Лекция-дистант на тему

«Понятие конфликта»

 

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему.

Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже навлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики.

Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схваток и пр.

А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты.

 

1. Теория конфликта

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.

В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия».

В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Конфликты — это норма жизни.

Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица.

Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди вообще-то не любят конфликтов и побаиваются их.

Конфликтологи-практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними происходит. Даже тогда, когда конфликт в полном разгаре, они нередко говорят конфликтологу, призванному на помощь: «Не думайте, что мы конфликтуем. Никакого конфликта между нами нет, мы просто расходимся во мнениях...».

Люди считают, что конфликтовать плохо, и, значит, утверждение, что они конфликтуют, бросает на них тень, портит их репутацию в глазах окружающих.

Однако хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.

 

Мы чаще задаем такие вопросы:

- Почему люди не понимают друг друга?

- Почему люди ссорятся?

И реже:

- Как я веду себя с разными людьми в разных ситуациях?

- Часто ли я вступаю в конфликты с кем-либо? Почему?

 

В нашей жизни достаточно конфликтных ситуаций. Исследования психологов, социологов, философов выявили закономерности, по которым возникают и разгораются конфликты. Знание этих закономерностей позволяет ликвидировать конфликты в самом зародыше. Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Лечение без диагноза обрекает на худший исход.

Как разгораются конфликты? С чего начинаются?

80% конфликтов возникают помимо желания их участников: темперамент, характер, интересы, мотивы, потребности, ценности.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия) могущие привести к конфликту.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Есть даже афоризм: «Люди не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других и, потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Первый конфликтоген может быть непреднамеренным, появляется ситуативно.

Наиболее часто встречающиеся конфликтогены.

I.  Стремление к превосходству:

1) Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная критика, обвинение, издевка, сарказм.

2) Снисходительное отношение: проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не нервничайте», «Как можно этого не знать?», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…», «Вы же педагог, психолог…». Народная мудрость гласит: «Если ты умный человек, то никому не говори об этом».

3) Хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

4) Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте. Фразы: «Я считаю…», «Я уверен…».Более безопасно употреблять «Я думаю…», «Мне кажется…», «У меня сложилось впечатление, что…».Суждения о музыке, одежде, манере поведения.

5) Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий занимает позицию превосходства.

6) Перебивание собеседника – повышение голоса или когда один поправляет другого, тем самым показывает, что его мысли более ценны, его надо слушать.

7) Утаивание информации. Появляются домыслы, слухи, сплетни. Возникает недоверие к скрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.

8) Нарушение этики: нечайно толкнул, наступил на ногу, не извинился, не поздоровался и др.

9) Подшучивание, насмешки. Обычно объектом насмешек становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Осмеянный будет искать возможность поквитаться с обидчиком. Страдания, причиненные другому, отзвучит на причинившем его.

10) Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.

11) Напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации особенно в присутствии слушателей.

12) Перекладывание ответственности на другого человека. Это попытки управлять другим человеком против его воли.

II. Проявление агрессивности.

III. Проявление эгоизма. Эгоист добивается чего-то для себя обычно за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Установлена закономерность: эскалация конфликтов.

На конфликтоген в свой адрес, человек старается ответить еще более сильным конфликтогеном и т. д. К сожалению, мы устроены весьма несовершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.

Безусловно, требования высокой морали более отвечает умение сдерживаться, а ещё лучше – простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения. Но люди этому не следуют.

Это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и достойно относится к числу основных потребностей человека и потому покушение на неё воспринимается так болезненно.

Правила бесконфликтного общения.

1. Не употреблять конфликтогенов.

2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Есть ли понятие противоположное понятию конфликтоген?

Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважение и т.д.

Есть ли вещества в организме, настраивающие нас на борьбу?

Есть: адреналин – аварийный гормон, придающий нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие ярость, гнев сопровождаются выделением норадреналина. И, наоборот, благожелательные посылы настраивают людей на комфортное бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» - эндорфинов.

Доброжелательное поведение оказывает (+) влияние на того, кто говорит и на того, кто слушает.

 

2. Структура и функции конфликта:

 

Конфликт наряду с тем, что он является системой, представляет собой и процесс.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре».

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро- и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: