оскорбительно.

 

 

"Да, нет, очень хорошо"

 

Простой деревенский житель схватил на слух несколько английских слов. А запомнил и того меньше, только "да", "нет" и "очень хорошо". Он никогда не пытался серьезно понять их смысл, но зато думал, что, пользуясь этими словами в обществе, можно добиться почтения к себе как к человеку, "говорящему по-английски".

Однажды несколько бандитов совершили убийство, а затем, чтобы избежать правосудия, подстроили все так, как будто виноват был этот деревенский житель. Когда крестьянина привели в суд, судья спросил его на бенгали. "Это Вы совершили убийство?"

Глупый чудак подумал, что если он будет говорить с судьей по - английски, тот проникнется к нему уважением, посчитав его последователем западной культуры, и снимет с него обвинение в убийстве. Решив так, он ответил судье: "Да!" Затем судья спросил- "Был ли вместе с Вами кто-то еще?" "Нет!" - быстро ответил крестьянин. Тогда судья задал последний вопрос. "Вы понимаете, что Вас посадят в тюрьму?"

Желая опротестовать такое несправедливое решение, подсудимый решил пустить в ход свое последнее средство. Дабы подтвердить, что он истинный джентльмен, и не совершал убийства, и что, тем более, его никак нельзя бросать в тюрьму, он ответил судье: "Очень хорошо!" Комментарий:

Начинающие преданные часто приводят цитаты из писаний. Не обладая правильным пониманием тех наставлений и религиозных терминов, которые им довелось услышать от чистых преданных, они просто повторяют их, как попугаи. Они руководствуются лишь модой, добиваясь почтения к себе.

Но, в конечном счете, они оказываются в положении этого деревенского жителя. Если цитаты из писаний и авторитетные наставления не усвоены должным образом и употребляются не к месту, то они не будут признаны. К тому же, пользуясь таким "попугайским" красноречием, невозможно освободиться из тисков майи, иллюзии.

На публичных лекциях, собраниях и в популярной мирской литературе часто можно наблюдать, как "красноречивые ораторы" современной цивилизации разглагольствуют, говоря о преданности, преданных и Верховной Личности Бога. Чистые преданные сравнивают такие рассуждения с рассуждениями деревенского жителя, упомянутого в этой истории, который не знал ничего, кроме "да", "нет" и "очень хорошо". Такие люди, в конечном счете, просто продолжают страдать, оставаясь в беспощадных тисках майи.

 

 

Глупая пчела и мед.

 

Однажды пчела заметила прозрачную банку с медом. И ей, конечно же, захотелось насладиться ее содержимым. Не понимая, что мед находится под стеклом, глупышка начала облизывать банку снаружи.

Так, просидев некоторое время на банке, пчела пришла к заключению, что, должно быть уже попробовала мед. В действительности, она его даже не понюхала. Пчела просто обманывала себя. Комментарий

Материалисты и так называемые вайшнавы верят в то, что они уже испробовали нектар преданности. На самом же деле, они не могут даже приоткрыть для себя источник трансцендентных настроений преданности, Господа Кришну.

В наше время некоторые люди слушают и пересказывают произведения таких великих людей, как Чандидас и Видьяпати. Иногда они поют об играх Кришны, твердо веря, что ощутили трансцендентные настроения любви к Господу Шри Кришне. В действительности же, они никогда не добирались и окраин игр и трансцендентных настроений служения Господу Шри Кришне.

Некоторые отвратительные предатели религии и еретики, такие как Калапахадх, небезызвестные борцы с традиционными принципами религии и прочие могут думать, что способны разбить или уничтожить Божества в храмах и сами храмы Верховного Господа. Некоторые эгоисты и так называемые проповедники могут бахвалиться, что нашли огромное количество ошибок и несоответствий в священных писаниях, таких как "Шримад-Бхагаватам" и "Шримад Бхагавад-гита. Даже Равана, великий царь демонов, собирался силой похитить Ситу Деви, намериваясь насладиться ею.

В реальности же, они даже не могут увидеть объект, к которому так стремятся, что уже говорить о том, чтобы соприкоснуться с ним. Равана просто обманывал себя, когда похищал тень Ситы Деви. Все его планы насладиться потерпели крах.

Если кто - то в гневе или обуреваемый завистью рвет на клочки карту Индии и думает, что так уничтожил все государство, то он просто глуп. А те, кто под влиянием иллюзорного материального знания действуют против Шри Хари, духовных учителей и вайшнавов, просто выставляют себя самыми большими глупцами на земном шаре. Шри Чайтаньядева говорил: апракрита васту нахе пракрита-гочара веда-пуранете ей кахе нирантара

"Духовная суть лежит за пределами материальных представлений. Таков вечный вердикт Вед и Пуран". (Ч.-ч., Мадхьялила, 9.194)

 

 

Как увидеть солнце ночью.

 

Однажды капризный землевладелец захотел увидеть солнце в ночном небе. Какой-то льстец сказал ему: "Если Вы, наш господин, того желаете, так оно и будет. Мы должны показать миру пример воли и дела, все начнут прославлять Вас и следовать Вашему примеру". Рассыпаясь в похвалах землевладельцу, этот льстец притащил огромный фонарь и, направив его в небо, спросил: "Посмотрите, мой господин, Вы видите солнце?"

Два других льстеца сказали: "Нет, солнце с одной лампой не разглядеть, сейчас мы принесем много фонарей". Так они и сделали, некоторые из друзей-ученых тоже пытались показать ему солнце с помощью сильного электрического света. Но все попытки оказались тщетными.

Там случайно оказался один здравомыслящий человек, который объяснил, что солнце ночью не увидеть, даже если собрать все лампы мира - это пустая трата электроэнергии, денег и времени. Для того чтобы увидеть солнце, нужно дождаться восхода. Солнце можно увидеть лишь с помощью солнечного света. С помощью электричества солнце не разглядеть. Комментарий:

Подобно этому все попытки ученых - материалистов, археологов и других введенных в иллюзию людей увидеть и понять вечную трансцендентную форму Верховного Господа, полного блаженства и знания, с помощью так называемого мирского знания, приобретенного материальными чувствами и путем всевозможных доводов, ничто иное, как самообман.

Также как солнце никогда не увидеть в ночном небе даже с помощью сотен ламп, изначальную форму Господа Шри Хари, духовного учителя и вайшнавов невозможно увидеть, даже если сто раз попытаться сделать это, прибегнув к так назьшаемому мирскому знанию, которое живые существа приобретают с помощью своих материальных чувств. Солнце видно лишь при свете солнца. Осознание подлинной изначальной формы Господа Шри Хари, гуру или вайшнавов возможно лишь по их милости Духовного учителя невозможно оценить своим крошечным разумом. Любое живое существо, обусловленное умом, подверженным влиянием иллюзии, не может должным образом оценить ни Господа Кришну, Верховного Повелителя иллюзии, ни истинного вайшнава, сведущего в сознании Кришны.

 

 

Семья ради Гиты.

 

Некогда один духовный учитель, живший в отречении, дал своему ученику копию священной Гиты, посоветовав все время изучать ее. Сев в пещере горы Виндхья, ученик принялся за чтение.

В пещеру забрался маленький мышонок. Изо дня в день он подгрызал странички Гиты. Очень расстроившись из - за этого, ученик принес из соседней деревни котенка.

Чтобы прокормить кота, нужно молоко. Поразмыслив, ученик решил, что надо обзавестись коровой. По милости Господа один добросердечный человек дал ему ее, но на сердце бьшо беспокойно. Как содержать животное? Чтобы обеспечить корове безопасную и удобную жизнь, отрешенный ученик построил коровник.

Затем возникли новые беспокойства. Корову надо каждый день кормить и поить. Отрешенный ученик беспокоился, что если он будет заботиться о корове, то пострадает его преданное служение, поэтому он поручил это пастуху. Тот взялся пасти корову. Но кто-то должен кормить пастуха и присматривать за тем, чтобы он хорошо делал свою работу. После длительного раздумья беспокойный санньяси женился.

Постепенно его семейство разрасталось. У него появились деньги, люди и большой дворец. Так санньяси все больше и больше погружался в семейную жизнь, забывая о том, что должен изучать Гиту.

Некоторое время спустя духовный учитель решил проверить, как поживает его ученик. И случилось так, что он проходил мимо дворца санньяси. Посмотрев на роскошь и сонм родственников санньяси, он спросил: "Это еще что такое?"

Тогда ученик сложил ладони и, предлагая все это духовному учителю, ответил: "Махараджа, это семья, которую мне пришлось создать ради твоей Гиты, ты помнишь?" Комментарий:

Человек, действительно пребывающий в сознании Кришны, не должен увеличивать размеры своих нужд и требований во имя "юкта вайрагьи" (правильного отречения). Живое существо, занятое преданным служением, никогда не должно считать, что оно равно по положению великой, целиком и полностью освобожденной душе.

Тот, кто занят преданным служением, будь он санньяси или грихастха, должен строго придерживаться следующего предписания священных книг: "яваннирваха пратиграха - стремитесь лишь к тому, что действительно необходимо для поклонения Господу Шри Хари". Материальные дела человека не должны быть ни чрезмерными, ни недостаточными, поскольку и то, и другое приводит к отклонению с пути духовного возвышения.

Принявшие обет целибата (брахмачарью), или уединенной жизни (ванапрастху), или отречения (санньясу) должны жить в ашраме, в уединенном священном месте (матхе), вдали от дома и заниматься преданным служением Господу Шри Хари. Но даже такие люди иногда могут обнаружить, что впутались в "семейную жизнь ради Гиты". Если ими завладевают мысли о ежедневных нуждах, то они просто занимаются самообманом под видом преданного служения Господу Шри Хари.

Честный человек должен быть очень осторожен. Он не должен попадаться на крючок иллюзорной энергии (майи), думая, что хочет получить желаемое для преданного служения Господу Шри Хари.

Претендуя на то, что достиг совершенства, внимательно выслушав мириады наставлений от великих освобожденных душ, наш злокозненный, неконтролируемый и извращенный ум со всеми дурными наклонностями, стремится обрести чтото для удовлетворения чувств, ошибочно полагая, что это благоприятствует преданному служению Шри Хари. Так ум переориентируется на лицемерное дипломатичное поведение.

Многие привлеклись материальным знанием во имя изучения писаний или расширения своей эрудиции! Мы привязались к комфорту и тем, кто от нас зависит, жене и детям, лишь потому, что обманывали себя, вступая в семейную жизнь якобы для того, чтобы соблюсти юкта вайрагью (правильное отречение) и одновременно с тем нести преданное служение Господу Шри Хари.

Даже став санньяси, брахмачари, грихастхой или ванапрастхой в сознании Кришны, многие из нас стремятся к материальной репутации и славе. Мы пытаемся господствовать буквально над всем и это так разрушительно для духовной жизни.

Поэтому так важно желать милости и молить о ней чистых честных преданных, постоянно находиться в их обществе, верой и правдой служить им, раскрывать им все свои опасения и дурные предчувствия, чтобы они могли благословить нас своим неоценимым руководством.

 

 

"Держи вора!"

 

В одной деревне кто-то постоянно совершал кражи. Тщетно пытались жители вычислить, кто у них вор. Как только люди поднимали тревогу, вор убегал. Они кричали вдогонку. "Лови, держи!", но безрезультатно.

Проведя опрос всех пострадавших и тщательное расследование, глава деревни выяснил одну закономерность - после каждой кражи на месте происшествия оказывался человек, который всегда проявлял наибольшую инициативу в поимке вора. У главы появились некоторые подозрения, и он наказал охраннику следить за этим человеком и докладывать обо всех его передвижениях. Однажды в два часа ночи охранник увидел, как подозреваемый вышел из дома и пошел куда-то, пряча под чадаром лом. Стараясь не упускать его из виду, охранник стал украдкой следить за ним. Тот остановился у дома на краю деревни и, не долго думая, проломил стену и забрался внутрь. Вскоре из дома донесся крик: "Грабеж!" Охранник увидел, как вор выскочил из дома и, пряча украденное, побежал в джунгли.

Как обычно, на плач и крики потерпевших сбежались соседи, а вор, оббежав вокруг деревни, невинно присоединился к толпе и начал расспрашивать о происшедшем. Делая вид, что ищет грабителя, он осматривал каждый куст и закоулок. Проходивший через деревню охранник схватил его и закричал: "Вот взломщик! Вот вор!" На крик сбежались люди и напали на охранника, приняв его за вора. Они бы избили его, если бы не глава деревни, который на счастье подоспел к месту происшествия. Успокоив односельчан, он отвел охранника в сторону и попросил рассказать, что произошло. Выслушав отчет, он просил наблюдать за поведением настоящего преступника и пригласил людей пройти в джунгли. Вор забеспокоился и начал говорить, что джунгли слишком опасное место, чтобы ходить туда по ночам. "Вор не стал бы прятаться в этом змеевнике" - увещевал он. Но, не смотря на все его доводы, люди пошли. Вор пытался улизнуть, а по его лицу было видно, что он страшно боится. Но односельчане настояли на том, чтобы он пошел. Охранник показал место, где тот спрятал награбленное. Когда люди увидели шкатулку с драгоценностями, завернутую в чадар этого человека, и его лом, стало совершенно очевидно, что тот, кто кричал больше всех, сам оказался вором. Не дожидаясь, пока его арестуют, вор бросился наутек. Он бежал, а жители деревни гнались за ним, крича: "Держи вора! Хватай его!" Хитрый вор, унося ноги, тоже начал кричать: "Держи вора! Держи вора!", показьшая пальцем на какого-то прохожего. Люди накинулись на невинного человека, а вор сбежал, введя людей в очередной раз в заблуждение. Комментарий:

Среди людей достаточно часто можно встретить подобных подлецов и атеистов. Они всегда клевещут на истинных защитников общества, принося беспокойства этим великим душам, верно и бескорыстно служащим на благо обычных людей, и подло пытаются запятнать их репутацию, выставляя этих святых ворами и жуликами.

Все ведические писания: Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Упанишады и т.д., утверждают, что этот материальный мир принадлежит Верховному Господу. Все принадлежит Ему и тот, кто не предлагает все Верховному, Господу, не прославляет Его, не проповедует Святое имя и использует собственность Господа для собственного удовольствия - просто вор.

Такой человек всегда пытается переложить вину на того, кто проповедует Святое имя Всевышнего Господа. Святой человек стучится в двери каждого дома, стараясь пробудить людей от сна заблуждения, а негодяи ходят от двери к двери, лишь чтобы что-нибудь, украсть. Когда их ловят на месте преступления, они указывают пальцем на садху, обвиняя их во всех смертных грехах, а сами убегают. Это обычное явление в век Кали. Великий поэт Туласидас написал: чорко чходе садхко бандхе, патхикко лагаое пханси дханйа калиджуг тери тамаса, духкх лаге аор хаси

"Настоящего вора выпускают, а святого связывают, случайный прохожий во всем виноват - казнить его. Вся слава Кали йуге! Такова твоя великая шутка, вызывающая смех сквозь слезы".

Некоторые купцы, которые торгуют "религией": священными писаниями, Гитой, Бхагаватам и Божествами Господа ради денег, пытаются обвинить истинных святых, бескорыстно проповедующих Святое имя Господа Хари, в алчности, свойственной профессиональным торговцам. Они нагло заявляют, что не следует винить материалистов, ведь даже святые люди нуждаются в деньгах. Это не что иное, как обвинять охранника в воровстве. Святой человек использует все свои деньги на благо людей мира. Он проповедует. Святое имя Господа Шри Хари, Лакшми не предназначены лишь для поддержания семьи, как полагают некоторые, они не для чувственных утех и преступлений.

Истинные святые собирают деньги и мудро используют их, проповедуя Святое имя и славу изначального владельца всего, повелителя богини Лакшми, Кришны. Они хотят дать мир и счастье всем атеистам и обусловленным живым существам материального мира.

Те, кто хотят обокрасть Повелителя Лакшми, пытаются ввести обыкновенных людей в заблуждение, тыкая пальцем в святых и крича: "Держи вора! Держи вора!" Завистники имперсоналисты также пытаются скрыть собственные пороки, обвиняя преданных.

 

 

"Слава рису Балам и гхи!"

 

Некогда жил землевладелец, у которого ни один работник не задерживался надолго. Помещик нанимал новых слуг, но те, как правило, уже через несколько дней увольнялись. Это его очень беспокоило, поскольку поддерживать огромное хозяйство без слуг просто невозможно.

Однажды он посетовал другу на судьбу: "Надо мной тяготеет какой-то злой рок! Все слуги просто бегут из моего дома! Не знаю, что и делать?"

"Я дам тебе совет, - ответил ему друг, - и если ты последуешь ему, никто и никогда не уйдет от тебя, даже если ты будешь гнать его. Найми нового слугу и корми его дважды в день отборным рисом Балам, приготовленным на чистом гхи, а через полгода можешь взвалить на него любую работу, какую пожелаешь".

Землевладелец сделал все так, как посоветовал друг. В течение полугода его новый слуга наслаждался неповторимым вкусом риса Балам, приготовленного на гхи, после чего любые другие сорта риса утратили для него всякую привлекательность. Когда же полгода истекли, землевладелец начал все больше и больше загружать слугу работой. Работник жаловался помощникам своего господина: "Если так будет и дальше продолжаться, я просто уволюсь". И каждый раз, делая какую - нибудь сверхурочную работу, он ворчал: "Ноги моей не будет в этом доме!"

Наконец, в один прекрасный день, землевладелец сказал: "Я больше тебя не держу. Можешь идти". Слуга попробовал работать у других людей, но где бы он ни бьш, ему не удавалось испытать былого удовольствия от чудного вкуса риса Балам с гхи.

В конце концов, жалкий и беспомощный, он вернулся в дом своего старого хозяина. Всякий раз, когда ему поручали дополнительную работу, он убегал куда-нибудь в поисках более легкой жизни. Однако, вспомнив, с каким наслаждением он ел в доме землевладельца рис Балам с гхи, он тут же возвращался назад, оправдываясь, что привязанность и теплые чувства к хозяину неискоренимы, и потому нигде, кроме как у него, он жить не может. Спустя несколько лет, встретив своего друга, землевладелец вне себя от радости закричал: "Слава рису Балам и гхи". Комментарий:

Эта история разоблачает влияние женщин, денег и славы, которых мы так жаждем. Непросто найти в этом мире человека, который бы хотел заниматься беспричинным преданным служением Господу Шри Хари. Никто не хочет жить в семье Господа Шри Кришны. Тот, кто стремится к чувственным наслаждениям и полон материальных желаний, может несколько дней позаниматься неискренним служением Шри Кришне, но затем, гонимый жаждой чувственных утех, он снова возвращается к их различным аспектам: поиску материальной выгоды, положения и славы, религии, деньгам, плодотворной деятельности и освобождению.

Чтобы привлечь таких людей к Богу и раскрыть их скрытые возможности великодушные духовные учителя распоряжаются, чтобы их кормили рисом Балам, приготовленном на гхи. Другими словами, духовные учителя делают все возможное, чтобы удержать этих лентяев в семье Господа Шри Кришны, наделяя их различными видами положения и славы. Начинающий преданный может захотеть уйти из семьи Господа Шри Кришны, но если ему давать рис Балам и гхи, в форме престижа, общественного положения, почета и т.д., то он вряд ли уйдет, даже если его попросят. Некоторые люди проявляют определенную привязанность и теплые чувства к землевладельцу, или духовному учителю. Поэтому, вся слава рису Балам и гхи!

Искренняя находчивость, с которой землевладелец выполняет свои обязанности, сродни искреннему желанию духовного учителя или чистого преданного удовлетворить Господа Гаурангу. Если сравнивать слугу с учениками, которые притворяются, что служат своему духовному учителю, можно с твердым убеждением сказать, что рис Балам, приготовленный на гхи - это стремление ученика к положению, почету и славе.

 

 

Лапу и Калу.

 

У бакалейщика было два сына, Лалу и Калу. Он хотел, чтобы они выучились счету и работе с весами, поэтому он отдал их в обучение. Но мальчишки оказались такими неуправляемыми и проказливыми, что, сколько учителей за них ни бралось, у них ничего не получалось. Наконец бакалейщик объявил, что будет отдавать половину от доходов своей лавки тому, кто научит считать его сыновей, хотя бы в пределах ста.

У этих двоих было столько пороков! Они уже в нежном детском возрасте повадились курить. Бедный старый брахман, привлекшись щедрым вознаграждением, взялся за. их обучение, а отец позаботился о том, чтобы сыновья всегда были при учителе. Однажды Лалу и Калу пошли с учителем на прогулку. Им перешла дорогу корова. Увидев ее, учитель спросил Лалу: "Ты можешь сосчитать, сколько у нее ног?"

"Одна, две, три…" Внезапно Калу остановил брата, заткнув ему рот рукой. Он сказал: "Брат, не считай! Этот пройдоха пытается обучить тебя математике". Лалу тут же прекратил считать, поняв коварный трюк своего учителя.

На другой день Лалу, Калу и брахман отдыхали в одной комнате. Оба мальчика сладко похрапывали, притворяясь, что глубоко спят. Их учитель, ничего не подозревая, подумал, что ребята уснули, и тоже решил отдохнуть. Через какое-то время Лалу и Калу, убедившись, что он спит, вылезли из кроватей, и пошли курить столь дорогие их сердцам сигареты. Выкурив по папиросе, они вернулись в комнату, и как ни в чем не бывало легли спать.

Спустя некоторое время учитель проснулся из-за вони, доносившейся из коридора. Он тут же "разбудил" мальчишек и начал расспрашивать, откуда взялся этот смрад. Его худшие подозрения подтвердились, когда он понюхал их руки.

Лалу и Калу, потирая глаза, стали ныть: "Господин, мы ни при чем". Но учителя было не провести. "Если вы ни при чем, то почему у вас руки так воняют табаком? "

Лалу и Калу, продолжая защищаться, плакали: "Господин, мы заснули при вас, и вы же нас только что разбудили. Когда бы мы успели покурить? Это, наверное, какие-то негодяи курили из наших рук, воспользовавшись тем, что мы чутьчуть вздремнули!" Комментарий:

Те, кто твердо решили не принимать ни советов, ни указаний, способствующих их собственному развитию, ведут себя как два хитреца Лалу и Калу. Часто бывает так, что мы не хотим обращать внимания на наставления святых людей. Мы не склонны следовать по их стопам в своей повседневной жизни, опасаясь, что те приведут нас в обитель мира и благополучия.

Подобно Лалу и Калу большинство обычных людей не хочет принимать путь, ведущий к истинному благополучию и счастью. Они делают вид, что общаются со святыми, в то время как сами продолжают удовлетворять свои чувства богатствами, женщинами и вином.

Виной тому неспособность расстаться с лицемерием и глупыми чувствами индивидуализма и независимости, из - за которых святой человек не может привести нас к истинной мудрости. А когда наш духовный учитель видит в нас склонность к недостойным поступкам, мы пытаемся выгородить себя, говоря, что на самом деле, не интересуемся этим, но действуем так только потому, что недобросовестные священники и лидеры общества заставляют нас поступать таким образом.

Так уж устроен этот мир, все негодяи поступают как негодяи, а чтобы скрыть свои пороки, они хулят всех остальных. Мошенники пытаются спроецировать свою жажду удовлетворения чувств на честных людей.

 

 

С воздушным змеем на крыше без ограды

 

Глупый мальчишка счастливо и безмятежно носился с воздушным змеем по не огражденной крыше. Друзья стояли рядом и подбадривали его. Заигравшись, он потерял свою бдительность и не заметил, как его нога соскользнула с бортика крыши. Ребенок начал падать, но никто из друзей даже не сказал ему об этом. "Лети, лети вместе со змеем!" - советовали они.

На счастье, рядом оказался умный человек. Он увидел, что мальчик вот-вот сорвется с крыши. Мужчина подбежал к ребенку, чтобы спасти его от неминуемой гибели. Оттаскивая мальчика от края, он выпустил змея.

Но глупый неблагодарный ребенок и его друзья не оценили добрых намерений джентльмена и начали ругать его. Они обзывали его вором, негодяем, правонарушителем, гундом, хулиганом, головорезом и другими нехорошими словами. Они грозили, что пожалуются своим родителям и подадут на него в суд. Некоторые даже пытались ударить его. А ведь этот добросердечный джентльмен просто хотел спасти мальчика от неминуемой смерти. Комментарий

Материалисты навлекают на себя смерть в погоне за тем, что кажется им приятным. Но ни при каких обстоятельствах они не захотят принять то, что горько в начале, хотя оно может оказаться приятным в последствии. Многие наши так называемые друзья в этом материальном мире тоже подстрекают нас удовлетворять чувства, но это просто убьет нас.

Если по счастливому стечению обстоятельств рядом окажется благонамеренный святой человек и он начнет нам проповедовать, по своей милости раскрывая подлинные истины, то поначалу они могут показаться нам неприятными (словно горькое лекарство), и мы не захотим принимать их. Но нужно принимать все добрые советы святых людей. Это принесет нам благо, хотя их слова могут показаться нам очень горькими и тяжелыми.

 

 

Скальпель

 

Амар - так звали одного деревенского мальчика, страдавшего от фурункула, вскочившего у него на спине. Его мучения были такими сильными, что он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Мать и близкие родственники старались смягчить его боль, обмахивая взбухший нарыв веером и дуя на него.

Один сосед посоветовал облегчить муки мальчика с помощью какого-нибудь обезболивающего лекарства, другой же порекомендовал просто убить ребенка. Он считал, что лучше умереть, чем так мучится. Этот сосед говорил, что мальчик страдает из-за того, что жив, а если он умрет, боль прекратится, и таким образом будет решен вопрос и с болезнью, и с пациентом.

Разнервничавшись из-за таких советов, мудрый отец ребенка, не обращая внимания на так называемых благожелателей своего сына, решил, не медля, вызвать опытного врача. Лекарь приехал и сказал, что придется сделать небольшую операцию. Мать и родственники зарыдали. Невежественный мальчишка завопил: "Ты пришел убить меня. Убирайся отсюда, а то я вызову полицию, и тебя арестуют! Почему бы тебе ни засадить этот нож себе в тело? Может быть, ты лучше зарежешь своего сына?! Я скорее отравлюсь, чем дамся тебе на растерзание".

Не обращая внимания на сопротивление мальчишки, врач связал его, уложил и вскрыт нарыв. Через некоторое время боль ушла, и ребенок вскоре поправился. Комментарий

Так же как и врачу, подлинным духовным учителям и святым зачастую приходится анатомировать некоторые узлы в упрямых умах живых существ, давая с виду безвкусные наставления, варьирующиеся в соответствии со степенью запутанности ученика. Но страдающее живое существо едва ли склонно согласится с этими рекомендациями и ругает святых людей, понося их и называя своими врагами и жестокосердными иезуитами.

Так называемые родственники и друзья страждущих живых существ протестуют против операции, желая избежать сложностей и боли. Некоторые псевдодрузья советуют принять философию имперсонализма - это все равно, что покончить с собой ради избавления от дурных привычек.

На деле же ни один из этих методов не может принести вечного блага дживе. Изначальное положение живого существа можно понять, лишь искренне следуя наставлениям священных писаний и избавившись от всех недостойных материальных привязанностей. Выполнение этих двух условий позволит человеку войти в сферу преданного служения. Это единственный путь к вечному блаженству и умиротворению ума.

 

 

"Каствам", "Кхаствам"

 

Жил на свете брахмаш-пандита, который страшно гордился своей родословной. Почти все его предки были учеными. Однако со временем члены его семьи начали питать такое отвращение к учебе, что полностью забросили образование и прожигали жизнь, играя в карты, кости, шахматы и т.д. Чтобы заработать на жизнь, они приходили к домохозяевам и поклонялись их Божествам, но они просто обманывали людей, поскольку даже не могли толком повторять мантры. Не смотря на это, они хвалились, что таких великих ученых как они еще нужно поискать, и вряд ли где им найдется ровня, ибо в их жилах течет благородная кровь многих выдающихся пандитов древности.

Однажды местные борцы за правду решили пригласить в деревню действительно эрудированного человека, чтобы разоблачить так называемых пандитов и излечить их от самолюбия.

Как только приглашенный ученый въехал в деревню, перепугавшиеся "пандиты" бросились к главе деревни на совет, чтобы решить как выйти из столь щекотливой ситуации. Односельчане звали главу деревни Дада Тхакур и считали величайшим пандитом. "Не волнуйтесь", - успокоил он их, - "В моих жилах течет благородная кровь наших великих предков. Поэтому что стоит разгромить этого брахмана? Я начну с ним дискуссию на санскрите, и ему придется замолчать. Он не сможет сказать ни единого дурного слова в наш адрес и будет вынужден покинуть деревню не солоно хлебавши".

Прибыв в здание суда на дебаты, ученый увидел деревенского пандита, восседающего на высоком пьедестале. Ученый задал ему вопрос на санскрите: "Каствам?", или "Представьтесь, пожалуйста, кто вы?"

В ответ деревенский пандита выпалил: "кхаствам, гаствам, гхаствам, паствам, частвам, чхаствам, джаствам, джхаствам, паствам, таствам, тхаствам, даствам, дхаствам…кшастеам!"

Ученому тут же стало ясно, что с таким крикливым пандитом продолжать беседу бесполезно. Поэтому, даже просто чтобы сохранить чувство собственного достоинства, он засвидетельствовал свое почтение, предложив издалека легкий поклон, и направился к выходу. Ученики и последователи Дада Тхакура захохотали и начали кричать: "Вы только посмотрите, какой великий пандита наш Дада Тхакур! Как бегло он говорит на санскрите! Этот ученый парень не смог даже рта открыть! Едва ли найдется в этом мире человек, который смог бы общаться с Дада Тхакуром на санскрите!" Комментарии:

Хвастая своим семейным наследием, брахманической эрудицией и преемственностью, идущей от Господа Вишну, вайшнавов, святых и ученых древности, некоторые люди полагают, что истинных вайшнавов, которые занимаются совершенным преданным служением, крайне мало. Обезумев от тщеславия и безмерно гордясь своим примитивным педантизмом, эти люди лишь дерзят, слыша наставления чистых вайшнавов. И когда бы, те не задавали им вопрос: "Каствам?", или "Кто вы?", "Какое ваше изначальное положение?", они, кичась своим интеллектом, самодовольно заявляют, что они просто тело. Они претендуют на победу над вайшнавской сиддхантой, считая, что их ответ, основанный на мирском знании и безосновательных рассуждениях, - истина истин. Педантическая дискуссия такого рода не имеет смысла. В ответ на вопрос: "Каствам?", или "Кто вы?", настоящий ученый должен сказать лишь: "гопибхартух падакамалайор дасадасанудаса", что значит: "Я слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, Повелителя гопи".

 

 

Лягушка и полрупии.

 

Жила-была лягушка. Однажды она нашла монетку достоинством в полрупии. Разбогатев, лягушка начала раздуваться от гордости. Она думала: "Есть ли кто равный мне в богатстве? Если слон придет сюда пить воду, я прогоню его. Я больше не позволю ему пить здесь!" Так размышляя, лягушка уселась на монетку.

Вскоре к пруду пришел погонщик купать слона. Лягушка вскочила и ринулась на слона, бросив свои полрупии. Несколько мгновений спустя она была расплющена ногой громадного животного. Комментарий:

Когда приходит час испытаний, те, кто так гордятся своими мирскими достижениями в материальном мире, лишь доказывают свою собственную незначительность достоинством в полрупии лягушки.

Великая доблесть неутомимых работников материального мира может быть в любой момент сокрушена натиском майи, поскольку она была ее же даром. Поэтому в Бхагавад-гите говорится: пракритех крияманани гунайх кармами сарвашах аханкара еимудхатма картохам ити маньяте "Душа, сбитая с толку влиянием ложного эго, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются тремя Гунами материальной природы". (Б.-г. 3.27)

Живое существо считает, что действия, которые совершаются под влиянием разных гун природы, выполнены им. Таково влияние иллюзии, вследствие которого он думает- "Я - Господь".

Такой надменный человек считает себя царем наслаждений в этом мире, и потому он хочет властвовать над миром. Однако такие люди не могут понять одного - мать - природа в любой момент может положить конец их самомнению и бахвальству, провозглашающему их великими деятелями.

В этом мире нет никакого проку в независимости и чванстве. Тот, кто сегодня был царем, завтра может оказаться попрошайкой на улице. А тот, кто был нищим, может раздуться от гордости из-за своих безмерных богатств. Поэтому великий святой поет. раджар йе раджъяпат йена натуар наш декхите декхите кичху ной хена майа каре йен, парам ишеара сей танре мана сада кара бхая "Царство царя подобно танцу танцовщика - в любой момент ему может прийти конец. Таково воздействие Майи, высшей повелительницы. О ум, всегда бойся ее" (Тхакур Шри Нароттама).

 

 

Предусмотрительный дровосек.

 

Некий дровосек собрался за дровами в лес Сундарбан. Старожилы тех мест предупредили его, что ходить в лес без оружия опасно, поскольку он полон диких зверей. Но заносчивый дровосек заявил: "О чем вы болтаете, простолюдины! Я докажу, что в лес можно ходить и без оружия. Я не дурак, в лесу полно деревьев, и если зверье посмеет напасть, я буду отмахивается веткой и твари в страхе разбегутся в разные стороны!"

Дровосек считал себя очень предусмотрительным, однако не мог понять даже того, что если на него нападет тигр, пока он будет пилить ветку, хищник откусит ему голову и все его разглагольствования не будут стоить и ломаного гроша. Так все и произошло. Дровосек пошел в джунгли безоружным и не вернулся, а спустя несколько дней пришли известия о том, что его сожрал тигр. Увидев тигра, дровосек кинулся к ближайшему дереву, чтобы сломить ветку и во всеоружии встретить врага, но не успел даже начать, как тигр бросился на него и растерзал. Комментарий:

Йоги пытаются контролировать свои материальные чувства с помощью чрезмерных физических усилий. Шесть главных чувств и пороков человека подобны разъяренному тигру, и он легко может стать их жертвой.

Преданный будет в безопасности, если он научится держать под контролем материальные чувства, и ему нет нужды прибегать к каким-либо видам оружия для временной самозащиты. Он не пытается искусственно контролировать чувства, так как знает, что контроль чувств обретается автоматически по мере продвижения в преданном служении. Дополнительные подвиги не требуются. Наоборот, чувства очищенные трансцендентной преданностью Господу, способствуют преданному служению. Переориентированные в своей сути чувства становятся верными друзьями. Его вожделение вовлечено в служение трансцендентному "Камадеве", гнев направлен против атеистов, привязанность и жадность жаждут слушать Святые имена, а иллюзия и страсть искренне вовлекают его в служение Господу, тщеславие же полностью занимает его прославлением Господа. В сердце истинного преданного нет места для зависти, потому что превосходство других его не беспокоит, ибо он милостив ко всем. Таков результат преданного служения. Все дурное с легкостью устраняется с помощью преданного служения. Можно даже врага сделать своим другом, если вовлечь его в деятельность, несущую благо всем, то есть занять в преданном служении.

 

 

Мечты бурлака

 

По тернистому берегу реки медленно брел человек и тянул против течения за собой на веревке лодку. Подошвы его стоп были в кровь изранены острыми колючками, которыми густо порос берег. Но, тем не менее, он продолжал идти вперед, предаваясь мечтам о том, как в один прекрасный день, заработав своим бурлацким трудом кучу денег, он купит много - много резиновых ковриков и расстелит их вдоль берега, чтобы уберечь стопы от порезов. "Вот тогда", - думал он, - "тащить лодку будет одно удовольствие, и мое бурлацкое дело будет по-настоящему процветать". Комментарий:

Многие люди размышляют подобным образом. Они склонны приписывать Верховному Господу антропоморфические и зооморфические свойства. Зачем бурлаку тянуть лодку вдоль берега реки, когда он разбогатеет? Только невежественный человек будет тянуть лодку по резиновым коврикам, расстеленным вдоль берега, и думать, что Вайкунтха, трансцендентная обитель Всевышнего Господа, несовершенна и неполноценна.

Там где живет "пара-брахма", или Абсолютное Верховное Существо, всегда отсутствуют любые недостатки и материальные нужды.

 

 

Есть ли радость и жертвенность в преданности?

 

Случилось однажды лебедю пролетать мимо заболоченного пруда. На берегу сидели цапли. Заметив лебедя, одна из них обратилась к нему с вопросом: - Чужестранец, почему твои глаза, клюв и лапки красные? Кто ты? - Я лебедь, - ответил тот. - А откуда ты летишь? - поинтересовалась цапля. - С озера Манаса Саровара. - Что это за озеро? - удивилась та. Лебедь задумчиво посмотрел вдаль и ответил:

- Это чудесное озеро похоже на сад из золотых лотосов, а вода в нем подобна нектару. Вокруг этого озера растет множество удивительных, необычайной красоты цветов и плодовых деревьев. Цапля вытаращила от удивления глаза и сказала: - Вот это да! А улитки там есть, большие и вкусные, которых обычно можно наловить в грязи прудов?

- Нет, что вы!!! - воскликнул лебедь. Берега Манаса Саровары состоят из бриллиантов и самоцветов, там нет ила и грязи. Услышав это, цапли прыснули со смеху и начали потешаться над лебедем:

- Так что же там хорошего?! Глупец!!! Как ты можешь называть "озером" место, где нет ни ила и ни одной улитки? Да там делать просто нечего. Комментарий:

Люди, имеющие какие-то нечистые мотивы склонны выискивать скрытые цели в чистом преданном служении и организациях, занятых им. Всякий раз, когда они узнают об обществе, которое организует Шри Кришна катху или проповедует Святые имена Господа на благо миру, они задают такой вопрос: "Есть ли религия, которая служит на благо всего человечества?"

Для таких людей служение религии заключается в оказании материальной поддержки людям, которые больны чумой, оспой или холерой, а также жертвам наводнений, землетрясений, голода и других стихийных бедствий, предоставлении бесплатной пищи, еды, одежды, крова и т.д. Когда преданные объясняют таким людям, что организации, занятые чистым преданным служением, не занимаются так называемой филантропической деятельностью, они смеются. Они говорят, что любая организация, которую не интересует филантропическое служение, т.е. оказание медицинской помощи больным трудноизлечимыми болезнями, снабжение голодных едой, водой, обеспечение бедных одеждой, обучение безграмотных и тому подобное, просто сборище лентяев и "никчем", в праздности прожигающих свое время. Такие люди никогда не смогут понять, что никакая временная помощь не сможет облегчить учесть страждущих до тех пор, пока не искоренена изначальная причина извечных страданий всех - забытие о Верховном Господе.

Живое существо - вечный слуга Господа Шри Кришны. Благодаря слушанию о славе Господа Шри Кришны, просыпается изначальное сознание души, что искореняет первичную причину всех страданий, как умственных, так и физических. Поэтому лучшее, что можно сделать для человека, это милостью Святых имен Господа пробудить в нем самосознание. Под трансцендентным влиянием практики сознания Кришны, изначальная причина всех материальных несчастий искореняется при наименьших усилиях.

Данному методу могут следовать как богатые, так и бедные. Он несет вечное благо и беспрецедентную гармонию всем, поскольку настроение служения устраняет эгоизм в обществе.

Когда есть любовь к Кришне, то недостатка в братстве и любви в обществе нет, подобно тому, как монета присутствует в большей сумме денег. Вселенское чувство братства, патриотизма и т.д. в полной мере представлены в любви к Шри Кришне.

Поэтому, каждый, кто с любовью занимается преданным служением Господу, искренне отдает свою любовь всем живым существам. Истинным преданным не свойственна лень и тем более эгоизм. День и ночь они заняты преданным служением людям, проповедуя послание Господа. Цель преданного служения - удовлетворить Господа. Любой преданный Господа Шри Кришны в полной мере обладает всеми хорошими качествами, к которым мы стремимся.

 

 

Голый Пеньчо.

 

В одной деревне жил мальчик по имени Паньчанан. Обычно в тропических странах маленькие дети даже на улице ходят раздетыми, и Паньчанан, которому в то время было всего пять лет, тоже бегал повсюду голышом. Вот почему соседи в шутку прозвали его "голый Пеньчо".

Пеньчо, однако, был очень прилежным мальчиком: он серьезно относился к учебе, и его каждый год признавали лучшим учеником в школе. Он вел себя очень хорошо и многие соседи очень любили его.

Однако другие люди, у которых были довольно-таки натянутые отношения с отцом Пеньчо, вовсе не радовались успехам мальчика. Всякий раз, слыша похвалы в его адрес, они вне себя от зависти говорили: "Да провалитесь вы со своим голым Пеньчо! Все уши прожужжали его учебой!"

Через несколько лет Паньчанан закончил учебу, получил диплом юриста и стал работать адвокатом в суде. Когда об этом узнали соседи-завистники, они не могли удержаться от ядовитых замечаний: "Пеньчо, должно быть, просто подкупил экзаменаторов". А Паньчанан Бабу постепенно продвигался по служебной лестнице. Через пару лет он бьш назначен на пост окружного судьи и стал очень известным и почтенным человеком. Сердца недоброжелателей сжигала зависть. С перекошенными от злобы лицами они кричали: "Ну, конечно, рассказывайте сказки! Да разве мог этот мальчишка, это ничтожество стать окружным судьей?!"

Когда же им показывали официальные бумаги, на которых красовалось: "Достопочтенный господин Паньчанан, окружной судья", они вопили во все горло: "Даем голову на отсечение, что Пеньчо держат в суде как подсадную утку, и платят гроши!" Комментарий:

Никогда и ни на кого из вайшнавов, нашедших прибежище у лотосных стоп Верховного Господа, не следует смотреть сквозь призму кастовых различий. Это правило также справедливо по отношению к любому человеку, который получил посвящение в повторение маха-мантры от истинного духовного учителя в соответствии со всеми правилам писаний и панчаратрики.

Как видно из вышеприведенной истории, некоторые люди совершенно безосновательно продолжали называть Паньчанана Бабу "голым Пеньчо" даже после того, как он стал всеми уважаемым судьей. И высокомерное заявление о том, что Паньчанан никогда бы не смог стать судьей, также лишено всякого основания, ибо причиной этого обвинения послужили лишь плохие отношения с его отцом. Это просто зависть.

На вайшнава, даже если он является выходцем из низшей касты, никогда нельзя смотреть свысока, считая его некультурным. Все качества брахмана присутствуют в вайшнаве, подобно тому, как одна рупия естественным образом присутствует в куче монет, содержащей крор (10 млн. - Прим. переводчика) рупий. Поэтому заносить вайшнава в "черный список" не-брахманов по какой бы то ни было причине считается оскорбительным.

В действительности, уттама-адхикари, или вайшнав, обревший высший уровень самоосознания, справедливо считается парамахамсой, или истинным мудрецом. Только тот, кто считает себя просто слугой таких парамахамс вайшнавов, действительно следует системе варн и ашрамов, установленных Богом. Такой человек никогда не кичится, рекламируя себя, как вайшнава. Он считает себя слугой вайшнавов парамахамс.

Из какой бы семьи не происходил преданный - шудр, низкого класса, или социальных брахманов, не имеет смысла называть его шудрой, низко рожденным, или брахманом и вспоминать его прошлую принадлежность к какому-либо ашраму. Это оскорбительно.

Того, кто получил инициацию в мантру в соответствии с системой, установленной писаниями Панчаратры, и по благословению своего духовного учителя и матери Гаятри мантры обрел второе рождение, называют трансцендентным (а не социальным) брахманом.

Все эти трансцендентные брахманы (те, кто получили второе рождение для служения Всевышнему Господу Шри Хари), следуя писаниям, принимают священные шнуры, четки для молитвы и тилаку. Те же, кто завидует им и пытается оценить по касте, из которой те происходят, не должны получать ни шнур, ни Гаятри или Пранава мантру. Ибо такая зависть сродни тому, как завистники не в силах называть почтенного Судью Панчанан Бабу по титулу, просто зовут его "голый Пеньчо", говоря, что голыш Пеньчо никак не заслуживает оклада судьи, который он получает.

Все девочки в детстве ходят голышом. Но когда они вырастают, крайне непорядочно и оскорбительно вспоминать эту особенность их детских лет, вводя их в краску.

Подобно этому, лишь оскорбитель с каменным сердцем будет судить о вайшнаве по его сословию и ашраму, к которым он принадлежал до посвящения в Харе Кришна маха-мантру.

 

 

Старая мудрая обезьяна.

 

Царь держал обезьян для развлечения своих сыновей. Их каждый день обильно кормили всякими яствами. Вождь обезьян бьш сведущ в писаниях таких мудрых людей, как Шукрачарья, Брихаспати и Чанакья, и он часто поучал молодых обезьян, основываясь на этих произведениях.

При дворце было небольшое стойло, где держали овец. Принцы забавы ради иногда катались на них. Одна из этих овец пристрастилась бегать на царскую кухню и что-нибудь там есть. Чтобы прекратить это безобразие, поварам с кухни частенько приходилось ее колотить.

Вождь обезьян подумал, что такие отношения между поварами и овцой могут иметь далеко идущие последствия для обезьян. И эти последствия могут быть самыми ужасными.

"С одной стороны овца очень прожорлива, - думал вождь, - с другой стороны повара колотят ее тем, что первым попадется под руку. И если повар ударит овцу горящим поленом, она несомненно загорится. Когда горящая овца забегает по двору, она может заскочить в конюшню, расположенную неподалеку. Начнется пожар, стойло сгорит, а лошади получат ожоги. Один ветеринар древности, Салихотра, говорит, что если лошади получают ожоги, их можно вылечить с помощью жира обезьян. Это значит, что царю придется нас убить". Взвесив все "за" и "против" мудрая старая обезьяна созвала соплеменников на тайное собрание и сказала:

"Не остается никаких сомнений, что в том месте, где постоянно сражаются повара и овцы, нам, обезьянам, не выжить. Так давайте же, пока нас всех не убили, переберемся в лес. Там наши жизни будут в безопасности". Но заносчивые молодые обезьяны не выказали никакого уважения совету старого мудрого вождя. Они лишь посмеялись над ним: "Ты, наверное, изза своего почтенного возраста попал в иллюзию и потому несешь вздор. Мы не хотим оставлять это место, чтобы жить в лесу на одних безвкусных фруктах. Здесь нас кормят нектарнейшим разнообразием блюд со стола самого принца".

Услышав надменные слова обезьян, старый мудрый вождь племени сказал им со слезами на глазах: "Глупцы, вы не ведаете о расплате, которая ждет вас за эти наслаждения. Вы что, не догадываетесь, что вас всех убьют? Хорошо, я уйду в лес один, я не желаю видеть вашу смерть". Сказав это, он ушел в лес, а все обезьяны остались там, где были.

Все произошло именно так, как говорила старая мудрая обезьяна. Жадная овца пролезла на кухню. Повар ударил ее горящим поленом. Овца загорелась и побежала в конюшню. Она кричала и каталась по полу. Стойло загорелось. Некоторые лошади сгорели заживо, а некоторые убежали, получив ожоги.

Для лечения животных царь вызвал ветеринара. Тот процитировал предписание Салихотры, гласящее, что для быстрого исцеления лошадей от ожогов нужно использовать обезьяний жир. Чтобы спасти лошадей, царь приказал убить всех обезьян и собрать их жир. Когда вести дошли до вождя, он очень опечалился. Комментарий:

Эта моральная история, рассказанная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, показывает, что тот, кто с верой следует наставлениям истинного духовного учителя и неуклонно занимается преданным служением Верховному Господу под его руководством, в конечном итоге получит благо.

Те, кто говорят, что пожилой советчик (духовный учитель) может пребывать в иллюзии и возможно не знает того, что известно обычным людям, следуют советам дурной компании и, в конце концов, терпят крах.

 

 

Шалаграм для колки орехов

 

Один землевладелец нанял профессионального священника, чтобы тот поклонялся семейному Шалаграму. Для удовлетворения Нараяны священник должен был ежедневно предлагать каштановые орехи.

Обычно священник закрывался в комнате Божества, делая вид, что собирается предлагать бхогу. Но, в действительности, он, словно обычным камнем, колол Шалаграмом орехи. Наколов орехов и выложив ядра на сандаловую дощечку, он принимался их есть, даже не предложив. С течением времени это выяснилось, и землевладелец взашей выгнал негодяя. Комментарий

Те, кто стремятся удовлетворять свои чувства или интересуются лишь освобождением, не желая при этом преданного служения, или жаждут женщин, богатств и престижа, имеют обыкновение "колоть орехи Шалаграмом".

Тех, кто планируют зарабатывать на жизнь лекциями по Бхагаватам и Гите, обрести деньги и славу, публикуя религиозную литературу и организуя санкиртану среди прихожан, или давая кому-либо эзотерические мантры просто ради удовлетворения чувств, можно очень точно охарактеризовать как тех, кто "колет орехи Шалаграмом".

Все профессиональные рассказчики писаний и мифов и те, кто прославляют Господа ради бизнеса, просто пытаются колоть орехи Шалаграмом. То есть, они просто используют все, что предназначено для предложения Господу, для удовлетворения собственных чувств.

Есть люди, которые притворяются, что служат духовному учителю и преданным, или делают вид, что живут, общаясь с преданными в матхе, но, на самом деле, они просто ищут возможность удовлетворить свои корыстные интересыпользуются этим обществом, чтобы наслаждаться имуществом Господа Шри Кришны, не имея при этом ни малейшего интереса к служению Ему.

Эти так называемые преданные сродни тому профессиональному священнику, который колол орехи Шалаграмом. Они не искренни и не честны. Поэтому говорится, что мольбы к Господу о религии, богатстве, мире или освобождении сродни "раскалыванию орехов Шалаграмом".

 

 

Тезисы Доктора Лягушки.

 

В колодце, неподалеку от океана жила лягушка. Она провела там всю свою жизнь и ничего кроме этого колодца не видела. Несмотря на это, она была очень напыщенным созданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: