ТЕМА 2. Проектирование учебных задач и ситуаций для достижения планируемых результатов урока
Учебный процесс на каждом этапе урока должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала. Таким образом, содержание учебного предмета предстает как совокупность практико-ориентированных ситуаций, в рамках которых и организуется деятельность учения (учебная деятельность обучающихся).
Нарисуйте схему структуры учебной дечтельности
по А.Н. Леонтьеву
Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву
ЗАДАНИЕ 2.1
Учебная деятельность – это:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путаница в понимании целей, задач (и соответственно, результатов) учебной и педагогической деятельности происходит, например, тогда когда учитель сообщает на уроке ученикам не цель их учебной деятельности, а цель своей педагогической деятельности:
- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свою здоровьесберегающую компетентность…(это цель педагогической деятельности учителя).
Чтобы лучше понять взаимосвязь учебной и педагогической деятельности важно знать структуру этих видов деятельности. В этом может помочь «эффект айсберга» (рисунок): обучающийся не видит какая большая часть айсберга скрыта под водой (а это и есть педагогическая деятельность учителя – проектирование его целей, задач, подготовка к уроку). Ученик видит свою только свою учебную деятельность (надводная, видимая часть айсберга), которую проектирует сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.
Эффект «айсберга»
Организационно-психологическая структура учебной деятельности
Таким образом, специфика учебной деятельности обусловлена её структурой. Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ | ||||||
Учебная мотивация и познавательные потребности субъекта | Учебные задачи, формулируемые учителем и принимаемые обучаемым | Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи | Контролирующие и оценивающие действия учителя и саморефлексия обучаемого (самоконтроль и самооценка) |
ПРИМЕР
Почему важно на уроке сделать так, чтобы ученик осмысленно участвовал в постановке целей обучения и совместно с учителем открывал тему урока? Александр Асмолов – академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, один из разработчиков новых ФГОС, приводит очень интересный пример:
…Очень давно я попробовал провести простой эксперимент. Я спрашивал у людей на улице Горького: «Какая сегодня в Бразилии погода?» Как вы думаете, какая была реакция? Удивление — это мягко сказано.
А теперь представьте, что вы – великий человек по имени Первоклашка. Этот человек приходит в школу, никого и ни о чём не спрашивает, усаживается за парту. Затем появляетесь вы и спрашиваете его, какая сегодня в Бразилии погода…