Советы, идеи, лайфхаки, работающие методические ходы

Методические советы по дистанционному образованию

· тем, кому они нужны!

· основанные на опыте и обратной связи учителей и учеников первых недель дистанта

Общие принципы

Дистанционное обучение ¹ очное обучение!

Дистанционное обучение не только выглядит иначе, но и устроено содержательно иначе. Дистанционный урок или онлайн урок не может быть «копией» школьного урока. Мы никогда не уместим в него всё то, что дали бы на очном, а школьники никогда в жизни не успеют выполнить письменные «аналоги» того, что было бы на живом уроке. Расстроятся все.

поэтому…

Выделяем самое главное

Подумаем о том, что самое главное в вашем предмете. Выделим ключевую предметную и личностную цель, определимся со смыслом предмета для ученика. Какие цели ставим? Что мы на самом деле формируем? Без чего всё разрушится? Исходя из этого и подбираем содержание заданий и их форматы. Но этим мы не отбираем что-то от своих уроков, а просто переструктурируем материал, выстраиваем его иначе – не хуже, а иначе.

а ещё…

Минимизируем форматы и платформы, структурируем график

Стресса нам всем достаточно и так. Попытаемся максимально сократить количество платформ, которые нужно использовать детям и максимально структурировать расписание (систему дедлайнов, время проверки и получения обратной связи), понимая, что и на выполнение заданий у детей, и на их проверку у вас уйдёт гораздо больше времени, чем мы привыкли.

так что…

Будем максимально пластичны и тактичны

Жёсткие рамки урока уже разрушены нашей общей ситуацией. Поэтому где-то нам понадобится всего лишь 25 минут видеоурока (особенно, если у детей в этот день ещё много онлайнов) для обмена обратной связью с ребятами; где-то будет нужно погружение ребят в проектное задание на несколько часов (спланируем это с ними и с классным руководителем заранее; не нарушая сетку расписания). Обязательно регулярно собираем с детей обратную связь. Помним, что все работают и живут в стрессе, технические трудности объективны и тактично работаем на доверии. Сейчас без этого никак.

Поэтому

Выстраиваем тайминг, продумываем общение детей, заботимся об их  (и своём) здоровье

Продумаем онлайн-уроки и уроки по заданиям (дистанционные), оптимальное соотношение – 1:2 (треть уроков – онлайн, но выберем, для чего онлайн необходим, а где можно без него). Время учительского монолога – не более 15 минут! Никаких «задержали после урока» сейчас быть не может, а ночная работа опасна как никогда. Подростки очень скучают по общению со сверстниками – обязательно организуем возможность для них на уроке поговорить не только с нами, но и друг с другом. Подумаем о классных часах, на которых можно расслабиться, пообщаться неформально, обсудить обратную связь. Постараемся также придумать форматы, в рамках которых дети не будут сидеть перед экраном.

ну и…

Мы не будем отличниками

Мы точно не успеем пройти весь материал ТАК ЖЕ, как мы бы прошли его в классе, точно не освоим ВСЕ сервисы и не проверим задания моментально. Не ругаем себя:)

И самое главное: Все мы – герои. Без лишней скромности. Это – факт.

Советы, идеи, лайфхаки, работающие методические ходы

Асинхронное обучение: учитель выдаёт задания (возможно, с краткой установкой – видеолекцией на 15 минут), которые ученики выполняют (в своём графике) на разных платформах (например, кто-то снимает видео, кто-то готовит конспект просветительского сайта и т.п.) по группам, затем обмениваются тем, что получилось.

 

Установка – задание – обратная связь: эту схему можно реализовывать с помощью аудио (например, в WhatsApp): краткая установка (м.б. теоретической) – выполнение школьниками заданий до дедлайна и отправка вам – после проверки вы даёте общую обратную связь, краткий анализ выполненных заданий.

 

Видеоразборы домашних заданий: 15-25-минутные видеоразборы домашнего задания, в которые можно включить образцы лучших или ошибочных работ учеников. Пример: https://www.youtube.com/watch?v=aOXQQ5aWAno&feature=youtu.be

 

10-минутные теоретические лекции: объяснение теоретического материала с использованием показа экрана или доски на платформе. Дальше ученики работают с теоретическим материалом в упражнениях. Видеолекции необязательно смотреть в режиме онлайн, к ним в записи можно обратиться при выполнении заданий. Пример: https://www.youtube.com/user/sirgik1 (объяснение теории по русскому языку).

 

Задания на самопроверку, взаимопровекру и автоматическую проверку: задания, которые ученики проверяют сами по критериям, проверяют работы друг друга (peer review) или автоматически проверяются тестирующей системой. Все эти задания надо давать как можно больше ученикам, особенно второй тип (сданные работы можно выложить, например, на Гугл.Диск или в Гугл.Документ и назначить на проверку другим ученикам), так как это сокращает ваше время на проверку, приучает детей к самостоятельности.

 

Чёткий сценарий zoom-урока – устойчивый алгоритм урока, позволяющий детям включаться, а вам контролировать процесс.

Возможные (наверное, у вас появится и какой-то свой, эти предлагаем для примера) варианты структуры:

1.

1.1. Письменный ответ на общий вопрос в чате (каждый индивидуально)

1.2. Обсуждение ответов друг друга

1.3. Работа по группам над заданиями по новому материалу

1.4. Подведение итогов и отзыв об уроке в чате.

2.

2.1. Приветствие каждого (по секунд – каждый выполняет точечное индивидуальное задание с ходу)

2.2. Цели и задачи урока озвучиваются учителем

2.3. Совместное выполнение заданий (с демонстрацией заданий и хода выполнения на экране)

2.4. Ответы на вопросы.

2.5. Упражнения для тех, кто отмалчивался.

2.6. Вопросы-ответы.

2.7. Объяснение ДЗ.

3.

3.1. Неформальная коммуникация для тех, кто пришел пораньше.

3.2. Перекличка, правила общения.

3.3. Первый слайд презентации – эмоциональное погружение в тему.

3.4. Второй слайд – проверка ДЗ, два-три вопроса – один-двое в эфире, остальные отвечают в личку.

3.5. Третий слайд – новое. 3-4 минуты объяснения, на экране список вопросов на осмысление и "Что я должен уметь в этой теме делать?"

3.6. Вопросы и ответы.

3.7. Гугл-тест на 3-5 вопросов – самоконтроль, не на оценку.

3.8. Взаимная обратная связь по тесту, по уроку.

3.9. Четвёртый слайд – ДЗ, эмоциональная разрядка.

 

Аудио, видео – в таких форматах можно иногда предложить детям выполнять задание. Такие задания проще проверять, чем читать огромное количество текстов, детям нравится, что можно использовать разные сервисы в гаджетах, а для учебного процесса полезно, что школьники научатся, например, выстраивать законченный устный текст.

 

Ресурсы, используемые детьми в их повседневном общении: можно устроить конкурс мемов по теме урока или попросить выполненное задание повесить ВКонтакте, чтобы потом ребята лайками проголосовали за понравившееся.

 

Совместная работа с Гугл.Документом или доской со стикерами на Падлет: ребята одновременно работают с одним документом (рабочим листом), дополняют друг друга, перерабатывают материал. При этом можно требовать от каждого не гигантский вклад, а точечную и уместную включённость в общий процесс.

 

Активная работа с презентацией: выдать каждому из школьников (группе) свой слайд и предложить его доделать; перемешать слайды и попросить восстановить (объяснив) порядок; дополнить презентацию своим слайдом.

 

Возможная работа со старшими классами:

Если дети подготовлены, когда надо что-либо рассказать, обобщить, дать теоретическое введение. Главная особенность (словами С. А. Горбушина): «у нас мало времени»; в онлайн-уроке учитель не может говорить больше 15 минут.

1. Чёткая постановка задачи урока: что нового узнаем (что запомнить), каким способом будем работать с рассказом учителя, по каким критериям работа учеников на уроке будет оценена; ради чего мы это делаем;

2. Самый минимум информации в учительском рассказе (фиксируется в 3–5 пунктах плана – базовые дидактические единицы). Ученики записывают главное и фиксируют непонятное (вопросы записываются по ходу)

3. Когда все пункты плана выполнены, учитель читает общий список вопросов и просит добавить вопросы, если что-то осталось непонятым. 10 минут учитель отвечает на вопросы.

4. Последние 5 – 10 минут – формулирование «смысла рассказа» и оценки тем ученикам, кто поучаствовал в его извлечении.

5. ДЗ выдается уже в оффлайне.

6. Для облегчения усвоения «лекции-рассказа» за день до урока ученикам на почту нужно отправить текст по вашему плану максимум на одну страницу или целую презентацию, не более чем на 7 слайдов. Без названия, но с заданием в конце подумать над заглавием и одним общим для всего текста/презентации вопросом.

 

Главных ссылок

· https://sites.google.com/uchitel.ru/teachforquarantine/главная?fbclid=IwAR09aYt2XfNEIsEYTZKZe81Bf8E2wsqy96dCF7P-QEiyHB2YxdzAdW-SqGk – «В помощь учителям» от проекта «Учитель для России»

· https://www.hse.ru/our/news/350707890.html – Сервисы для организации дистанционного образования от Высшей школы экономики

· https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/prepodavanie-russkogo-i-literatury-v-usloviyakh-distanta.html – онлайн-конференция «Преподавание русского и литературы в условиях дистанта» от Гильдии словесников (но полезна учителям и других предметов тоже)

· https://project.lektorium.tv/zoom-teachers?fbclid=IwAR0Z7zEz9EWzNfIdeChKrxtg5ysNJRY0ussRct6KqXrPnG1x4ZyTiwQMEkA – памятка по работе с Zoom для учителей Физматлицея №239 (но бОльшая часть универсальная для всех учителей)

· https://vertical.sch-int.ru/kak-rabotat-v-proekte/uroki/distant-lessons/ – Раздел «Дистанционные уроки» Математической вертикали от школы «Интеллектуал» (но полезно учителям и других предметов тоже)

 

Дочитавшим до конца и всем остальным – удачи, сил, вдохновения!:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: