На тему: «Всемирный банк»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБОУ ВО РК

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Февзи Якубова»

 Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

Кафедра мировой экономики

 

 

ДОКЛАД

 

По дисциплине «Международная экономика и международные экономические отношения»

 

на тему: «Всемирный банк»

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы НН-19

Нагаева С.Р.

Проверила:

                                                                                 преп. Аджимет Г. Х.

 

 

Симферополь – 2020

Международные финансово-кредитные организации — это организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования финансово-кредитных отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания поддержки проводимой кредитной политики.

Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:

- кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной) торговли;

- кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;

- кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;

- кредитование банков по расчетным операциям;

- иные формы кредитования.

Особую роль в поддержании стабильности международных расчетов играют международные финансово-кредитные организации. Рассмотрим один из крупнейших специализированных финансово-кредитных организаций.

Всемирный банк

К Всемирному банку (ВБ) причисляют две организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочернюю структуру — Международную ассоциацию развития. В Группу Всемирного банка (ГВБ), помимо указанных Международных организаций, входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство гарантирования инвестиций и Международный центр урегулирования инвестиционных споров.

Основные цели организации ГВБ:

- содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;

- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;

- стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу: часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. В организациях ГВБ имеется представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP). Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка.

В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х годов МБРР обратился к экономическому содействию развивающимся странам.

MAP была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР.

У MAP, так же как и у MIGA, имеется две группы членов. К первой из них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе). Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи (в случае MAP, у которой члены первой группы являются донорами) и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях (в случае MIGA).

Финансовые ресурсы банка первоначально были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный капитал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь на первом этапе.

Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг AAA, а также путем частного размещения средств правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитала, а также одним из самых крупных заемщиков-нерезидентов на национальных рынках.

Для MAP основными источниками ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих началах, и погашение ранее выданных ссуд.

МБРР предоставляет средства, как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах. В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяются прежде всего размер и структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополучателем МБРР. Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эффективному использованию предоставляемых средств. Кроме того, формально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населения, при котором страна может получать средства MAP: не более 1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты MAP предоставляются при значительно меньших уровнях дохода.

Ссудополучателем может быть правительство либо организация, имеющая правительственную гарантию. Большинство ссуд и кредитов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально оговоренных случаев.

МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, например землетрясений или засухи, однако значение их до настоящего времени невелико.

Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары. После завершения финансирования по данной кредитной линии в действие вступила новая программа для стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национального дохода и высокий уровень долга.

Сроки предоставления ссуд зависят от продолжительности финансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР составляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет.

Поскольку МБРР сам предоставляет ссуды из заемных средств, то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении на международных рынках капиталов и денег.

Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP:

- анализируют общее экономическое положение страны-заемщика, в первую очередь платежный баланс, планы развития и инвестиционную политику;

- анализируют экономические, технические и институциональные аспекты проекта с точки зрения его осуществимости и экономичности.

После завершения проектного анализа в соглашении о ссуде МБРР и в соглашении о предоставлении кредита развития MAP устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка, которые, однако, могут корректироваться. В период осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для проверки хода его выполнения. Приблизительно через год после окончательного предоставления средств по любому проекту Все мирного банка составляется доклад, в котором подводятся текущие итоги.

Международная финансовая корпорация. Международная финансовая корпорация (МФК) — первое дочернее общество МБРР — была создана в 1956 г. Она содействует развитию частноэкономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях.

В ст. 1 Устава МФК определена основная цель создания МФК, которая состоит в соединении усилий международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах.

МФК участвует в собственном капитале частных предприятий, а также содействует сбыту акций и долговых обязательств таких предприятий путем предоставления гарантий. При этом не исключается участие в финансировании частных предприятий (наряду с МФК) государственного капитала, как в форме кредитов, так и в форме паев.

До середины 80-х годов МФК получала финансовые средства в основном из уставных платежей стран-членов, кредитов МБРР и текущей прибыли. С 1985 г. все большее значение имеет политика рефинансирования на международных рынках капиталов. Источником рефинансирования МФК является и продажа долей участия в собственном капитале частных предприятий развивающихся стран, тем более что такое участие ограничено во временном отношении.

С 1995 г. МФК приступила к продаже требований по ссудам специально созданной организации off — shore trust, которая осуществляет секьюритизацию ссуд путем распространения среди институциональных инвесторов и банков специально выпускаемых сертификатов.

Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) было создано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом Группы Всемирного банка.

Основная цель этой организации — содействие прямым инвестициям в развивающихся странах путем предоставления гарантий против некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, МАГИ консультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям.

Основным источником средств МАГИ является подписанный капитал. Уставом МАГИ предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте. Еще 10% вносятся в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке. Остаток уставной доли вносится лишь по требованию МАГИ. Страны второй группы могут осуществлять взносы до 25% в собственной валюте.

Для содействия прямым инвестициям в развивающихся странах МАГИ может брать на себя гарантии по отношению к инвесторам против некоммерческих рисков, включая совместное страхование и перестрахование. Гарантии распространяются, как правило, на срок до 15 лет. В соответствии с уставом к рискам, против которых выставляются гарантии, относятся: ограничения трансферта валют развивающейся страной; национализация и другие, аналогичные меры; нарушения договоров; военные события или беспорядки.

Гарантии обычно распространяются только на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации.

Гарантии могут также предоставляться и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими, так и юридическими лицами, но не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарант ии зависит от оценки риска проекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: