Оформление результатов и последствия проверки

Систематическое наблюдение и анализ информации, размещаемой управляющими организациями МКД

(мониторинг, проверка контента ГИС ЖКХ и иных сайтов)

Содержание:

1. - что обязана публиковать УК;

2. - как проходит проверка;

3. - предмет проверки;

4. - оформление результатов и последствия

Законодательство возложило на УК обязанность раскрывать определенную информацию в сети Интернет о себе и своей деятельности в "своих" домах:

1) на портале ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru (п. 6.1 ч. 1 ст. 193 и ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, приказ Минсвязи и Минстроя России от 30.12.2014 N 504/934/пр). Требование к публикациям на ГИС ЖКХ является лицензионным (п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, п. 3 Положения N 1110), а проверка его исполнения - это часть лицензионного контроля;

2) на сайте www.reformagkh.ru (абз. 3 пп. "з" п. 4 Правил N 416, пп. "а" п. 5 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, далее - Стандарт, и п. 2 приказа Минрегионразвития РФ от 02.04.2013 N 124);

3) на собственном сайте УК либо сайте органа МСУ или органа власти субъекта РФ (пп. "а" п. 5 Стандарта).

При этом Стандарт был принят во исполнение ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, которая с 1 июля 2019 г. не применяется вообще (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ), поэтому обязательность исполнения Стандарта с 01.07.2019 не очевидна (хотя к соблюдению Стандарта пока еще обязывает абз. 3 пп. "з" п. 4 Правил N 416). А по мнению Минстроя России, данный Стандарт вообще утратил юридическую силу (письмо от 30.10.2019 N 38724-ОГ/04), и никакой обязанности размещать информацию на сайте www.reformagkh.ru у УК нет.

Как орган ГЖН проверяет исполнение обязанности по раскрытию информации?

Органы ГЖН вправе проверить наполнение сайтов во время обычной документарной или выездной проверки либо обойтись, условно говоря, заочной проверкой. Пункт 5 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ разрешает проводить такое контрольное мероприятие без взаимодействия с проверяемым лицом. Оно называется "наблюдением за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и СМИ". Такая заочная проверка в отношении сайта www.reformagkh.ru и собственных сайтов УК (либо сайта регионального органа, органа МСУ) упоминается также в Порядке осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД (утв. приказом Минрегионразвития РФ от 09.04.2012 N 162, далее - Порядок N 162). Наконец, такое наблюдение закреплено во многих Административных регламентах органов ГЖН.

Такая заочная проверка проводится не по заранее утвержденным и опубликованным планам, а на основании задания, которое утверждает руководитель (или замруководителя) органа ГЖН (ч. 2 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления такого задания устанавливается региональными органами (ч. 4 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). Никакого специального ограничения (например, проверять сайт не чаще одного раза в три года, или год, или месяц) в законе нет: мониторинг предполагает проверку в любой момент времени (решение АС Республики Карелия от 13.02.2014 по делу N А26-157/2014). Задание на проведение контрольного мероприятия может быть выдано как в связи с обращением потребителей, прокурора, сообщениями в СМИ, так и без всякой связи с такими событиями. Если даже кто-то пожаловался на УК, орган ГЖН сам решает, нужно ли проводить полноценную внеплановую проверку или же контрольное мероприятие без взаимодействия (постановление Семнадцатого ААС от 25.11.2015 N 17АП-12579/15, решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 22.12.2016 по делу N 12-172/2016).

Затем проводится само наблюдение, то есть просмотр и изучение содержания интернет-страниц. Проверяемые лица об этом мероприятии не извещаются и к нему не привлекаются, на что неоднократно указывали суды (постановления Первого ААС от 28.02.2017 N 01АП-226/17, Пятого ААС от 22.07.2016 N 05АП-4552/16, см. также определение ВАС РФ от 08.04.2013 N ВАС-4571/13).

Предмет проверки

Предмет такой заочной проверки в отношении сайта www.reformagkh.ru и собственных сайтов УК (либо сайта регионального органа, органа МСУ) ограничен. Согласно п. "а" п. 4 Порядка N 162 заочному контролю подлежат только:

- сам факт раскрытия информации;

- источник опубликования информации;

- соблюдение сроков и периодичности раскрытия информации;

- полнота раскрытия информации.

Достоверность раскрытой информации (то есть насколько она правдива, насколько она соответствует действительности) можно проверять только в рамках обычных документарных или выездных проверок, с соблюдением соответствующей процедуры (п. 4 Порядка N 162). Для мониторинга сайта www.dom.gosuslugi.ru такого ограничения нет, хотя проверить достоверность информации, не обращаясь к дополнительным источникам, довольно сложно.

Оформление результатов и последствия проверки

Затем органы ГЖН оформляют результаты такой заочной проверки интернет-сайтов. Каким образом? Таким, который установлен региональным законодательством (ч. 4 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). Как правило, составляются акты мониторинга либо акты проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с УК (см., например, п. 3.1 Порядка, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2017 N 125-п) с приложением к такому акту скриншотов страниц изученных сайтов.

Если нарушений не обнаружено, то на этом все и заканчивается. Если же нарушения имеются, орган ГЖН обязан принять меры по их пресечению (ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, п. 5 Порядка N 162).

Конкретные меры, которые могут быть приняты по итогам заочной проверки, перечислены в ч. 5 ст. 8.3 и ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ:

- орган ГЖН теоретически вправе провести внеплановую проверку, если есть основания из п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ: причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, ценным объектам и т.п., или создание ЧС, или угрозы этих последствий. Очевидно, что даже вопиющее нарушение правил размещения информации в ГИС ЖКХ едва ли может угрожать здоровью или приводить к ЧС. Следовательно, в указанной ситуации законное назначение внеплановой проверки маловероятно (ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ);

- если УК - нарушитель ранее к ответственности не привлекался, то орган ГЖН объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает УК принять меры по обеспечению соблюдения закона, о чем и уведомить в установленный в таком предостережении срок (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ);

- если УК уже наказывалась ранее за нарушение аналогичных требований, то предостережение не объявляется, - это не предусмотрено ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ. Полагаем, что именно в этом случае орган ГЖН вправе привлечь УК к административной ответственности;

- вопрос о том, вправе ли орган ГЖН в данной ситуации выдавать предписание, является спорным. Закон этого не разрешает: предписание выдается не после мероприятий по контролю, а лишь после проверки (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ) и прилагается к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, если УК замечено в нарушении впервые, то ему выдается предостережение - это аналог предписания.

За неразмещение на www.dom.gosuslugi.ru информации, размещение неполной, недостоверной или "не в срок" УК может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ (см. например, постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N 16-АД19-4).

Для составления протокола об административном правонарушении по правилам, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ, в предусмотренные ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ сроки, пригласят законного представителя УК. Составлять протокол уполномочены должностные лица органов ГЖН (ч. 1 и п. 69 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.55 КоАП РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: