Организационно-психологическая структура учебной деятельности

ТЕМА 2. Проектирование учебных задач и ситуаций для достижения планируемых результатов урока

 

Учебный процесс на каждом этапе урока должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала. Таким образом, содержание учебного предмета предстает как совокупность практико-ориентированных ситуаций, в рамках которых и организуется деятельность учения (учебная деятельность обучающихся).

 

 

Нарисуйте схему структуры учебной дечтельности

по А.Н. Леонтьеву

 

 

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

ЗАДАНИЕ 2.1

Учебная деятельность – это:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Путаница в понимании целей, задач (и соответственно, результатов) учебной и педагогической деятельности происходит, например, тогда когда учитель сообщает на уроке ученикам не цель их учебной деятельности, а цель своей педагогической деятельности:

- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свою здоровьесберегающую компетентность…(это цель педагогической деятельности учителя).

Чтобы лучше понять взаимосвязь учебной и педагогической деятельности важно знать структуру этих видов деятельности. В этом может помочь «эффект айсберга» (рисунок): обучающийся не видит какая большая часть айсберга скрыта под водой (а это и есть педагогическая деятельность учителя – проектирование его целей, задач, подготовка к уроку). Ученик видит свою только свою учебную деятельность (надводная, видимая часть айсберга), которую проектирует сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. 

Эффект «айсберга»

Организационно-психологическая структура учебной деятельности

Таким образом, специфика учебной деятельности обусловлена её структурой. Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           
 

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

   
           
Учебная мотивация и познавательные потребности субъекта   Учебные задачи, формулируемые учителем и принимаемые обучаемым   Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи   Контролирующие и оценивающие действия учителя и саморефлексия обучаемого (самоконтроль и самооценка)

ПРИМЕР

Почему важно на уроке сделать так, чтобы ученик осмысленно участвовал в постановке целей обучения и совместно с учителем открывал тему урока? Александр Асмолов – академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, один из разработчиков новых ФГОС, приводит очень интересный пример:

…Очень давно я попробовал провести простой эксперимент. Я спрашивал у людей на улице Горького: «Какая сегодня в Бразилии погода?» Как вы думаете, какая была реакция? Удивление — это мягко сказано.

А теперь представьте, что вы – великий человек по имени Первоклашка. Этот человек приходит в школу, никого и ни о чём не спрашивает, усаживается за парту. Затем появляетесь вы и спрашиваете его, какая сегодня в Бразилии погода…

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: