В образовательном процессе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

«АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

Данное пособие составлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Авторская песня: языковые особенности жанра». Эта новая учебная дисциплина, рассчитанная на студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений Республики Беларусь, была разработана и впервые прочитана в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова на факультете славянской филологии в 2012/2013 учебном году для студентов ІІ курса специальности 1-02 03 04-01 «Русский язык и литература. Белорусский язык и литература», а в 2013/2014 учебном году – для студентов V курса специальности 1-21 05 02 «Русская филология» (специализация 1-21 05 02 01 «Языкознание»). В настоящее время в МГУ им. А.А. Кулешова курс «Авторская песня: языковые особенности жанра» внесен в качестве одной из позиций компонента вуза в цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (п. 2.13) нового учебного плана для специальности 1-02 03 02 «Русский язык и литература».

Основной целью курса является знакомство с феноменом авторской песни (далее – АП) как особым явлением в русскоязычной поэтической культуре. Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

1) изучить определения АП (с учетом вариативности терминологии);

2) научиться рассматривать АП как синкретическое искусство;

3) приобрести навыки исследования текстовой составляющей произведений жанра АП;

4) проследить историю развития и эволюцию жанра АП;

5) познакомиться с русскоязычной АП Республики Беларусь;

6) исследовать языковые особенности произведений ряда авторов в рамках жанра АП.

Содержание учебного материала образуется следующими темами:

1) Авторская песня: определение понятия, вариативность терминологии. Определение понятия «авторская песня». Смысловые оттенки сочетаний: «авторская песня», «бардовская песня», «туристическая песня», «самодеятельная песня».

2) Авторская песня как синкретическое искусство. Представление о произведении жанра авторской песни как о единстве текстовой, музыкальной, интонационной, коммуникативной составляющей.

3) Авторская песня: текстовая составляющая. Анализ значения собственно текстовой составляющей произведения жанра авторской песни для реализации общего замысла автора.

4) Авторская песня: история развития, эволюция жанра. Развитие жанра авторской песни с конца 50-х – начала 60-х гг. ХХ в. Ключевые имена в рамках жанра в 70-е, 80-е и 90-е гг. ХХ в. Тематическое разнообразие и текстовые особенности произведений.

5) Авторская песня на современном этапе. Тематическая характеристика, текстовые особенности, связь с другими музыкально-поэтическими направлениями.

6) Авторская песня в Беларуси. Характер, тематическое разнообразие, языковые особенности русскоязычной авторской песни Беларуси с 1960-х гг. по настоящее время.

Во вводной части представленного пособия формулируются цель и задачи курса (слайд № 2), обосновывается актуальность изучения языковых особенностей авторской песни (слайд № 3), приводятся списки рекомендуемой основной и дополнительной литературы (слайды №№ 4–6), а также предлагается перечень авторов, чьи произведения предназначены для изучения на практических занятиях (слайд № 7).

Материал основной части пособия структурирован в виде пяти последовательно расположенных разделов, освещающих одну из перечисленных выше тем, при этом темы №№ 4 и 5, органически взаимосвязанные, совмещаются в одном разделе:

Раздел 1 («Авторская песня: определение понятия, вариативность терминологии») – слайды №№ 8–65;

Раздел 2 («Авторская песня как синкретическое искусство») – слайды №№ 66–106;

Раздел 3 («Авторская песня: текстовая составляющая») – слайды №№ 107–149;

Раздел 4 («Авторская песня: история развития, эволюция жанра», в т.ч. авторская песня на современном этапе) – слайды №№  150–198;

Раздел 5 («Авторская песня в Беларуси») – слайды №№ 199–416.

В заключительной части пособия (слайд 417) очерчены ближайшие перспективы исследования феномена авторской песни.

Электронная форма пособия (презентация PowerPoint) продиктована самим характером фактического материала, подразумевающим обязательное привлечение аудио- и визуальной информации. В связи с этим использование пособия в лекционном курсе предполагает наличие в аудитории установки мультимедиа (или иной компьютерной техники) с возможностью воспроизведения звука, т.к. в качестве иллюстративного материала презентация включает 131 аудиофайл в формате mp3 (аудиофайлы вставлены в слайды, список прилагается).

Указанный список записей имеет следующую структуру: 1) № записи; 2) № слайда; 3) содержание слайда; 4) аудиозапись (название, автор, исполнитель; если иное не оговаривается, то произведение звучит в исполнении автора), например:

№ записи № слайда Содержание слайда Аудиозапись (автор, исполнитель)
46 172 А. Крупп “Давай поговорим о городах” (А. Крупп)
96 312 В. Ступинский “Не провинция” (ст. В. Ступинский; муз. и исп. А. Нежевец)

Для того, чтобы пособие было пригодным к использованию при разных вариантах соотношения аудиторных часов, отводимых на ту или иную тему, знакомство с каждой из аудиозаписей может осуществляться с разной степенью полноты – от полного («от начала до конца») прослушивания до простого упоминания с кратким комментарием (отметим, что максимальный эффект достигается при прослушивании с последующим комментарием либо обсуждением). В МГУ им. А.А. Кулешова, где был разработан данный курс, на лекционные и практические занятия отводится примерно одинаковое количество учебных часов (по новым учебным планам четырехлетнего срока обучения студентов – 18 и 16 часов соответственно). Автор пособия считает целесообразным первые три раздела курса освещать преимущественно в лекционной части, а раздели №№ 4 и 5 прорабатывать в на практических занятиях.

На практических занятиях (если такой вид учебных занятий предусмотрен программной документацией) студентам целесообразно предложить более подробно ознакомиться с особенностями творчества ряда авторов (см. слайд № 7). Данный перечень является примерным и может быть дополнен, сокращен или изменен в зависимости от объема учебных часов и/или читательских предпочтений лектора и студенческой аудитории; кроме того, рекомендуется периодическое обновление данного перечня во избежание использования студентами ранее подготовленных презентаций. Отсутствие среди авторов-исполнителей, избранных для самостоятельного изучения и защиты презентаций на практических занятиях, таких имен, как В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, Ю.Ч. Ким, Н.Н. Матвеева и др., объясняется прежде всего тем, что творчество данных классиков жанра АП широко известно и в определенной степени описано, в то время как исследование творчества менее известных представителей жанра требует большей самостоятельности студентов (напомним, что одной из задач изучения дисциплины является приобретение навыков исследования текстовой составляющей произведений жанра АП).

При апробации материала пособия в 2013/2014 учебном году в УО «МГУ им. А.А. Кулешова» хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как подготовка студентами сообщений-презентаций по особенностям творчества отдельных авторов (объем сообщений составлял 30–40 слайдов, включая краткие биографические сведения, значимые события творческого плана и 8–10 примеров музыкально-поэтических произведений с анализом особенностей их языковой организации) с последующей защитой материала в аудитории.

 

Отметим, что изучение АП в качестве не только учебной, но и научной дисциплины в настоящее время имеет высокую степень актуальности, которая объясняется рядом причин, а именно:

1) значимость жанра АП для современного общекультурного и литературного процесса;

2) недостаточная изученность вопроса о языковых средствах, определяющих  специфику поэтических произведений жанра АП;

3) практически полное отсутствие специальных исследований (в первую очередь – лингвистического характера), посвященных творчеству авторов, несомненно значимых для жанра АП.

 

Автор представленного пособия-презентации приглашает к конструктивному диалогу и сотрудничеству всех, кто заинтересован в изучении АП либо связан с функционированием (написанием, исполнением, слушанием) произведений данного жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: