Методические указания для самостоятельной подготовки в условиях дистанционного обучения

Практическое задание по теме: «Правовые отношения»

Цель семинара – формирование умения проводить юридический анализ конкретных правоотношений, а также умения анализировать правовой статус субъектов права

Вопросы для обсуждения

1.Понятие и признаки правовых отношений. Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.

3. Субъекты правоотношений. Правосубъектность.

4. Объекты правоотношений: понятие, виды.

5. Понятие и классификация юридических фактов.

 

При подготовке к семинару необходимо ПИСЬМЕННО ответить на следующие контрольные вопросы:

Дайте понятие правоотношения, перечислите и объясните его признаки. Каковы предпосылки возникновения правового отношения?

2. Что такое юридическое содержание правового отношения?

3. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность в конструкции «правовое отношение»?

4. Классификация субъектов правоотношения?

5. В каком порядке и при каких условиях дееспособность физического лица может быть ограничена? Что такое эмансипация?

6. Объясните понятия «юридические факты» и «фактические составы». Приведите примеры.

7. Какие виды юридических фактов вы знаете? Приведите примеры.

8. Что является объектом правоотношения? Объясните «монистическую» и «плюралистическую» теорию объектов правоотношения. Приведите примеры.

 

Тесты (ответить письменно)

1. Правоотношение характеризуется:

а) наличием у участников взаимных прав и обязанностей;

б) урегулированностью нормами права;

в) государственно-властным характером;

г) обеспеченностью мерами государственного принуждения;

д) обязательным формальным закреплением.

2. Каковы юридические предпосылки возникновения правоотношений:

а) нормы права, правосубъектность и юридический факт;

б) субъекты права, объекты права и юридические факты;

в) субъективные права и юридические обязанности.

3. По какому основанию правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные:

а) по отраслям права;

б) функциям права;

в) способу индивидуализации;

4. Предписанная лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения, которой лицу необходимо следовать в интересах управомоченного, – это:

а) правомерное поведение;

б) юридическая ответственность;

в) юридическая обязанность.

13. На какие две группы подразделяются юридические факты по волевому критерию (признаку):

а) события и действия;

б) правомерные и неправомерные;

в) юридические акты и юридические поступки.

14. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:

а) состояние в браке;

б) поджог, повлекший гибель чужого имущества;

в) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества.

15. По какому критерию выделяются правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты:

а) длительность существования фактических обстоятельств;

б) правовые последствия;

в) волевой признак?

16. Что представляет собой объект правоотношения:

а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование и охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;

б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;

в) жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения?

17. Может ли быть ограничена дееспособность гражданина:

а) нет;

б) да, в судебном порядке;

в) да, при наличии согласия гражданина;

г) да, по соглашению между гражданами?

18. Способность лица иметь права и обязанности называется:

а) дееспособностью;

 б) правоспособностью;

в) правосубъектностью.

19. Юридическим содержанием правоотношения являются:

а) объект правоотношения;

б) юридические факты;

в) субъективные права и юридические обязанности.

20. Какой элемент правоотношения включает следующие правомочия: возможность определенного поведения управомоченного лица, возможность требовать определенных действий от обязанного лица, возможность принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства:

а) юридическая обязанность;

в) юридический факт;

б) субъективное право;

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Приведите три примера правоотношений, урегулированных нормами Конституции РФ. Докажите что в приведенных вами примерах имеются все признаки правоотношений.

2. Смоделируйте правоотношение которое должно возникать из нормы права, закрепленной в п. 1 ст. 34 Конституции РФ. Выделите в нем субъекты, объект и содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон).

3. Используя Конституцию РФ, Гражданский, Семейный, Трудовой и иные кодексы, приведите в качестве примера 5 возможных правоотношений и определите, ссылаясь на конкретные статьи кодексов, юридические факты или фактические составы, на основании которых данные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:

Студенты могут использовать учебники по «Теории государства и права», ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО ЧТЕНИЯ В ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН», НАПРИМЕР:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483186

 

Методические указания для самостоятельной подготовки в условиях дистанционного обучения

Изучение данной темы начинается с прочтения соответствующих разделов учебников, учебных пособий, затем вам необходимо ответить устно на вопросы для подготовки, уяснив материал в соответствии с поставленной целью.

На портале дистанционного обучения СПБГАУ в папке ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА есть файл, где даны ссылки на видеолекции доктора юридических наук, профессора Бошно Светланы Владимировны. Можно их использовать для более тщательного усвоения материала. Кроме того, там же размещены лекции-презентации по основным темам курса.

После этого, необходимо выполнить задания, ответив ПИСЬМЕННО на контрольные вопросы, а также выполнить практическое задание. Изложение должно быть полным, не следует ограничиваться общими фразами и поверхностными выводами.

Студентам необходимо обратить внимание, что повторяющиеся слово в слово ответы у двоих или более обучающихся не будут засчитываться и подлежат самостоятельной переработке. Списывать друг у друга нельзя!

Выполненные задания в электронном виде необходимо отправить преподавателю Ореховой Н.Л., в срок ДО 11 марта 2020 ГОДА НА ПРОВЕРКУ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: