Грамматическая основа предложения

ОГЭ-2020. Задание № 2

Синтаксический анализ

Лист 1. Грамматическая основа

 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В подразделе «Справочные материалы» приведены необходимые теоретические сведения, знание которых поможет успешному решению задания 2. Таблицы нужно изучить, особое внимание уделяя примерам. При выполнении тренировочных заданий постоянно обращайтесь к правилам, перечитывайте примеры — сопоставление их по аналогии с текстом задания поможет найти правильный ответ.

Таблица 2.1

 

Синтаксические функции слова / словосочетания

СЛОВО / СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Подлежащее Сказуемое Определение Приложение Дополнение Обстоятельство

Необособленные члены предложения

Кто? Что? Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Кто он такой? Что он такое? Какой? Чей? Вопросы косвенных падежей (т. е. всех, кроме именительного) Как? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем?

 

Таблица 2.2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Отвечает на вопросы: Кто? Что?

Способы выражения ПРИМЕРЫ
1. Существительное 2. Местоимение 3. Прил. в значении сущ. 4. Прич. в значении сущ. 5. Числительное 6. Наречие 7. Междометие 8. Инфинитив 9. Словосочетание 1. Пришла зима. 2. Каждый рассказал о себе. 3. Большое видится на расстоянии. 4. Провожающие вышли из вагона. 5. Семеро одного не ждут. 6. Вчера не значит давно. 7. Далече грянуло ура. 8. Жить — Родине служить. 9. У крыльца цвели анютины глазки. Жили-были дед да баба.

Таблица 2.3

 

СКАЗУЕМОЕ

Отвечает на вопросы: 1) Что делает предмет? Что с ним происходит?

Каков (какой) он?

3) Что он такое? Кто он такой?

Вид сказуемого Способы выражения Примеры
Простое глагольное сказуемое ОДИН ГЛАГОЛ Я вам спою. (1 глагол = 1 слово) Я буд у петь. (1 глагол = 2 слова — будущее сложное время) Он взялс я з а ум. (фразеологизм = «поумнел» = 1 глагол)
Составное глагольное сказуемое Вспомогательная часть (связка) + ИНФИНИТИВ Мороз ста л крепчать. Мы хотел и учиться. Он бы л б ы ра д узнать.
Составное именное сказуемое Вспомогательная часть (связка) + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (не глагол!) 1. Существительное 1. Я хоч у быт ь врачом.
  2. Прилагательное 2. Луч казалс я золотым.
  3. Ср. степень прилагательного 3. Цветы после дождя стал и ярче.
  4. Числительное 4. Дважды два буде т четыре.
  5. Местоимение 5. Он бы л н е такой.
  6. Причастие 6. Брови был и сдвинуты.
  7. Наречие 7. Бойцы был и наготове.
  8. Категория состояния 8. Ученику был о трудно.
  9. Фразеологизм 9. Он бы л мастеро м н а вс е руки.
  10. Словосочетание 10. Море был о синег о цвета.
  В настоящем времени связка может Вся жизнь — борьба.
  быть нулевая Ночь ка к сказка.
    Дважды два  — четыре.
    Он н е такой.

ПРИМЕЧАНИЕ. Определяя границы сказуемого, ищите слово с основным лексическим значением:

Он бы л человеко м весёлым. = Он весёлый.

Он приеха л возмужавшим. = Он возмужал.

 

Обратите внимание, что неопределённая форма глагола в предложении может выполнять

разные функции.

Таблица 2.4

Роль инфинитива в предложении

Член предложения Пример
Подлежащее Помогать людям — это очень важно!
Сказуемое Мы будем тебя поддерживать.
Определение У нас была возможность (какая?) подготовиться.
Дополнение Я попрошу Вас (о чём?) остаться.
Обстоятельство Мы вышли на улицу (с какой целью?) освежиться.

Таблица 2.5

Типы предложений по составу грамматической основы

Двусоставные (есть оба главных члена) Односоставные (один главный член)
В садах цветутяблони. Сейчас расскажу подробно.

Таблица 2.6

Типы односоставных предложений

Определённо- личные Неопределённо- личные Безличные Назывные
Сказуемое Сказуемое в форме Сказуемое Подлежащее
в форме 1, 2 лица, 3 лица мн. числа или НЕ СОГЛАСУЕТСЯ (сказуемого
а также повелит. прош. времени мн. с вопросами КТО? ЧТО? нет).
накл. числа, а также сослаг.    
  (условное) накл. мн.    
  числа.    
Легко Легко Нет и не может быть  
восстанавливается восстанавливается подлежащего!  
подлежащее: подлежащее:    
Я, ТЫ, МЫ, ВЫ. ОНИ, КТО-ТО.    
Люблю посидеть с удочкой. Будете Раньше в школах изучали латинский Сказуемое выражено: 1) безличным глаголом: Вечер. Вот моя
меня вспоминать? язык. Скоро будут Вечерело. Пахнет сеном. мама.
Собирайтесь быстрее. сдавать экзамены. У нас тебя хорошо 2) инфинитивом: Нам н е жить друг без друга.  
  подготовил и бы. 3) словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ:  
    Нет покоя.  
    4) наречием (или словами  
    категории состояния):  
    Мне радостно и легко.  

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Грамматическая основа предложения

1
Выпишите грамматическую основу предложения.

 

1. Утро началось с дождя.                                                                                             

2. Раскатисто пророкотал гром.                                                                                    

3. Слабого может обидеть всякий.                                                                                

4. Книгу можно прочитать за один вечер.                                                                  

5. Книга — это добрый друг.                                                                                        

6. Весенняя ночь прекрасна.                                                                                        

7. Свинцовые тучи скрыли солнце.                                                                             

8. Где-то послышался шум.                                                                                          

9. В соседней комнате зазвонил телефон.                                                                   

10. Нас ждёт прекрасное будущее.                                                                              

 

2
Определите, какое из двух предложений в каждой паре предложений является двусоставным, а какое — односоставным. Заполните таблицу, записав буквы, которыми обозначены предложения, в соответствующие строки таблицы.

 

Вид предложения по составу грамматической основы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Двусоставное                    
Односоставное                    

 

1. А) Наступили солнечные дни. Б) Стало тепло.

2. А) Наши ребята выбежали на поле. Б) В дверь постучали.

3. А) Август — месяц плодородия. Б) Вижу полоску моря.

4. А) Мост отремонтировали к началу весны. Б) Кто-то громко засмеялся.

5. А) Мне стало смешно. Б) Ночь была тёплая.

6. А) Дышу полной грудью. Б) Изредка слышится далёкая песня.

7. А) От озера тянуло прохладой и свежестью. Б) Мы разулись и перешли речку вброд.

8. А) Детям строго-настрого приказали не трогать спички. Б) Над лесом поднимался густой туман.

9. А) Наступила напряжённая тишина. Б) Нам хотелось встретиться с одноклассниками.

10. А) На поляне стояло сухое дерево. Б) Нет ни одной книги.

 

3
Заполните таблицу: определите вид односоставного предложения и запишите его номер в соответствующую строку таблицы.

 

 

Вид односоставного предложения Номера предложений
Определённо-личное  
Неопределённо-личное  
Безличное  
Назывное  

1. Светлая ночь.

2. Снова повеяло свежестью.

3. Но в полночь меня разбудили.

4. Любуюсь вечерними закатами.

5. Но Демидову вновь не поверили.

6. Впереди видим знакомое и родное лицо.

7. Напряжённое безмолвие, сжимающее сердце.

8. Несмотря на тяжёлый переход, Демидову не спалось.

9. Нам оставалось только терпеливо ждать.

10. Только после трёх часов ожидания Веру наконец согласились принять.

11. Колючий мрак.

12. Читаешь книгу и видишь удивительный мир, мерцающий манящей тайной.

 

 

4
Заполните таблицу: определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении и запишите его номер в соответствующую строку таблицы.

 

Способ выражения подлежащего и сказуемого Номера предложений
Существительное + глагол  
Существительное + существительное  
Местоимение + глагол  
Существительное + прилагательное  

1. Цель — это факел, озаряющий путь человеку.

2. Около полудня бричка свернула с дороги.

3. Вначале никто не заметил нового гостя.

4. Первый снег пушистый и мягкий.

5. Мы плыли медленно по широкой реке.

6. Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.

7. Реки в горах стремительные.

8. Отец целые дни с наслаждением гулял по берегу реки.

9. Нашей победе уже ничто не могло помешать.

10. Лось — очень сильное и умное животное.

11. Безбрежна степь в ясный солнечный день.

12. Чудесные звуки потекли по притихшему залу.

 

 

5
Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений сказуемое простое глагольное, а в каком — составное глагольное. Заполните таблицу, записав буквы, которыми обозначены предложения, в соответствующие строки таблицы.

 

Тип сказуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Простое глагольное сказуемое                    
Составное глагольное сказуемое                    

1. А) Дети вслух читали сказки. Б) Я начал читать книгу.

2. А) Поезд приехал на вокзал минута в минуту. Б) Мама начала уже тревожиться.

3. А) Ключи будут лежать на столе. Б) Кони стали ходить по кругу.

4. А) Родители решили оставить нас с братом у бабушки. Б) Постепенно у меня проснулся интерес к чтению.

5. А) Семенов заставлял нас просыпаться рано утром. Б) Целыми часами он мог смотреть в морскую даль.

6. А) Дедушка любил смотреть футбол на стадионе. Б) Автобус немного проехал, а потом остановился.

7. А) Мне нравилось сидеть вечерами с родными на веранде. Б) Волны набегали  на берег, шурша галькой.

8. А) Уверенность в своей правоте остановит грубую силу. Б) Никто не осмеливался напомнить Глухову про его обещание.

9. А) Садовый участок располагался возле озера и одним краем касался берега. Б) Первую остановку Ветров предполагал сделать за лесом.

10. А) Я не мог не спросить об этом друга. Б) Тренер вздохнул и с досадой покачал головой.

 

 

6
Заполните таблицу: определите тип сказуемого в предложении и запишите его номер в соответствующую строку таблицы.

 

Тип сказуемого Номера предложений
Простое глагольное сказуемое  
Составное глагольное сказуемое  
Составное именное сказуемое  

1. Сергей всегда был отличником.

2. Теперь они уже не могли вернуться назад.

3. После работы отец шёл не домой, а в свой сарайчик.

4. Тепло и уютно было в сельской библиотеке.

5. По столу пробежал солнечный луч, похожий на золотистую струйку.

6. Рельсы стали дрожать.

7. Не каждый решится броситься один на волка ночью.

8. Пыль густым облаком клубилась над дорогой.

9. После того случая мы с Женькой стали друзьями.

10. Глубокие сугробы покрыли землю тёплым одеялом.

11. Язык — это орудие мысли.

12. Лёвка решил этот разговор не откладывать в долгий ящик.

 

7
Запишите номер варианта, в котором правильно указаны слова, составляющие грамматическую основу предложения.

 

1. Мы подошли к домику лесника.

1) мы подошли                              2) подошли к домику Ответ:      

2. В подмосковном лесу появились первые подснежники.

1) появились                                  2) появились подснежники Ответ:

3. Пил Саша чай подолгу, стаканов по семи в один раз.

1) пил чай                                      2) пил Саша

Ответ:                                               

 

4. Следующая ночь была тёплая.

1) ночь была                                   2) ночь была тёплая Ответ:

5. Уставшие бойцы брели по снежной равнине, обдуваемой ветром.

1) уставшие бойцы                       2) бойцы брели Ответ:      

6. Вечером после дождя стало холодно.

1) стало холодно                            2) вечером стало Ответ:      

7. О наступающих холодах оповестили все полярные посёлки.

1) оповестили посёлки                 2) оповестили Ответ:

8. Отступающие закрепились на южной окраине города среди дымящихся руин и стали яростно отбиваться.

1) закрепились и стали

2) отступающие закрепились и стали отбиваться Ответ:

9. Степанов задумчиво ходил по комнате и рассеянно слушал сбивчивый рассказ мастера.

1) слушал рассказ                         2) Степанов ходил и слушал Ответ:      

10. Перед балконом была большая утоптанная площадка.

1) была                                          2) была площадка

Ответ:                                               

 

11. Щупленький мальчик отворил дверь, оклеенную газетами.

1) мальчик отворил                    2) отворил дверь Ответ:        

12. Длинное шоссе, разделявшее равнину на две части, было асфальтированное.

1) шоссе было                              2) шоссе было асфальтированное Ответ:        

 

 

8
Запишитеномер вариантаответа, вкоторомправильноуказаныслова, составляющие грамматическую основу предложения.

1. Удивлённый этим предложением, я не мог даже слова произнести.

1) не мог                                         3) не мог произнести

2) я не мог                                     4) я не мог произнести Ответ:      

2. Поломанный станок перенесли в тёмный подвал.

1) станок перенесли                      3) перенесли

2) перенесли в подвал                  4) поломанный станок Ответ:      

3. Из ровных и гладких стеблей задумали сделать стрелы для лука.

1) задумали                                    3) задумали сделать стрелы

2) сделать стрелы                          4) задумали сделать Ответ:

4. Нас, облитых струями дождя, охватило неодолимым страхом.

1) облитых струями                      3) охватило страхом

2) охватило                                     4) нас охватило Ответ:      

5. Опыт прожитых лет научил меня никогда не сдаваться, дорожить каждой минутой жизни.

1) опыт жизни                               3) опыт научил

2) опыт научил не сдаваться       4) опыт научил не сдаваться, дорожить Ответ:      

6. Каждый из нас хотел оставить частичку своей души в её памяти.

1) каждый хотел                                                 3) хотел оставить частичку

2) каждый из нас  хотел оставить                   4) каждый из нас хотел Ответ:      

7. Трое мужчин схватили верёвку и побежали по льду, не обращая внимания на угрожающий треск под ногами.

1) трое мужчин схватили            3) трое мужчин, не обращая внимания

2) трое побежали                           4) трое мужчин схватили и побежали Ответ:      

8. Теперь уже никому не хотелось вторично рисковать головой.

1) никому не хотелось                 3) никому не хотелось рисковать головой

2) не хотелось рисковать             4) уже никому не хотелось Ответ:

9. Над рожью по направлению к ним, быстро увеличиваясь в размерах, неслась какая-то тень.

1) неслась тень                                                   3) над рожью неслась

2) быстро увеличиваясь в размерах               4) быстро неслась Ответ:      

10. Распластав в воздухе чёрные крылья, она мелькнула над тропинкой, бесшумно скользнула над рекой и скрылась в тёмной листве одной из вётел, растущей на противоположном берегу.

1) распластав  крылья                                      3) она мелькнула

2) она мелькнула, скользнула и скрылась  4) скрылась в листве Ответ:       

11. Приглашённые собрались в огромном зале, сверкавшем сотней огней.

1) собрались                                  3) собрались в зале

2) приглашённые собрались      4) сверкавшем сотней огней Ответ:       

12. После короткого приветственного слова всех гостей пригласили на ознакомительную экскурсию.

1) гостей пригласили                  3) пригласили на экскурсию

2) всех пригласили                     4) пригласили Ответ:

 

9
Прочитайте предложение. Выпишите грамматическую основу.

1. По тропинке шли два мальчика.

Ответ:________________________.

2. В тот же миг другие тоже остановились, не спуская глаз со своего командира.

Ответ:________________________.

 

3. Время от времени набегал ветерок и колыхал ветви берёзы.

Ответ:________________________.

 

4. Он приостановился и посмотрел в сторону речки.

Ответ:________________________.

 

5. В лесу было очень сыро и холодно.

Ответ:________________________.

 

6. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте.

Ответ:________________________.

 

7. Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

Ответ:________________________.

 

8. Рядом, в густых кустах дикого шиповника, что-то грозно ухнуло, разносясь гулким эхом в разные стороны.

Ответ:________________________.

 

9. От волос и одежды мальчика пахло дымом костра.

Ответ:________________________.

 

10. Идти приходилось очень медленно, гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного света.

Ответ:________________________.

 

11. То и другое было сделано из множества тончайших планочек и папиросной бумаги.

Ответ:________________________.

 

12. Лицо у мальчика было очень радостное.

Ответ:________________________.

 

13. Оба перед отъездом из деревни надели белые-пребелые рубахи, красные галстуки и тщательно отутюженные брюки.

Ответ:________________________.

 

14. На маленькой речке возле лагеря у нас имелись две плоскодонные лодки.

Ответ:________________________.

 

15. Отсюда надо было подниматься по второй лестнице, почти отвесной.

Ответ:________________________.

10
Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)В июне 1812 года французская армия Наполеона вторглась в пределы России. (2)Так началась Отечественная война, которая стала тяжёлым испытанием для всего русского народа. (3)Когда полчища французов прошли далеко в глубь страны, командующим русской армии был назначен М. И. Кутузов, выдающий полководец, ученик и соратник Суворова. (4)Наполеон, побеждавший самые большие и сильные армии Европы, был встревожен, потому что хорошо знал о стратегической мудрости Кутузова. (5) Кутузов успешно дрался с турками на Дунае, добился выгодного для России мирного договора.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Армия Наполеона вторглась (предложение 1);

2) Которая стала (предложение 2);

3) Был Кутузов (предложение 3);

4) Хорошо знал (предложение 4);

5) Кутузов дрался, добился (предложение 5)

Ответ:________________________.

11


Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений две грамматические основы. Заполните таблицу, записав букву, которой обозначено это предложение, в таблицу.

 

Пара предложений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Предложение с двумя грамматическими основами                    

1. А) Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Б) Когда я был в шестом классе, семья наша распалась.

2. А) В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни».

Б) Необходимо знать, какие побуждения руководят писателем в его работе.

3. А) После окончания гимназии я два года пробыл в Киевском университете, а затем перевёлся в Московский университет и переехал в Москву.

Б) После выхода в свет «Кара-Бугаза» я оставил службу, и с тех пор писательство стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой.

4. А) Мы подменяем романтику чистой экзотикой, забывая о том, что эта последняя является лишь одной из внешних оболочек романтики и лишена самостоятельного содержания.

Б) В визге станков, свисте приводных ремней, лязге молотов, под гигантскими лапами кранов рабы плавили в горнах металл и копили шлаком в сердцах оседавшие ненависть и гнев.

5. А) Я ушёл от экзотики, но я не ушёл от романтики и никогда от неё не уйду.

Б) Он должен обладать талантом собственного видения мира, непреклонностью в борьбе, лирической силой и общностью жизни с природой.

6. А) С каждым новым рейсом мы замечали, что раненые становились всё молчаливее, жёстче.

Б) Пришла весна и обрядила провинциальные пустыри и сточные ручьи своей чуть липнущей к пальцам, пахучей листвой.

7. А) У Романина была скверная привычка сидеть у себя в аптеке целыми часами притаившись и не отвечать, когда я окликал его из-за перегородки.

Б) Раз десять перечёл я коротенький список, напечатанный на пишущей машинке в гимназической канцелярии и прикреплённый кнопками к дверям учительской.

8. А) К нашему удивлению, Стасик не только не свалился с велосипеда, но, выплюнув дымящийся мундштук папиросы, продолжал как ни в  чём не бывало крутить ногами, затем скрылся из глаз и вскоре подъехал к нам с другой стороны, щегольски сложив на груди свои аристократические руки в белоснежных манжетах с серебряными запонками.

Б) Он милостиво нам улыбнулся и полез в карман за платком, чтобы вытереть копоть, покрывавшую его римский нос.

9. А) Теперь я ни минуты не сомневался, что меня включат в программу патриотического утра, и уже заранее предвкушал свой триумф.

Б) В нашем городе готовились патриотические вечера, спектакли, концерты, лекции, военный парад на Куликовом поле.

10. А) Я поклялся, что сочинил сам, и зарделся от авторской гордости!

Б) Я чуть не заплакал от обиды, но, шаркнув ногами и отвесив Сизику положенный по гимназическим правилам поклон, поплёлся в уборную и заперся там в кабине, вытирая кулаком слёзы, уже катившиеся по моим щекам.

 

 

12
Выпишите номера предложений с тремя грамматическими основами.

1) Стенные часы с огромными стрелками стучали так громко, что надо было повышать голос, чтобы разговаривать с застенчивой старушкой Софьей Тихоновной.

2) Но, разумеется, он это тщательно скрывал, и при упоминании о лотерее-аллеZгри1 у него на лице появлялась брезгливая улыбка.

3) На углу горели дрова уличного костра, где грелись извозчики, городовые и сыщики в партикулярном2 платье, которые хмуро и подозрительно смотрели на прохожих.

4) По углам стояли киоски, где продавались лотерейные билеты, а рядом с ними возвышались выставки выигрышей, расставленных на красных, кумачовых полках.

5) Я был охвачен нетерпением поскорее вернуться домой со двора и посмотреть, как будет гореть брикет дяди Миши в кухонной плите.

6) Однако наступало время приступить к самой игре, но папа ещё дома твёрдо заявил, что выигрышных билетов покупать ни в коем случае не будем, а только посмотрим и уйдём домой.

7) Наши жильцы представляли из себя пёстрое сборище разнохарактерных типов, и большинство из них я уже забыл.

8) На третий день к папе пришёл дворник и попросил, чтобы новые жилички предъявили свои виды на жительство для прописки.

9) Мне было жалко выбрасывать билет с такой внушительной печатью, но всё же я его выбросил на пол, покрытый опилками, где уже валялось множество таких же лотерейных билетов.

10) На папином лице играл румянец, и я готов был поклясться, что в глубине души папа такой же азартный человек, как и я, только он это скрывает.

Ответ:                                               

13
Запишите номера приведённых ниже предложений в соответствующие строки таблицы, определив количество грамматических основ в них.

 

Количество грамматических основ Номера предложений
1  
2  
3  
4  
5  
6  
   

1) Папе долго не отпирали двери, а в комнате слышалась какая-то поспешная возня.

2) Не знаю, для чего я вышел из нашей комнаты, где было ещё довольно прохладно.

3) Это была обычная формальность, но жиличка почему-то вспыхнула.

4) Машина эта вызывала во мне ужас, так как от неё во все стороны шарахались собаки, а извозчичьи лошади с визгливым ржанием вставали на дыбы, и здания содрогались от её злобного, торопливого стука.

5) Потом я пробежался по аллее под созревающими абрикосами, уже довольно крупными, но все ещё зелёными, твёрдыми и на ощупь суконными.

6) Тут же меня поразило другое соображение, что ведь есть вещи, которые как будто никому не принадлежат: они лишились хозяина и на время стали ничьими.

7) Однажды, когда мы приехали к ним в гости, я видел, как Серёжка достал из шкафа толстую зелёную книжку, зачарованно глядя на обложку, где был нарисован бородатый человек с попугаем, медленно подошёл к креслу, стоявшему у окна, и вдруг бросил на меня полный счастливого изумления взгляд, который меня, пятилетнего малыша, ещё не умевшего ни читать, ни ценить книгу, поразил на всю жизнь.

8) Сверху ящика была крышка, которую мама с Лёлей пытались поднять руками, но крышка не поддавалась, потому что она была на очень тугой пружине и прихлопывала пальцы, как только её пытались приоткрыть.

9) Дым валил из паровозной трубы трамбовки, и какая-то медная треугольная штучка, состоявшая из двух шариков, быстро крутилась над зелёной тушей котла.

10) Я проснулся, когда в доме ещё все спали, и при слабом, предрассветном свете, как бы делавшем вокруг меня все предметы ещё более тёмными, чем ночью, прежде всего осмотрел плетёное сиденье стула возле моей кровати, но там ничего не обнаружил.

11) К этому сознанию примешивалось ни с чем не сравнимое чувство именинника, которое бывает лишь один раз в году, когда ангел-хранитель как бы прикасается к душе, обнимает её своими незримыми, прохладными ангельскими крыльями, а потом уносится вверх на небо и ещё долго потом нежно, любовно смотрит на именинника с высоты.

12) Папа рассказывал, как он со своим младшим братом летом охранял пасеку, как они ночевали одни, без взрослых, в палатке и, спасаясь от пугающей темноты, жгли по ночам костёр, который делал тьму ещё более густой и более пугающей.

13) Его пленная душа не сразу могла привыкнуть к свободе, но всё его существо уже ликовало, и он, изо всех сил гребя воздух своими короткими крыльями, пытался как можно дальше удрать от своей осточертевшей клетки, от медного кольца, в котором он висел вниз головой, не зная, что с собой делать, красивый, бесполезный, с горбатым коротким клювом, твёрдым, как маникюрные щипцы, с замшевыми полуопущенными веками на круглых глазах, не радуясь ни свежей воде в стаканчике, ни жареным семечкам в кормушке…

14) В это время подъехал на велосипеде Стасик Сологуб, после короткого раздумья он сошёл с велосипеда и мужественно полез по пожарной лестнице на крышу, вызвав всеобщее восхищение ребятни, но беглянку ему схватить не удалось, потому что зацепился за торчащий костыль и порвал свои узкие диагоналевые брюки со штрипками, так что все увидели его смешные подштанники, и посрамлённый спаситель умчался к себе домой.

15) Галик подошёл своей цепкой черноморской походочкой к толпе, посмотрел вверх на обезьяну зорко прищуренными глазами шкипера, а затем сказал Джульке, что поймать Дези — плёвое дело, ему для этого нужно всего лишь восемь копеек, которые ему тут же вручили.

14
Определите количество грамматических основ в каждом из пяти предложений, обозначенных буквами. Запишите эти буквы в ответе в соответствующие ячейки таблицы.

1.

А) Когда мы сели в поезд, то мама первым делом стала хлопотать о том, чтобы покормить Петьку, который, увидев жующих пассажиров, стал с тревожной заботой смотреть на хозяйственную сумку, где лежала взятая в дорогу еда.

Б) Узнав, что мы идём на экзамен, дядя Миша, вероятно желая меня ободрить, молодцевато вскинул голову и поднял вверх руку.

В) Если бы Серёжка позволил, то мы бы закончили работу до обеда, но, видимо, у него были какие-то свои расчёты, ведомые только ему.

Г) Пасека, расположенная на берегу тихой речушки, заросшей по кромке берега густым камышом, была закрыта от дороги узкой полосой леса, издали похожей на извилистую зелёную ленту.

Д) Когда я увидел брата, который в новой бескозырке залез на росший у нас во дворе высокий тополь, то сразу всё понял: отец вернулся из экспедиции и теперь до лета будет жить с нами.

Ответ:

 

1 основа 2 основы 3 основы 4 основы 5 основ
         

2.

А) Спросите любого взрослого, что такое счастье, и вы увидите, как трудно ему будет ответить на этот вопрос.

Б) Выйдя из лавочки и усевшись неподалёку на пустыре под большим дубом, мы начинаем уплетать с аппетитом плюшки, которые после продолжительной беготни на чистом воздухе кажутся особенно вкусными.

В) Витька, улыбаясь загадочной улыбкой индийского факиZра1, собирающегося поразить зрителей невиданным чудом, положил на стол тетрадный листок и высыпал на него какой-то зернистый порошок серого цвета.

Г) Я нарочно кричал ликующим голосом, чтоб мать видела, как я радуюсь по поводу того, что нам ничего не задано, и она, убеждённая моим праздничным видом,  не усаживала за стол делать уроки, а разрешала побегать часок во дворе.

Д) Приходилось отцу объяснять нам решение, но задачи попадались подчас такие, что и ему были не по зубам.

Ответ:

 

1 основа 2 основы 3 основы 4 основы 5 основ
         

3.

А) Но теперь, когда отец купил мне скрипку, я, вместо ожидаемой радости, вдруг ощутил непонятную тоску и, сам удивлённый таким странным состоянием, медленно поплёлся домой.

Б) Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны.

В) Тут же, под окном, то есть на самом освещённом месте, была насыпана куча древесного угля, стоял стул, на котором я мог сидеть, а к железному крюку, прикреплённому к потолку, были подвешены огромные весы с коромыслом и двумя большими медными чашками.

Г) Через некоторое время я заметил, что мне не требуется много времени, чтобы воспроизвести какую-нибудь мелодию: пальцы как бы сами собой нажимали на нужные лады, и звуки, послушные моим движениям, начинали наполнять тишину.

Д) Все мы с диким визгом, криком и гиканьем ринулись вниз по лестнице, словно лавина с гор, и, выбежав на улицу, принялись рвать в клочья свои тетради, дневники и даже учебники. Ответ:

1 основа 2 основы 3 основы 4 основы 5 основ
         

15
Определите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. Но всё так же смутно шумели покинутые леса и лёд на реках синел и наливался водой.

Ответ:                                               

2. Я был поражён этой разноцветной игрушкой, лежащей на камнях: у неё не было хозяина, она была сама по себе, она никому не принадлежала, хотя я уже понимал, что вещь не может быть ничьей; наверное, она кому-нибудь принадлежала и у неё был хозяин, какой-нибудь незнакомый мне мальчик, но он потерял её, и теперь игрушка была ничья.

Ответ:                                               

3. Я уже начал рисовать в воображении ужасную картину отмены дня моего рождения со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями, но скоро, окончательно угревшись, заснул сладким сном, а когда проснулся, то по тишине, царившей в квартире, понял, что папа и тётя ушли на уроки, прихватив с собой Женьку, для того чтобы отвести его в детский сад госпожи Цакни, куда его водили ежедневно до поступления в гимназию.

Ответ:                                               

4. В те дни, когда шёл дождь, мы безвылазно сидели в палатке и, чтобы развеять скуку, читали вслух романы Фенимора Купера, и события, о которых говорилось  в книге, удивительным образом сочетались с шумом дождя: он монотонно стучал по брезенту, а нам казалось, что это звучат боевые барабаны индейцев, собирающих воинов в боевой поход.

Ответ:                                               

5. Я рассчитывал на бурные аплодисменты, но они оказались совсем жиденькие, а если говорить правду, никто не аплодировал, кроме моего закадычного друга Бори, который хлопал, не жалея ладоней, желая вызвать овацию, но у него из этого ничего не вышло, и я удалился на своё место с вспотевшей шеей, понимая, что провалился.

Ответ:                                               

6. Эта трагическая сцена производила сильный эффект, но заканчивалась обычно весело, так как сражённый выстрелом Андрий, конечно же, не мог испустить дух спокойно, а, согласно моему режиссёрскому замыслу, предварительно конвульсивно дёргался всем телом и дрыгал ногами, что вызывало дружный смех зрителей, смех этот, однако же, не смущал меня, так как раздавался по адресу изменника Андрия, ничего, кроме презрения, не заслуживавшего.

Ответ:                                               

 

16
Определите количество грамматических основ в предложении. Запишите номер правильного варианта ответа.

1. На узкой тропинке, которая шла через высокую рожь, я встретил двух заклятых врагов: Петюню и Толяна Сысоева.

1) 1 грамматическая основа

2) 2 грамматические основы Ответ:

2. Тем временем, пока мы разговаривали, у нас уже сварилась картошка, и мы сели ужинать.

1) 2 грамматические основы

2) 3 грамматические основы Ответ:

3. Я молча раскрыл на перочинном ноже отвёртку, снял с переднего колеса велосипедную динамку и переставил её на вилку заднего колеса.

1) 1 грамматическая основа

2) 3 грамматические основы Ответ:

4. Владимир Сергеевич лежал перед костром, и на его бледное, осунувшееся лицо спадали со лба две прядки волос, которые он то и дело закидывал пятернёй назад.

1) 2 грамматические основы

2) 3 грамматические основы

3) 4 грамматические основы Ответ:

5. Такой эксперимент я не раз устраивал у себя дома и даже пытался под жужжание динамки учить уроки: так было интереснее, но Зойке сейчас, видимо, показалось, что я гениальный изобретатель.

1) 2 грамматические основы

2) 4 грамматические основы

3) 5 грамматических основ

6. Владимир Сергеевич позволил из неприкосновенного запаса раскрыть банку с судаком в томатном соусе, и пир на весь мир закипел.

1) 1 грамматическая основа

2) 2 грамматические основы Ответ:

7. Огня уже не было, только тлели малиновые угли, да по краям очага вспыхивали сосновые иголки.

1) 1 грамматическая основа

2) 2 грамматические основы

3) 3 грамматические основы Ответ:

8. После первой ночёвки в лесу Зойка позвонила со станции в Москву и узнала, что её родители не приедут на дачу три дня, и, следовательно, она могла жить     в деревне как ей вздумается.

1) 2 грамматические основы

2) 3 грамматические основы

3) 4 грамматические основы Ответ:

9. Зойка вбила на лужайке осиновый кол и начертила лопатой по дёрну циферблат, и, когда солнечные часы, например, показывали шесть утра, на столе уже дымился завтрак, и мы, причёсанные и умытые, глядели, как Зойка раскладывала нам по тарелкам пшённую кашу.

1) 3 грамматические основы

2) 4 грамматические основы

3) 5 грамматических основ Ответ:

10. Наблюдая за тем, как работают Петька и Мишка, и прислушиваясь к их рабочему разговору, я понял, что каждая профессия имеет свой словарь и свои хитрости.

1) 2 грамматические основы

2) 3 грамматические основы

3) 4 грамматические основы Ответ:

11. Владимир Сергеевич, правда, говорил, что это уже неинтересно, если мы всё-таки начинаем прибегать к чьей-то помощи, потому что настоящий мужчина должен всего добиваться сам, а не надеяться на то, что сверху упадёт манна небесная.

1) 3 грамматические основы

2) 4 грамматические основы

3) 5 грамматических основ Ответ:

12. Пребывая в лесу, мы с Лёшкой совсем не замечали, что вокруг нас идёт кипучая жизнь, но стоило только Владимиру Сергеевичу показать нам паутину, как мы уже сами захотели делать натуралистические открытия.

1) 2 грамматические основы

2) 4 грамматические основы

3) 6 грамматических основ Ответ:

13. Мы, например, каждую секунду встречали самую обыкновенную берёзу, но никто из нас никогда и не думал, что название её рода происходит от латинского глагола batuere, что в переводе означает «бить» или «сечь», оказывается, в древности её гибкие и прочные ветки служили отличным инструментом воспитания для нерадивых учеников.

1) 4 грамматические основы

2) 5 грамматических основ

3) 6 грамматических основ Ответ:

14. Я отчётливо видел: Владимиру Сергеевичу уже не до нас, его уже звало срочное дело, для которого он жил, поэтому мыслями он находился совсем в другом месте, решал совершенно другие проблемы, и, несмотря на его приветливую улыбку и подчёркнутую вежливость, мне казалось, что между нами и им уже легла какая-то невидимая черта, будто пропасть, навсегда разделившая нас.

1) 4 грамматические основы

2) 5 грамматических основ

3) 6 грамматических основ

4) 7 грамматических основ Ответ:

15. Когда мы уже стали прощаться, я вспомнил, как Владимир Сергеевич на первой ночёвке на сеновале рассказывал нам о шагреневой коже и о том, что никаких чудес на свете не существует и что человек только сам может добиться своего счастья.

1) 4 грамматические основы

2) 5 грамматических основ

3) 6 грамматических основ

4) 7 грамматических основ Ответ:

 

17
Прочитайте предложение. Выберите из пяти высказываний о предложении два

неверных. Запишите их номера.

 

1. Да, пройдёт всего лишь каких-нибудь два-три года, и эта полянка перед шалашом зарастёт молодыми берёзками и ёлочками, опутается буйным орешником, и ничто уже не напомнит о том, что некогда здесь жили-были мы, мальчишки, которые захотели поскорее войти в жизнь.

1) В этом предложении 4 грамматические основы.

2) В этом предложении есть приложение.

3) Одна из частей предложения содержит грамматическую основу «ничто не напомнит».

4) Слово «которые» выступает в роли подлежащего.

5) В этом предложении нет однородных членов.

 

2. Некоторые люди перестали верить в сказки, поэтому они редко припадают к незамутнённому родничку далёкого детства, чтобы смыть копоть обыденности, золотую пыльцу корысти, разъедающую сердце, и туман самообольщения, который плотной пеленой застилает глаза.

1) В этом предложении 5 грамматических основ.

2) В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

3) Перестали верить — это составное глагольное сказуемое.

4) Выражение «пыльца корысти» — это метафора.

5) «Застилают глаза» — это грамматическая основа. Ответ:       

3. В зале стоял гул, шумели, но Сёмин не слышал шума, он читал с душевным жаром, и ему казалось, что пушкинские строки подтверждают его правоту, однако директор, сидящий в первом ряду, обречённо и устало вздохнул, поднялся со стула и пошёл прочь, сказав, чтобы Сёмина немедленно прислали к нему.

1) Предложение включает в себя 7 грамматических основ.

2) В этом предложении используются однородные сказуемые.

3) Cочетание слов «прислали к нему» является грамматической основой.

4) Слово «однако» не является вводным.

5) В словосочетании «с душевным жаром» используется эпитет. Ответ:       

4. И Тоська начиная с конца июня и до ноября нет-нет да и заскочит в посылочный отдел, зайдёт, когда никого там нет, закроет глаза и представляет себе, как она стоит в яблоневом саду, а вокруг, будто сладкие лампы, висят огромные яблоки и светят ей розовыми боками.

1) В этом предложении 8 грамматических основ.

2) Слово «никого» выступает в роли подлежащего.

3) В этом предложении есть сравнение «будто сладкие лампы».

4) В этом предложении есть однородные члены.

5) Подчёркнутое сочетание слов «висят яблоки и светят» — это одна из грамматических основ.

Ответ:                                               

5. К стыду своему, Тоська плохо знает географию, карта школьного атласа, который она снесла в букинистический магазин вместе с учебниками в тот же день, как взяла документы из школы, уже стёрлась в памяти, и Тоська что-то не могла припомнить, где это такой город Феодосия…

1) В этом предложении 5 грамматических основ.

2) Слово «Тоська» выступает в роли подлежащего.

3) В этом предложении есть вводные слова.

4) Подчёркнутое сочетание слов «взяла документы» — это грамматическая основа.

5) Выражение «стёрлась в памяти» — это метафора. Ответ:       

6. Дальше слов песни Тоська не знала, но ей хватало и этих, потому что ведь дело вовсе не в том, чтобы ходить и распевать песни, а в том, что у тебя хорошее настроение, когда ты приносишь человеку письмо, или перевод, или извещение на посылку, и он так хорошо радуется.

1) В этом предложении 7 грамматических основ.

2) Здесь  употребляется   обособленное обстоятельство,  выраженное деепричастным оборотом.

3) Сочетание слов «хватало этих» является грамматической основой.

4) Слово «письмо» выступает в роли дополнения.

5) В предложении есть однородные члены. Ответ:       

7. Полярные широты, при всей их первозданности и дикой красоте, позаботились о том, чтобы щедро снабдить обживающих их людей экстремальными ситуациями, ведь именно в таких ситуациях и можно понять, кто ты на самом деле, и как бы сами собой на память приходят образы настоящих мужчин, которых с такой любовью изобразил в своих книгах Джек Лондон.

1) Предложение состоит из 6 грамматических основ.

2) Подчёркнутое сочетание слов «можно понять» выполняет функцию сказуемого.

3) В тексте употребляется обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

4) Слово «которых» является подлежащим.

5) В словосочетании «дикой красоте» используется эпитет. Ответ:       

8. Она совершенно ясно видела, как она ранним утром сходит с парохода на берег этой страны, оставляет на сыром песке следы, и в каждом из них прячется маленькая синяя тень, потому что солнце только что взошло и свет его косо падает на землю, а вдали дымятся кручи сиреневых гор, и с них с шумом летят, разбиваясь в пыль, холодные водопады.

1) В этом предложении 7 грамматических основ.

2) Сочетание слов «оставляет следы» является грамматической основой.

3) В этом предложении используется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

4) Выделенное слово «кручи» выполняет функцию подлежащего.

5) Выражение «как сходит с парохода» является сравнением. Ответ:

9. Но как ни боялся Николай Никитич, а глаза у Анфисы от чтения не только    не выцвели, а наоборот, от каждой интересной книги то наполнялись слезами и от этого становились блестящими и тёмными, то смеялись, то становились туманными, ничего не видящими вблизи, будто Анфиса вглядывалась во что-то далёкое, ускользающее за краем земли.

1) В предложении 4 грамматические основы.

2) В предложении используется вводное слово «наоборот».

3) В предложении употребляются однородные члены.

4) Одна из грамматических основ предложения — подчёркнутое сочетание слов

«Анфиса вглядывалась».

5) Словоформа «не видящими» выступает в роли сказуемого.

10. Однажды Николай Никитич рассказал со слов Аренского историю о том, как Чайковский хотел спасти от вырубки сосновый лес вблизи усадьбы, где он в то время жил, как ничего из этого не вышло и в каком отчаянии был знаменитый композитор.

1) Предложение включает в себя 5 грамматических основ.

2) Сочетание слов «композитор был в отчаянии» является грамматической основой одной из частей предложения.

3) В предложении используется обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

4) Сочетание слов «хотел спасти» является составным глагольным сказуемым.

5) Выражение «со слов Аренского» является вводным. Ответ:

 

18
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

(1)В начале лета, с возобновлением работ на бетонном заводе, я бил щебень и немного подрабатывал на нужные мне книги, но потом мы наколотили такое количество щебня, что его хватило бы заводу на весь год работы.

 

 (2)Он давно уже толковал, что напишет книгу, хотя всем было ясно, что никакой книги он написать не может, и все разговоры об этой книге обходились обычно без всяких последствий.

(3)Я решил, что он нарочно не брил бороду, потому что постоянно имел дело с раскалённым железом, от которого, словно метеориты, разлетались во все стороны искры.

(4)Когда у нас получался перерыв в работе, он не принимался болтать   о чём-нибудь, а выходил за дверь, садился на низенькой лавочке, стоявшей у стены кузницы, и молча смотрел на зелёную лужайку, пестревшую полевыми цветами, на лесную опушку, на небо.

(5)Ему хотелось, чтоб все встречали его улыбками, чтоб все радовались его приходу, но, видя недовольное лицо матери, он расстраивался и старательно доказывал, что достоин всяческого уважения, но ему попросту не везёт, его никто не понимает, но он ещё всем что-то докажет и напишет книгу, и тогда всем всё станет ясно, и все что-то увидят, и вот тогда только все что-то поймут…

(6)Выкарабкавшись из колодца, брат с досадой пнул кучу вытащенного нами песка ногой, плюнул на неё и сказал, что мы с ним дураки, что никаких слитков на дне колодца нет и не было, что никакие дураки не стали бы бросать слитки в чужой колодец, а если и были там слитки, то какие-нибудь дураки их уже давно и без нас достали, что его в колодец больше никакими коврижками не заманишь.

(7)Для того чтобы выковать переднюю и заднюю ось телеги, надо было как бы расплющить, растянуть в длину два железных бруска так, чтобы   в средней части, где оси крепятся к телеге, они имели прямоугольное сечение, а по краям, где надевают колёса, были круглые.

(8)Целый день мы провозились с уборкой картошки, а вечером, когда все уже легли спать, я дал волю своей фантазии, и мне вдруг стало казаться, что моя дурацкая мысль не такая уж дурацкая.

(9)Получив нужную справку, я отправился на следующее утро в заводоуправление, где мне сказали, чтоб я разыскал старшего рабочего, который бегал где-то по заводу, а он уж определит, какую мне дать работу.

(10)У меня не было никакого жизненного опыта, и я не мог знать, что мечты не всегда соответствуют действительности, что за очарованием часто следует разочарование, что планы, которые мы создаём в своём воображении, обычно бывают богаче, что мы часто сами не знаем, нужно ли нам хотеть того, чего хочется.

 

 


КЛЮЧИ

ЗАДАНИЕ 2

1
1. Утро началось. 2. Пророкотал гром. 3. Может обидеть всякий. 4. Можно прочитать. 5. Книга — друг. 6. Ночь прекрасна. 7. Тучи скрыли. 8. Послышался шум. 9. Зазвонил телефон. 10. Ждёт будущее.

 

2
3
4
Вид предложения по составу грамматической основы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Двусоставное А А А Б Б Б Б Б А А
Односоставное Б Б Б А А А А А Б Б

 

Вид односоставного предложения Номера предложений
Определённо-личное 4 6 12
Неопределённо-личное 3 5 10
Безличное 2 8 9
Назывное 1 7 11

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Способ выражения подлежащего и сказуемого Номера предложений
Существительное + глагол 2 8 12
Существительное + существительное 1 6 10
Место