Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте (русский язык, письмо)

Класс: 1                                           

УМК «Школа России»

Тема: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель: создание условий для развития навыка письма заглавной буквы Д; письмо предложений, содержащих слова с заглавной буквой Д.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать элементы заглавной буквы Д.

Понимать различия между звуками и буквой, их обозначающей.

Уметь писать слова и предложения, содержащие слова с заглавной буквой Д.

Анализировать слого – звуковые схемы слов.

Синтезировать читатьпредложения и списывать их.

Оценить значимость изучения буквы Д для формирования навыков грамотного письма.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную цель урока совместно с учителем; проговаривать последовательность своих действий; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные Устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?). Понимать значимость обучения, развивать мотивацию к обучению.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир

Основные понятия: заглавная и строчная буквы, звуки/буквы, слого – звуковая схема, слог, соединение.

Методы, технологии: словесные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение)

Ресурсы  урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок письма. Проверьте, пожалуйста, лежат ли у вас на партах прописи и пеналы. И, если вы готовы к уроку, то можете сесть: сначала тихо сядут девочки, затем ещё тише – мальчики.

Здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку. Садятся за парты.

Мотивация к деятельности, актуализация, целеполагание

Катя, не очень удачные слово дым, чтобы выводить на тему «Заглавная буква Д»

М.б., задать еще один вопрос: Если предложение начинается со слов дым и дерево, как их напишем? После того, как дети отгадают две загадки, задать этот вопрос. Добавила загадку, где в отгадке есть звук [д’]

- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом,

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым)

- Что же это такое?

- Правильно! Это – дым.

- Назовите первый звук в слове дым. Дайте характеристику звука.

- Послушайте еще одну загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

- Что это? Назовите первый звук. Расскажите о звуке [д’].

- Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]?

- Вы правы! А как вы думаете, что мы сегодня будем делать с этой буквой? А зачем?

- Действительно, тема нашего урока это заглавная буква Д. Мы будем стараться совершенствовать свои умения писать буквы, слова с этими буквами, закреплять знания письма предложений.

Отвечают по поднятой руке:

- Это – дым.

- В этом слове первая буква Д.

- Она обозначает звук [д’].

- Звук [д’] согласный, мягкий, звонкий.

- Мы будем писать эту букву, чтобы научиться делать это лучше и красивее.

Работа в прописи

- Для этого откройте свои прописи на страницах 18 – 19.

- Для развития мышц пальцев и руки, наверху этих страниц у нас даны рисунки. (Включаю презентацию, слайд №1.)

- Скажите, на что они похожи?

- Правильно. Они, и правда, похожи на дымок.

- Наша загадка подходит к рисункам?

- Прежде, чем мы обведём их, давайте вспомним правила письма: как мы должны сидеть? Как должна лежать пропись? А кто покажет своим одноклассникам, как нужно держать ручку?

- Молодцы! Возьмите свои ручки и приступите к обводке: сначала проведите линию по контуру, а затем продолжите её самостоятельно. Не забывайте о своей осанке!

- Что вы видите над рисунками? (Элементы букв)

- Элементы каких букв написаны?

- Какие из этих элементов являются элементами заглавной буквы Д?

- Какие слова пишем с заглавной буквы? Приведите примеры слов, которые напишем с заглавной буквы Д?

- В каком еще случае слово напишем с заглавной буквы Д?

- Назовите элементы строчной буквы д. (Презентация, слайд №2.)

- Есть ли одинаковые элементы у строчной и заглавной буквы д?

- Обведите элементы этих букв. Ведите руку в направлении, указанном стрелочками. Не забывайте о правилах, которые мы повторили.

- А теперь, когда наша рука подготовилась к письму, вспомним написание строчной и заглавной букв Дд. Сейчас я стану на минутку волшебником. На доске покажу написание письменной заглавной буквы, но писать буду не мелом, а водой.

- Вы должны слушать меня очень внимательно и быстро работать, а почему, увидите чуть позже. Повторяйте за мной написание букв в воздухе.

  (Объясняю написание заглавной буквы Д: «Ставлю точку чуть ниже вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, затем веду вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки.»).

- Давайте ещё раз все вместе повторим: я на доске, а вы в воздухе. (Объясняю написание заглавной буквы Д: «Ставлю точку чуть ниже вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, затем веду вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки.»).

- Запишем заглавную букву в прописях на странице 19. Сначала обведем образец, а потом напишем еще 3 таких же.

- Когда закончите письмо, дайте мне об этом знать.

- Молодцы! Пока вы писали буквы в прописях, посмотрите, что произошло с буквой на доске?

- Да она исчезла, потому что вода испарилась. Это происходит из – за того, что молекулам, маленьким частичкам воды, становится слишком жарко на доске и для того, чтобы охладиться, они улетают наверх в виде пара.

- Теперь вспомним написание строчной буквы д (Объясняю написание строчной буквы д: «Ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную удлиненную линию с петлей внизу.»).

- Возьмите свои ручки так, как вам уже показал одноклассник.  Пропишем эту букву в воздухе. (Объясняю написание строчной буквы д: «Ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную удлиненную линию с петлей внизу»).

- Замечательно!Обводим строчную букву д по контуру и дописываем до конца строки.

- Обратите внимание на первую строчку на странице 18. Что на ней написано?

- Как это называется?

- Да, это - соединение заглавной и строчной букв д. Какое оно?

- И правда, верхнее! Заглавная буква Д будто тянется к строчной. Обведите, пожалуйста, это соединение. Затем пропишите еще 3. Вы - в прописях, а я - на доске. Не забывайте делать отступы, старайтесь выполнять работу красиво.

- Так как вы не первый урок изучаете эту букву, я хочу проверить, как вы усвоили написание соединений. Для этого мы немного поиграем. Я буду показывать вам слоги, а вашей задачей будет правильно их записать на двух последних строчках страницы 19.

- Кто не понял задание?

- Будьте внимательны! (Показываю карточки Да, Ду, Ди, до, ды, проверяю работу, проходя по рядам, выписываю на доску ошибочные варианты.).

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему я так записала эти слоги?

- Совершенно верно! Это – ошибочные варианты.

- А что в них неправильного?

- Так писать нельзя. Старайтесь больше не допускать этих ошибок.

- А какой слог, на ваш взгляд лишний? Докажите.

- Правильно! Первый звук в слоге ди мягкий.

Открывают прописи, работают в них, отвечают на вопросы по ходу урока:

- Рисунки в прописи похожи на дым.

- Да!

Вспоминают правила письма. Выполняют обводку.

Рассматривают элементы строчной и прописной буквы Д.

- С большой буквы пишутся различные названия, а также начало предложения.

Обводят элементы букв, затем прописывают их сначала в воздухе, а потом – в прописях. Наблюдают за испарением воды.

Прописывают соединение строчной и заглавной букв Д, предварительно обсудив его с учителем.

Принимают участие в игре: записывают слоги. Выделяют лишний, обосновывают своё мнение по поднятой руке.

Физ. минутка

- Вы отлично справились с моим заданием, поэтому я предлагаю вам немножко размяться. Встаньте, пожалуйста, тихонько задвиньте свои стульчики и выйдите в проход. Повторяйте движения за мной:

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

- Спасибо, ребята! Можете садиться. Продолжим нашу работу.

Встают, задвигают стулья, выполняют физ. минутку вместе с учителем.

Работа в прописи

- Посмотрите на доску. Что написано на доске? Прочитайте их про себя.

(Мальчик гнал коров на пру…

В руке у него был пру…)

- Что вы заметили? Что не так?

- Какое слово должно быть в первом предложении? Что такое пруд?

- А во втором предложении? Что такое прут? (Вывешиваю картинки на доску.)

- Произнесите последний звук в первом и втором слове. Эти звуки разные или одинаковые?

- А последние буквы в словах будут разными или одинаковыми?

- Как же нам правильно записать слова? Что надо сделать?

  - Нужно представить, будто этих предметов не один, а – много.

- Посмотрите, в прописи дан образец. Слева написано проверочное слово «пруды», а справа слово, которое нужно проверить.  

- Прочитайте следующее слово. Давайте вместе его произнесём.

- Да, правильно – плод.

- Сколько слогов в этом слове? Как узнали?

- А сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

- Какие они?

- Каким цветом в схеме раскрасим согласные?

- Да. Возьмите синие карандаши и закрасьте схему.

- Рядом со схемой запишите то слово, к которому мы только что оформили схему.

- Теперь самостоятельно поработайте со словом «плоты»: раскрасьте схему и запишите слово.

- Посмотрите на доску – вот, что должно было у вас получиться в прописях.

- Давайте вернёмся к нашим предложениям. Какая же буква должна быть написана в первом предложении? А во втором? Как вы это узнали?

- Да, вы представили, что говорится не об одном предмете, а о нескольких.

- Давайте уточним, чтобы правильно написать звонкую или глухую согласную на конце слова, надо … (Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.)

- Сегодня мы уже говорили о случаях, когда надо писать прописную букву. Напомните еще раз.

- Правильно! Посмотрите на карту. (Включаю проектор, слайд №3.)

- Что мы видим?

- Найдите и прочитайте названия рек.

- Как написаны названия на карте?

- Название каких рек начинается с буквы Д? (Показываю реки на карте.)

- Прочитайте, что написано у нас в прописи на 18 странице.

- Реки. Нам надо написать названия рек. Как их напишете?

- Какое соединение у букв д и о? А у букв о и н? Правильно!

- А кто может назвать мне соединения в слове Днепр?

- Замечательно! Пропишите эти слова по 1 разу. Не забываем о наклоне.

- Теперь обратимся к предложению ниже. Кто его прочитает?

- Сколько слов в предложении? Где в них можно допустить ошибку?

- Запишем его под диктовку. А как это – под диктовку? М.б., лучше диктовать Вам? Каждое слово по слогам: прочитали слово, записали, проверили.

- Под диктовку, то есть медленно и по слогам. Кто из вас готов диктовать и писать? (Под диктовку 1 ученика записываю предложение.)

- Отлично!

- А какие города вы знаете? (Выключаю проектор.)

- Замечательно!Прочитаем, названия каких городов есть в прописях.

- Дубна и Дмитров, города Московской области. Обведите слово «города».

- На что указывает нам черта?

- Какой слог ударный?

- Правильно! (Включаю презентацию, слайд №4.)

- В Ленинградской области тоже есть много сел, деревень и городов. Вы можете видеть их на карте. Их создали руки человека: не только строители, архитекторы, проектировщики, но и люди других профессий. Они трудятся, чтобы города росли и развивались для нашего благополучия. Их работу важно ценить и уважать. Давайте прочитаем пословицу о труде в прописях.

- Как бы вы объяснили, о чём она?

- Эта пословица говорит о том, что без приложения каких – либо усилий, человек никогда не сможет достичь своей цели.

- А какие еще пословицы о труде вы знаете?

- Прекрасно!

- Посмотрите снова в пропись: предложение записано печатными буквами. Нам нужно записать предложение письменными буквами на свободной строке.

- Просчитайте сколько слов в предложении. Назовите первое слово, второе …

- Как нужно записать первое слово в предложении? Что нужно поставить в конце?

- Кому непонятна задача?

- Приступайте к записи.

- Вот какое предложение у вас должно было получиться, проверьте себя. (Показываю эталон.)

Катя, последнее предложение тоже нужно будет продиктовать и записать на доске

Читают предложения. Отвечают на вопросы учителя:

- В этих предложениях слова записаны не до конца.

- В первом предложении говорится о пруде, то есть о небольшом водоёме. А во втором – о пруте, то есть о тонкой веточке.

- Слышится звук [т].

- Нужно изменить слово так, чтобы звук был отчётливо слышен.

Читают слова в прописи, проводят слого – буквенный разбор.

После формулирования и разбора правила вставляют нужные буквы в исходные предложения.

Вспоминают случаи, в которых следует писать прописную букву. Оговаривают их.

- Мы видим географическую карту.

- Объекты на карте имеют своё название.

- Названия пишутся с заглавной буквы.

- Двина, Дунай, Десна, Дубна и т.д.

- У букв д и о верхнее соединение, у букв о и н – тоже верхнее.

1 ученик называет все соединения в слове «Днепр».

Прописывают названия рек.

Затем читают предложение, выделяют трудные места и записывают под диктовку одноклассника.

Перечисляют известные им названия городов.

Обводят слово «города».

- Черта указывает на ударение в этом слове.

- Ударный слог «да».

Слушают речь учителя.

Читают пословицу о труде, объясняют её значение своими словами.

Вспоминают другие пословицы о труде:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Как потопаешь, так и полопаешь и так далее.

- В этой пословице 4 слова.

- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце – ставится точка.

Самостоятельно записывают предложение, сверяют его с эталоном.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, вы сегодня тоже, как настоящие работники, потрудились. Какой же вы труд выполняли?

- Чем вы занимались?

- Что было трудного в этой работе? А интересного?

- Чем это занятие может вам помочь в дальнейшем?

- Замечательно! Я тоже считаю, что навыки, которые мы сегодня отрабатывали, обязательно помогут вам красиво и правильно писать, что теперь вы, ребята, никогда не допустите ошибок с буквой Д.

- В завершении урока я хотела бы попросить вас закрыть глаза и вспомнить приятные моменты нашего урока. Мне было очень приятно, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.

- Я хочу, чтобы все, кто считают, что работали хорошо – улыбнулись мне, а те, кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Большое спасибо за урок, ребята. Желаю вам успехов и приобретения новых знаний. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя:

- Мы занимались письмом букв, слогов, слов и предложений.

- Этот урок может помочь нам научиться лучше писать.

Оценивают свою работу на уроке, закрыв глаза.

           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: