Выразительные средства

Домашнее задание для старших классов (3ОРП класс, 7 ДПП класс.)

Методический материал

По дисциплине «Постановка танца»

Тема: «Роль выразительных средств в танце»

Выразительные средства.

Как и по многим другим вопросам, в литературе, посвященной теории хореографии, мы не находим готовых перечней выразительных средств, хотя о их значении говорится много и убедительно. Позволим себе в учебных целях прибегнуть к перечислению, а точнее к  характеристике явлений, которые, могут быть причислены к числу основных выразительных средств, имеющихся в распоряжении хореографа - постановщика. Это:

● Музыка.

● Танцовщик.

● Движения.

МУЗЫКА В композиции ТАНЦА. Как уже сказано при рассмотрении закона единства музыкального и танцевального выражения содержание композиции танца, роль музыки в композиции переоценить невозможно: она задает жанр, темп, ритм, настроение, подчас звучит автономно, а когда пространство сцены как бы "пусто", становится самостоятельным носителем, содержания композиции, обостряет ожидание зрителями продолжения действия.

Музыка, сопровождающая танец, очень тесно соприкасается с движениями и соответствует таким качествам, как длительность, интенсивность, протяженность и динамика. Музыка влияет на качество восприятия видеоряда танцевальной композиции. Музыка может способствовать верному восприятию зрителя, если она создает верный пространственный образ композиции. Музыка может угнетать, раздражать зрителя, если она противоречит художественной мысли хореографического произведения.

Большое значение в сочинении танцевального текста играет ритм. Ритм в переводе с греческого - стойкость, соразмерность. В танце мы рассматриваем ритм как строгое закономерное чередование движений человека. Ритм в танце является формообразующим элементом. Ритмическая организация движений во взаимосвязи с музыкальным ритмом может быть в унисон, параллельной или контрастной. Ритм движений, как правило, соотносится с метрической сеткой, то есть движения должны совпадать с началом такта и переходить логически в последующий.

Скорость исполнения движений определяется темпом. Построение танцевального движения зависит от музыкального темпа. Исполнение движений должно совпадать с темпом исполнения музыкального произведения.

ТАНЦОВЩИКИ. Назвать танцовщика «выразительным средством» хореограф - постановщик может лишь с существенными оговорками. Бесспорно, именно танцовщик, красота и сила его тела, осмысленность танца, мимика, совершенное владение танцевальной техникой - условия успеха и любой танцевальной композиции. С другой стороны, танцовщик - не безгласное, слепое орудие постановщика. Постановщик должен умело донести до исполнителя свои мысли, идеи, поделиться с ним своим смыслом. В свою очередь, танцовщик, осознав мысли постановщика, нередко становится его соавтором, внося в композицию свои мысли и свое, подчас неповторимое, мастерство.

В "арсенале" танцовщика-профессионала высокого класса всегда готово множество отработанных танцевальных движений, приемов их выполнения, но это лишь техническое условие успеха. Главное же выразительное средство, которым танцовщик воздействует на зрителя, - интеллект, позволяющий напомнить танцевальные движения конкретным смыслом, и поэтому одно из необходимых условий выполнении требований постановщика - совершенное «мышление телом».

Помимо собственно танцевальных движений танцовщику нередко приходится фиксировать внимание зрителя на некоем смысловом акценте выразительной позой.

ДВИЖЕНИЯ. Абстрагируясь от исполнителя-танцовщика, хореограф-постановщик в построении движений оперирует такими выразительными средствами, как

           ● рисунки танцев;

           ● динамика и статика;

           ● симметрия и асимметрия;

           ● сценическое пространство и время.

Рисунки танцев. Рисунок играет важную роль в создании танцевальной композиции, прежде всего в раскрытии ее содержания. Для каждой формы танца характерен свой рисунок. Так, в хороводе используются круговые построения, в кадрилях танцующие двигаются по линиям и квадрату, пляскам и переплясам свойственно неоформленное перемещение в пространстве.

Рисунок часто определяет программу танца.

Танцевальный рисунок делится на два вида: замкнутый и разомкнутый. К замкнутым рисункам относятся круг, квадрат, эллипс, замкнутые кривые. К разомкнутым - линии, полукруг, диагональ, разомкнутые кривые. Замкнутые и разомкнутые рисунки могут использоваться в статике или движении. В первом случае исполнители исполняют движения на месте. Во втором рисунок не меняет своей формы в пространстве, но при этом происходит движение всей фигуры в заданном направлении. Примером может служить движение круга по кругу в молдавских танцах.

Динамика и статика есть частный случай закона контраста. Композиция воспринимается динамичной, если зритель постоянно получает новые впечатления, следит за перемещениями исполнителей в сценическом пространстве. Отсюда следует, что элементами динамики могут стать и мгновенные остановки танцовщиков, фиксирующих эмоционально-насыщенные позы. Наоборот, однообразные повторы без качественного изменения содержания композиции и выражающих его движений производят статичное впечатление.

Развитие танцевальной композиции рассматривается как динамическое равновесие всех ее частей. Пространственно-временная организация композиции пиши, осуществляется в действии, а этот процесс неустойчив и постоянно изменяется. Достижение полного равновесия наступает только с завершением всей композиции.

Симметрия и асимметрия - также частные случаи закона контраста. Симметрия - и ее антипод асимметрия - присущи самой природе танца и вводятся в него на основе учета закономерностей восприятия. В этом отношении хореография оказывается родственной, прежде всего архитектуре, а также скульптуре к живописи, в которых симметрия присутствует в специфических, скрытых формах, а асимметрия проявляется явно.

Поскольку танцевальное искусство относится к пространственно-временным видам искусства, симметрию и асимметрию необходимо рассматривать с позиций не только пространства, но и времени. Симметрию в танцевальной композиции связывают со спокойным состоянием, с равновесием. Такое состояние создается за счет повторов рисунков или движений танца во примени в разных точках пространства. Ярким приметим применения закона симметрии, являются композиции народных танцев. Симметрия в этом виде танцев создается за счет "зеркального" построения в пространстве или за счет равномерного построения движений и рисунков во времени.

Это может быть равномерное движение по кругу в ту или другую сторону, движение в двух кругах, движение по параллельным линиям и т.д. В повседневной жизни человека радует состояние согласия, созвучия, покоя, равновесия. Но только на определенное время. Гармония слагается из противоположностей. Асимметрия характеризует неустойчивость, нарушение равновесия, спокойствия, созвучия. Четное число исполнителей (2, 4, 6, 8) несет некое спокойствие, законченность. Нечетное число исполнителей (1, 3, 5, 7) тяготеет к законченности и разрешению. В танцевальной композиции асимметричное построение является недолговечным и быстро переходит в противоположное состояние. Как правило, асимметрия в пространстве создает некое раздражение в восприятии. Если композиция не приходит в равновесие, то восприятие остается неудовлетворенным.

Сценическое действие в композиции создается за счет смены симметричного и асимметричного построения. Такая смена образует гармонию действия. Асимметрично незавершенная композиция стремится к своему завершению - к симметрии, но, достигнув последней, вновь разрушает то, чего достигла, но уже на новом уровне.

Использование сценического пространства. В композиции может участвовать не один, а много танцовщиков, либо сольные эпизоды чередуются с ансамблями. Известно, что сольное исполнение воспринимается как более насыщенное: его сценическое время как бы уплотняется, а пространство «расширяется». Наоборот, когда на сцене много исполнителей, им не только физически становиться «тесно», но и в восприятии пространство сцены как бы «сжимается», становится зрительно «меньше». Движение ряда исполнителей «на зрителя» «сжимает» сценическое пространство перпендикулярно к линии рампы. Движение по диагонали из дальнего правого угла в левый ближний (от зрителя), особенно при выполнении его солистом, «перекашивает» сценическое пространство, «растягивает» его и т.п.

Контрольные вопросы:

1. Роль музыкального произведения в постановке танца.

2. Чем должен ркуоводствоваться танцовщик- исполнитель, для виртуозного исполнения номера?

3. Разъяснить значение рисунка в танце.

4. Рассказать что такое динамика и статика в номере.

5.  Рассказать о Симметрии и Ассиметрия в номере.

6. Что такое сценическое пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: