Практическое задание по теме: «Правовые отношения»
Цель семинара – формирование умения проводить юридический анализ конкретных правоотношений, а также умения анализировать правовой статус субъектов права
Вопросы для обсуждения
1.Понятие и признаки правовых отношений. Предпосылки возникновения правоотношений.
2. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
3. Субъекты правоотношений. Правосубъектность.
4. Объекты правоотношений: понятие, виды.
5. Понятие и классификация юридических фактов.
При подготовке к семинару необходимо ПИСЬМЕННО ответить на следующие контрольные вопросы:
Дайте понятие правоотношения, перечислите и объясните его признаки. Каковы предпосылки возникновения правового отношения?
2. Что такое юридическое содержание правового отношения?
3. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность в конструкции «правовое отношение»?
4. Классификация субъектов правоотношения?
5. В каком порядке и при каких условиях дееспособность физического лица может быть ограничена? Что такое эмансипация?
|
|
6. Объясните понятия «юридические факты» и «фактические составы». Приведите примеры.
7. Какие виды юридических фактов вы знаете? Приведите примеры.
8. Что является объектом правоотношения? Объясните «монистическую» и «плюралистическую» теорию объектов правоотношения. Приведите примеры.
Тесты (ответить письменно)
1. Правоотношение характеризуется:
а) наличием у участников взаимных прав и обязанностей;
б) урегулированностью нормами права;
в) государственно-властным характером;
г) обеспеченностью мерами государственного принуждения;
д) обязательным формальным закреплением.
2. Каковы юридические предпосылки возникновения правоотношений:
а) нормы права, правосубъектность и юридический факт;
б) субъекты права, объекты права и юридические факты;
в) субъективные права и юридические обязанности.
3. По какому основанию правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные:
а) по отраслям права;
б) функциям права;
в) способу индивидуализации;
4. Предписанная лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения, которой лицу необходимо следовать в интересах управомоченного, – это:
а) правомерное поведение;
б) юридическая ответственность;
в) юридическая обязанность.
13. На какие две группы подразделяются юридические факты по волевому критерию (признаку):
а) события и действия;
б) правомерные и неправомерные;
в) юридические акты и юридические поступки.
14. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:
|
|
а) состояние в браке;
б) поджог, повлекший гибель чужого имущества;
в) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества.
15. По какому критерию выделяются правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты:
а) длительность существования фактических обстоятельств;
б) правовые последствия;
в) волевой признак?
16. Что представляет собой объект правоотношения:
а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование и охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
в) жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения?
17. Может ли быть ограничена дееспособность гражданина:
а) нет;
б) да, в судебном порядке;
в) да, при наличии согласия гражданина;
г) да, по соглашению между гражданами?
18. Способность лица иметь права и обязанности называется:
а) дееспособностью;
б) правоспособностью;
в) правосубъектностью.
19. Юридическим содержанием правоотношения являются:
а) объект правоотношения;
б) юридические факты;
в) субъективные права и юридические обязанности.
20. Какой элемент правоотношения включает следующие правомочия: возможность определенного поведения управомоченного лица, возможность требовать определенных действий от обязанного лица, возможность принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства:
а) юридическая обязанность;
в) юридический факт;
б) субъективное право;
Задания для самостоятельной работы:
1. Приведите три примера правоотношений, урегулированных нормами Конституции РФ. Докажите что в приведенных вами примерах имеются все признаки правоотношений.
2. Смоделируйте правоотношение которое должно возникать из нормы права, закрепленной в п. 1 ст. 34 Конституции РФ. Выделите в нем субъекты, объект и содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон).
3. Используя Конституцию РФ, Гражданский, Семейный, Трудовой и иные кодексы, приведите в качестве примера 5 возможных правоотношений и определите, ссылаясь на конкретные статьи кодексов, юридические факты или фактические составы, на основании которых данные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
Студенты могут использовать учебники по «Теории государства и права», ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО ЧТЕНИЯ В ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН», НАПРИМЕР:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483186
Методические указания для самостоятельной подготовки в условиях дистанционного обучения
Изучение данной темы начинается с прочтения соответствующих разделов учебников, учебных пособий, затем вам необходимо ответить устно на вопросы для подготовки, уяснив материал в соответствии с поставленной целью.
На портале дистанционного обучения СПБГАУ в папке ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА есть файл, где даны ссылки на видеолекции доктора юридических наук, профессора Бошно Светланы Владимировны. Можно их использовать для более тщательного усвоения материала. Кроме того, там же размещены лекции-презентации по основным темам курса.
После этого, необходимо выполнить задания, ответив ПИСЬМЕННО на контрольные вопросы, а также выполнить практическое задание. Изложение должно быть полным, не следует ограничиваться общими фразами и поверхностными выводами.
Студентам необходимо обратить внимание, что повторяющиеся слово в слово ответы у двоих или более обучающихся не будут засчитываться и подлежат самостоятельной переработке. Списывать друг у друга нельзя!
|
|
Выполненные задания в электронном виде необходимо отправить преподавателю Ореховой Н.Л., в срок ДО 11 марта 2020 ГОДА НА ПРОВЕРКУ.