IV. Работа над песней

Урок № 27

Тема урока: Программная увертюра.

Цель: -освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании  

музыкального образа;

- развитие ассоциативно-образного мышления;

- воспитание интереса к классической музыке;

- воспитание художественного вкуса;

- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;

Музыкальное сопровождение: Л.В.Бетховен   «Симфония № 5»; Л.В.Бетховен «Эгмонт»;        Л.В.Бетховен «К Элизе»; Л.В.Бетховен «Соната №14 «Лунная»»; М. Таривердиев «Мгновения»

Ход урока

Ты – Прометей, сгорающий в огне,

Перед богами, как и он, греховен.

Гореть в огне не пламенем жаровен,

А факелом, с тобою наравне.

I. Музыкальная разминка

Исполнение распевок.

II Актуализация знаний

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Бетховена, увертюрой «Эгмонт». Прежде чем говорить о новом произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.

1. В каком веке? В какую эпоху жил Бетховен? В какой стране?

2. Каким был характер композитора?

3. Назовите современников Бетховена, почему их называли «венскими классиками»?

4. Какие образы преобладают в его произведениях, почему?

5. К каким жанрам обращался композитор?

6. Что такое «увертюра»? (Запись в тетради)

III.  Знакомство с новым материалом.

Слово учителя

В 16 веке произошла освободительная борьба нидерландского народа от жестокого испанского владычества. Во главе испанского народа стоял граф Эгмонт

В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гетте «Эгмонт». Им было написано 9 музыкальных номеров, но первым из них была увертюра. Бетховен является основателем жанра симфонической увертюры.

Увертюра (в переводе с итал. - открытие)- инструментальная вступительная музыка к опере, балету, спектаклю или может быть самостоятельным музыкальным произведением

Слушание увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена

 

Учитель: слушая музыку, постарайтесь ответить на вопросы.

- Как развивается музыка?

- Какие новые образы рождаются в процессе развития музыки?

- какова судьба главного героя?

- Каков итог борьбы?

- Какие музыкальные образы?

 

Анализ произведения:

Прослушав музыку, дети выявляют основные моменты

Тема вступления - образ столкновения (медленное вступление, в котором две контрастные темы. грозные, властные аккорды сочетающиеся с жалобными интонациями)

 

Основная часть - образ борьбы

Заключительная часть - образ победы (ликующая)

Все части объединяет - обобщенный образ Эгмонта

 

Учитель: Мы с вами теперь знаем, что в центре - образ главного героя Эгмонта. Этот образ не только сложен, но и двойственен. С одной стороны, победы, одержанные Эгмонтом на службе королю Филиппу II, высокое положение испанского графа и кавалера ордена «золотого руна»- все, казалось бы, прочно связывало его с испанским двором. А с другой стороны, он любил свой народ и был его любимцем. Эгмонт с легкостью разговаривал с простыми ремесленниками и бедными крестьянами. Люди любили его. Когда вспыхнуло восстание, после некоторых душевных колебаний Эгмонт становиться во главе народа.

Он обращается к народу со словами «За Родину сражайтесь! С радостью отдайте вы жизнь за то, что вам дороже всего: за вольность, за свободу!»

 

Учитель: Что происходит с графом Эгмонтом?

- Он погибает в этой борьбе. Но нам кажется, что он смело и бесстрашно шел навстречу смерти.

Учитель: Как это показано в музыке?

- Музыка стала звучать тихо, траурно. Такое ощущение, что была пауза.

Учитель: Какие слова повторял граф Эгмонт?

-  За Родину! В бой! Сражайтесь!

Учитель: Когда погиб Эгмонт, что происходило дальше?

-  в тишине стала возникать и развиваться новая тема, еще непонятная. Но постепенно она расширялась и влилась в ликующую, праздничную, торжественную коду. Народ ликовал, праздновал победу. Нидерландцы отомстили за смерть Эгмонта.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть картину Жана Луи Давида «Клятва Горациев»

- Как вы думаете, созвучна ли эта картина увертюре «Эгмонт»?

Учитель: Что обозначают слова Гете «Быть человеком - значит быть борцом»

-  только борьба может принести человеку свободу и счастье.

Учитель: У Бетховена и Эгмонта было много общего, как в жизни, так и в смерти

Послушайте:

«Когда Бетховен умирал, внезапно разразилась страшная буря с градом и метелью. Удар грома потряс комнату, озаренную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы! Мы победим! Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись. Он пал в бою.»

 

Учитель: Ребята, а как вы считаете, умерли ли вместе с Бетховеном его идеи, идеалы, созданные им образы?

-  Нет, не умерли. Нам кажется, что образы и идеалы вечные и бессмертные.

Учитель: Конечно, ребята они бессмертны и живут,  вдохновляя новые поколения на борьбу и подвиги во имя свободы, справедливости

Учитель: Увертюры Бетховена тесно связаны с идеей сюжетной пьесы и положили начало целой эпохе симфонической музыки - программным увертюрам, поэмам, картинам, которые широко распространились в 19 веке.

 

IV. Работа над песней

Сегодня мы познакомимся с песней М. Таривердиева, Р. Рождественского  «Мгновения».

 

Не думай о секундах свысока.

Hаступит время - сам поймешь, наверное:

Свистят они, как пули у виска, -

Мгновения, мгновения, мгновения.

 

У каждого мгновенья свой резон,

Свои колокола, своя отметина.

Мгновенья раздают - кому позор,

Кому - бесславье, а кому - бессмертие!

 

Из крохотных мгновений соткан дождь:

Течет с небес вода обыкновенная,

И ты порой почти полжизни ждешь,

Когда оно придет, твое мгновение.

 

Придет оно большое, как глоток,

Глоток воды во время зноя летнего.

А в общем, надо просто помнить долг

От первого мгновенья до последнего.

 

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия,

И я не понимаю иногда,

Где первое мгновенье, где последнее.

 

Hе думай о секундах свысока.

Hаступит время - сам поймешь, наверное:

Свистят они, как пули у виска, -

Мгновения, мгновения, мгновения.

 

Впервые эта песня прозвучала в кинофильме «Семнадцать мгновений весны». Это произведение учит каждого из нас задуматься над тем, для чего живет человек, каким он должен быть, чтобы жизнь его не прошла бесцельно, а была наполнена высоким смыслом.

    Слушание, исполнение.

 

Вопросы:

- Какие чувства вызывает эта песня?

- Почему автор называет ее «Мгновения»?

- Какие мгновения в жизни человека можно назвать благородными и прекрасными?

 

V. Рефлексия

 

-  С творчеством какого композитора вы продолжили знакомство на этом уроке?

- Какие произведения этого композитора вам знакомы?

 

Д/З: Я предлагаю вам составить синквейн по теме: Л.В. Бетховен. «Граф Эгмонт»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: