ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Автор Данилова Е. Е.
учитель математики
МБОУ СОШ № 22 города Ковров.
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.
Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.
Типология уроков ТДМ:
- Урок открытия нового знания.
- Урок рефлексии
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок развивающего контроля.
Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
|
|
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?
|
|
Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
¾ Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
¾ Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
¾ Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
¾ Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
¾ Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
¾ Освоение знаний по теме
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Цели обучения должны быть:
ü Диагностируемые.
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
ü Конкретные.
ü Понятные.
ü Осознанные.
ü Описывающие желаемый результат.
ü Реальные.
ü Побудительные (побуждать к действию).
ü Точные.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
- обобщить и систематизировать знания о...
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цели обучения условно разделяют на три группы:
ü образовательные (обучающие).
ü развивающие,
ü воспитательные.
Все эти группы целей взаимосвязаны.
Обучающие цели урока (дидактические):
передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
ü «выбрать»,
ü «назвать»,
ü «дать определение»,
ü «проиллюстрировать»,
ü «написать»,
ü «перечислить»,
ü «выполнить»,
ü «систематизировать»...
Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.
Развивающие цели урока содействуют формированию:
ü общеучебных и специальных умений;
ü совершенствованию мыслительных операций;
ü развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
ü осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Воспитательные цели предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?
Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?
Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Воспитательные цели способствуют:
ü воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
ü формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
|
|
ü приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
ü вызвать интерес,
ü пробудить любознательность,
ü пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
ü побудить учащихся к активности,
ü выразить свое отношение…
ü прививать, укреплять... навыки.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Все приемы целеполагания классифицирую на:
- Визуальные:
Ø Тема-вопрос
Ø Работа над понятием
Ø Ситуация яркого пятна
Ø Исключение
Ø Домысливание
Ø Проблемная ситуация
Ø Группировка
- Аудиальные:
Ø Подводящий диалог
Ø Собери слово
Ø Исключение
Ø Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Поясню некоторые приемы целеполагания:
Ø Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
Ø Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
|
|
Ø Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Ø Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: Урок математики по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Что представляют собой задачи урока?
Задачи - это шаги по достижению поставленной цели.
К задачам урока относятся:
ü организация взаимодействия;
ü усвоение знаний, умений, навыков;
ü развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Образовательные задачи урока состоят:
ü в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;
ü в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
ü на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
ü способствовать становлению умения оценивать…
ü развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
ü помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
ü формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.
Выстраивая развивающие задачи, учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.
Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.
Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.