Вам не повезло с собеседником

Глава 6: интервью.

Чтобы интервью удалось, прежде всего нужно быть компетентным, всегда знать больше того, о чем говоришь с экрана, а также уметь слушать своего собеседника, дать возможность герою раскрыться.

Интервьюер как особая профессия

Интервьюер – это профессионал общения и психолог. Он должен понимать, как себя подать, а также достаточно быстро определить, у какого типа личности берется интервью. Кроме того, стоит помнить о том, что любой человек, который отвечает на вопросы перед камерой, испытывает стресс. Именно поэтому главная задача журналиста - постараться избавить людей от этого стресса и минимизировать вмешательство в их жизнь.

Интервьюер должен думать не о себе, а о герое, насколько ему комфортно. Несмотря на то, что интервью – это всегда попытка залезть в чужую душу, стоит сделать это максимально тактично и дружелюбно. Журналисту нужно сблизиться со своим собеседником. Важны не столько вопросы, сколько то, как вы их задаете, насколько хорошо вы подготовлены.

Правила для журналиста, подходящего к человеку с микрофоном:

  1. Напористость – это хорошо, даже необходимо. Наглость – это плохо и недопустимо. Стоит помнить о том, что никто не обязан отвечать на ваши вопросы. Интервьюер должен быть благодарным слушателем, с любым собеседником вести вежливую беседу.
  2. Не стоит тревожить человека, если вы не знаете, что у него спросить.
  3. Если вы не готовы слушать человека – не нужно у него что-то спрашивать.
  4. Журналисту нужно следить за своей внешностью, поведением и стилем общения.


Виды интервью

Интервью (от англ. inter – «между», view – «точка зрения») – это получение информации от конкретного человека.

· Экспресс-опрос

Данный вид интервью часто украшает программу новостей, потому что зрителю близок данный формат. В участниках экспресс-опроса каждый видит самого себя, застигнутого врасплох каверзными вопросами журналиста. Вопросы в экспресс опросе должны быть адресованы лично каждому, а также вызывать растерянность, улыбку и желание ответить. Кроме того, ответы на эти вопросы трудно спрогнозировать заранее. Стоит избегать формулировок, на которые можно ответить «да» или «нет». Опытный журналист старается войти в контакт с любым человеком. В случаях, когда прохожие не идут на этот контакт, можно попробовать сказать: «помогите нам, пожалуйста», «всего один вопрос», «мы как раз вас ждем», или установить контакт через комплимент: «вы самая красивая пара на этой улице», предложение: «давайте познакомимся, меня зовут...».

· Информационное интервью

В информационном интервью требуется один ответ на конкретный вопрос. Часто этот вид является частью информационного сюжета. Вопрос должен быть сформулирован коротко и точно. В случае если ответ вам показался недостаточно эмоциональным, стоит попробовать сформулировать вопрос по-другому этому же человеку. С включенной камерой лучше подойти к человеку, который занят каким-то делом – это поможет сделать картинку более достоверной. Главный вопрос нужно задать вторым, а не первым. Старайтесь вызвать у героя интерес, заинтриговать его.

· Деловое интервью

Вид интервью, в котором раскрывается мнение эксперта по какой-либо проблеме. Часто записывается в студии. Журналист должен уметь вести беседу, в том числе и в прямом эфире, уметь слушать и направлять экспертов на обсуждение проблемы, которой посвящена программа. Тему нужно четко определить (например, с помощью сюжета), а также обозначить, почему именно этот человек приглашен в качестве эксперта (составить короткое досье). Тон делового интервью должен быть подчеркнуто официальным. Если добыться четкий ответов на поставленные вопросы так и не удалось, в конце программы грамотный ведущий сделает вывод: «Мы пригласили этого человека, чтобы поговорить о такой-то проблеме. Мы старались задавать вопросы, но, к сожалению, приглашенный нами человек явно уклоняется от ответов на наши вопросы». Это должно звучать корректно и вежливо.

· Исповедальное интервью

Исповедальное интервью – это раскрытие на экране личности гостя. Героем такого интервью должна стать персона, которая интересует зрителей именно сегодня. Это только треть успеха. Уровень подготовки к интервью, знание журналиста уникальных подробностей жизни героя – две третьи. Нужно грамотно выстроить драматургию беседы. Интервьюер должен направлять диалог в нужное русло. В вопросах должна прятаться уникальная информация о герое. Ведущий должен уметь: грамотно сочетать генеральные (заготовленные заранее) и уточняющие вопросы (возникающие в ходе интервью), задавать вопросы, не задавая вопросов (после предложения сделать паузу). Также нужно вовремя проводить блицинтервью.

Блицинтервью – короткие вопросы: на которые можно ответить «да» или «нет», на которые можно ответить одним словом или предлагается продолжить фразу ведущего. Блицинтервью заставляет собеседника отвечать быстро, коротко и не задумываясь. Вопросы должны быть подготовлены заранее, задаваться четко и быстро. Также интервьюер должен следить за выполнением гостя «правил блицинтервью».

 


Вам не повезло с собеседником

Типажи, с которыми трудно работать в эфире:

1. Косноязычные люди, которым трудно точно сформулировать свою мысль.

2. Люди с комплексами, физическими недостатками.

3. Агрессивно настроенные собеседники.

4. Очень разговорчивые люди.

5. Неразговорчивые люди.

 

1. Косноязычные собеседники

Сначала стоит без камер понять, что именно хочет сказать человек. Такого собеседника нужно мягко подбодрить и добиться четкой формулировки вместе. Но это должна быть мысль гостя, не ваша. Если нет времени помочь собеседнику с формулировкой, воспользуйтесь методом блицинтервью. Нужно ограничить косноязычного гостя во времени, больше брать на себя и работать с расчетом на короткий ответ.

 

2. Люди с комплексами, физическими недостатками

Нужно соблюдать такт и доброжелательность. Это касается не только журналиста, но и всей съемочной группы. Если физический недостаток, из-за которого переживает гость, можно исправить гримом, стоит предложить ему это и подбодрить: «В кадре будет хорошо выглядеть!»

3. Агрессивно настроенные собеседники

Таких людей можно разделить на две категории: 1) агрессивность – черта характера человека и 2) герой негативно настроен к предстоящей беседе (к вам лично, к телекомпании).

С первым типом собеседников стоит быть предельно лояльными, соблюдать дистанцию и выполнять просьбы настолько, насколько это необходимо. Агрессивные по природе люди нуждаются в сильном оппоненте, становятся спокойнее, когда чувствуют силу. С такими людьми нужно вести себя уважительно, но не мягко, уметь тактично поставить на их место.

Во втором случая, когда герой негативно настроен на беседу, нужно пустить в ход свое обаяние. Доказать гостю, что его представления неверные.

 

4. Слишком разговорчивые люди

Их привлекает не журналист и его вопросы, а сама возможность высказаться. В таком случае интервьюеру помогут апелляция к зрителям (обозначение темы и основных вопросов в начале беседы) и четкие правила игры, оговоренные с вашим собеседником (блицинтервью с уточняющими вопросами).

 

5. Неразговорчивые люди

Обычно отвечают однозначно: «да», «нет», «без комментариев». Разговорить молчуна возможно, если поймать его на каком-то несоответствии. Создать такую ситуацию, когда молчание собеседника будет играть против него.

 

Ошибки интервьюеров

1.  Ведущий не слушает собеседника. Зритель замечает это, ставит себя на место гостя и ему становится обидно.

2. Ведущий не смотрит собеседнику в глаза. Без зрительного контакта возникает ощущение, что журналисту скучно. Зачем зрителю смотреть то, что даже ведущему неинтересно?

3. Ведущий жестко прерывает собеседника. Руководить беседой можно, никого при этом не прерывая: мимикой, жестами.

4. Ведущий становится заложником своей подготовки к интервью. Нужно уметь перестроиться в ходе беседы, если поведение героя нарушило ваши планы.

5. Любовь к слову «я». Зрителю неприятно видеть самоуверенность с экрана от интервьюера. Зрителю интересен герой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: