МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
«АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Данное пособие составлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Авторская песня: языковые особенности жанра». Эта новая учебная дисциплина, рассчитанная на студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений Республики Беларусь, была разработана и впервые прочитана в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова на факультете славянской филологии в 2012/2013 учебном году для студентов ІІ курса специальности 1-02 03 04-01 «Русский язык и литература. Белорусский язык и литература», а в 2013/2014 учебном году – для студентов V курса специальности 1-21 05 02 «Русская филология» (специализация 1-21 05 02 01 «Языкознание»). В настоящее время в МГУ им. А.А. Кулешова курс «Авторская песня: языковые особенности жанра» внесен в качестве одной из позиций компонента вуза в цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (п. 2.13) нового учебного плана для специальности 1-02 03 02 «Русский язык и литература».
|
|
Основной целью курса является знакомство с феноменом авторской песни (далее – АП) как особым явлением в русскоязычной поэтической культуре. Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1) изучить определения АП (с учетом вариативности терминологии);
2) научиться рассматривать АП как синкретическое искусство;
3) приобрести навыки исследования текстовой составляющей произведений жанра АП;
4) проследить историю развития и эволюцию жанра АП;
5) познакомиться с русскоязычной АП Республики Беларусь;
6) исследовать языковые особенности произведений ряда авторов в рамках жанра АП.
Содержание учебного материала образуется следующими темами:
1) Авторская песня: определение понятия, вариативность терминологии. Определение понятия «авторская песня». Смысловые оттенки сочетаний: «авторская песня», «бардовская песня», «туристическая песня», «самодеятельная песня».
2) Авторская песня как синкретическое искусство. Представление о произведении жанра авторской песни как о единстве текстовой, музыкальной, интонационной, коммуникативной составляющей.
3) Авторская песня: текстовая составляющая. Анализ значения собственно текстовой составляющей произведения жанра авторской песни для реализации общего замысла автора.
4) Авторская песня: история развития, эволюция жанра. Развитие жанра авторской песни с конца 50-х – начала 60-х гг. ХХ в. Ключевые имена в рамках жанра в 70-е, 80-е и 90-е гг. ХХ в. Тематическое разнообразие и текстовые особенности произведений.
|
|
5) Авторская песня на современном этапе. Тематическая характеристика, текстовые особенности, связь с другими музыкально-поэтическими направлениями.
6) Авторская песня в Беларуси. Характер, тематическое разнообразие, языковые особенности русскоязычной авторской песни Беларуси с 1960-х гг. по настоящее время.
Во вводной части представленного пособия формулируются цель и задачи курса (слайд № 2), обосновывается актуальность изучения языковых особенностей авторской песни (слайд № 3), приводятся списки рекомендуемой основной и дополнительной литературы (слайды №№ 4–6), а также предлагается перечень авторов, чьи произведения предназначены для изучения на практических занятиях (слайд № 7).
Материал основной части пособия структурирован в виде пяти последовательно расположенных разделов, освещающих одну из перечисленных выше тем, при этом темы №№ 4 и 5, органически взаимосвязанные, совмещаются в одном разделе:
Раздел 1 («Авторская песня: определение понятия, вариативность терминологии») – слайды №№ 8–65;
Раздел 2 («Авторская песня как синкретическое искусство») – слайды №№ 66–106;
Раздел 3 («Авторская песня: текстовая составляющая») – слайды №№ 107–149;
Раздел 4 («Авторская песня: история развития, эволюция жанра», в т.ч. авторская песня на современном этапе) – слайды №№ 150–198;
Раздел 5 («Авторская песня в Беларуси») – слайды №№ 199–416.
В заключительной части пособия (слайд 417) очерчены ближайшие перспективы исследования феномена авторской песни.
Электронная форма пособия (презентация PowerPoint) продиктована самим характером фактического материала, подразумевающим обязательное привлечение аудио- и визуальной информации. В связи с этим использование пособия в лекционном курсе предполагает наличие в аудитории установки мультимедиа (или иной компьютерной техники) с возможностью воспроизведения звука, т.к. в качестве иллюстративного материала презентация включает 131 аудиофайл в формате mp3 (аудиофайлы вставлены в слайды, список прилагается).
Указанный список записей имеет следующую структуру: 1) № записи; 2) № слайда; 3) содержание слайда; 4) аудиозапись (название, автор, исполнитель; если иное не оговаривается, то произведение звучит в исполнении автора), например:
№ записи | № слайда | Содержание слайда | Аудиозапись (автор, исполнитель) |
46 | 172 | А. Крупп | “Давай поговорим о городах” (А. Крупп) |
96 | 312 | В. Ступинский | “Не провинция” (ст. В. Ступинский; муз. и исп. А. Нежевец) |
Для того, чтобы пособие было пригодным к использованию при разных вариантах соотношения аудиторных часов, отводимых на ту или иную тему, знакомство с каждой из аудиозаписей может осуществляться с разной степенью полноты – от полного («от начала до конца») прослушивания до простого упоминания с кратким комментарием (отметим, что максимальный эффект достигается при прослушивании с последующим комментарием либо обсуждением). В МГУ им. А.А. Кулешова, где был разработан данный курс, на лекционные и практические занятия отводится примерно одинаковое количество учебных часов (по новым учебным планам четырехлетнего срока обучения студентов – 18 и 16 часов соответственно). Автор пособия считает целесообразным первые три раздела курса освещать преимущественно в лекционной части, а раздели №№ 4 и 5 прорабатывать в на практических занятиях.
На практических занятиях (если такой вид учебных занятий предусмотрен программной документацией) студентам целесообразно предложить более подробно ознакомиться с особенностями творчества ряда авторов (см. слайд № 7). Данный перечень является примерным и может быть дополнен, сокращен или изменен в зависимости от объема учебных часов и/или читательских предпочтений лектора и студенческой аудитории; кроме того, рекомендуется периодическое обновление данного перечня во избежание использования студентами ранее подготовленных презентаций. Отсутствие среди авторов-исполнителей, избранных для самостоятельного изучения и защиты презентаций на практических занятиях, таких имен, как В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, Ю.Ч. Ким, Н.Н. Матвеева и др., объясняется прежде всего тем, что творчество данных классиков жанра АП широко известно и в определенной степени описано, в то время как исследование творчества менее известных представителей жанра требует большей самостоятельности студентов (напомним, что одной из задач изучения дисциплины является приобретение навыков исследования текстовой составляющей произведений жанра АП).
|
|
При апробации материала пособия в 2013/2014 учебном году в УО «МГУ им. А.А. Кулешова» хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как подготовка студентами сообщений-презентаций по особенностям творчества отдельных авторов (объем сообщений составлял 30–40 слайдов, включая краткие биографические сведения, значимые события творческого плана и 8–10 примеров музыкально-поэтических произведений с анализом особенностей их языковой организации) с последующей защитой материала в аудитории.
Отметим, что изучение АП в качестве не только учебной, но и научной дисциплины в настоящее время имеет высокую степень актуальности, которая объясняется рядом причин, а именно:
1) значимость жанра АП для современного общекультурного и литературного процесса;
2) недостаточная изученность вопроса о языковых средствах, определяющих специфику поэтических произведений жанра АП;
3) практически полное отсутствие специальных исследований (в первую очередь – лингвистического характера), посвященных творчеству авторов, несомненно значимых для жанра АП.
Автор представленного пособия-презентации приглашает к конструктивному диалогу и сотрудничеству всех, кто заинтересован в изучении АП либо связан с функционированием (написанием, исполнением, слушанием) произведений данного жанра.
|
|