Сюжет драмы «Пер Гюнт»

Планируемые результаты.

Предметные: Научатся: сравнивать разные части сюиты, находить сходство и различие, передавать словами характер музыки, музыкальные образы, выражать свои чувства на примере пьес «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

Личностные: Понимают чувства других людей и сопереживают им

Метапредметные(УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимают смысл инструкции учителя и вносят в нее коррективы.

Познавательные: используют общие приемы решения задач; соотносят иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственное мнение и позицию, понимают содержание вопросов и воспроизводят несложные вопросы о музыке

Тип урока: комбинированный

Оборудование ТСО: фортепиано, компьютер, колонки, учебник.

Музыкальный материал: Пьесы «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»
Э. Грига, норвежская народная песня «Волшебный смычок»


Ход урока.

I. Организационный этап. Музыкальное приветствие, проверка готовности рабочего места, присутствующих.

ΙI. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. С каким музыкальным инструментом познакомились на прошлом уроке? Кто хочет показать свою скрипку? Скрипка — один из самых нежных музыкальных инструментов. Говорят, что она умеет плакать. Не случайно именно скрипка звучит во многих лирических произведениях. Сегодня мы услышим разнохарактерную музыку, постараемся ее «почувствовать», познакомимся со злыми и добрыми героями. Какую песню мы начали разучивать на прошлом уроке? Давайте ее исполним, но сначала распоемся.

Распевка и исполнение песни. — Кто помнит автора этой песни?

— Это норвежская народная песня, значит, ее автор — народ Норвегии. А что вы знаете про эту страну? — Предлагаю совершить небольшое путешествие и поближе познакомиться с норвежским композитором Э. Григом и его творчеством. — Представьте себе величественные норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом падают с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте своей страны в своей музыке рассказал Э. Григ. Самым знаменитым произведением этого композитора является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы писателя Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение нового материала, закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные). Послушайте, о чем эта драма. (См. ресурсный материал) Давайте послушаем эту проникновенную музыку и попробуем представить, какое событие или героя она нам рисует. Слушание «Утра» Э. Грига. Знакомо ли вам это произведение?
— Что изображает эта музыка? Пьеса «Утро», которую мы слушали, входит в сюиту. Сюита — это объединение нескольких пьес в одно целое. Сюита напоминает сборник рассказов одного автора, на одну тему.

Физминутка. Дыхательная гимнастика, пение звукоряда(игра на свирелях)

V. Первичная проверка понимания. Пер Гюнт отправился в странствие, и на пути ему встречались разные персонажи. Угадайте, кого он встретил? Слушание фрагмента «В пещере горного короля».  Добрая музыка или злая? Что там происходит? Путешествуя по миру, главный герой попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства — тролли. Кто такие тролли? Путешествуем с героем дальше.

Слушание фрагмента «Танец Анитры». Кого на этот раз встретил Пер Гюнт? Почему вы так решили? Как звучала музыка? Каков ее характер? Еще один музыкальный фрагмент. Слушание фрагмента «Смерть Озе». Что передала музыка? Какое состояние? Этот отрывок называется «Смерть Озе». Мать не дождалась своего сына и умерла. Поздно он понял, что счастье — это не богатство и слава, а родная земля и люди, которые тебя любят. Следующая музыкальная тема называется «Песня Сольвейг». Слушание. О чем поет Сольвейг? Какое настроение было у Сольвейг? Музыка менялась? Какая стала? Когда кого-то очень долго ждешь, начинаешь

VI. Первичное закрепление. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи настроения музыки? На доске написаны слова: песенность, танцевальность, маршевость. Как вы понимаете их значение? При помощи красок передайте настроение в музыкальной композиции «Смерть Озе».

VII. Информация о домашнем задании. Прочесть содержание литературной основы.


VIII. Вокально-хоровая работа.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Какова была цель нашего урока? С какой сюитой сегодня познакомились? Кто ее автор? Удалось ли вам почувствовать музыку? Чьи музыкальные темы мы сегодня услышали? Удалось ли нам выполнить то, что запланировано? С какими трудностями пришлось столкнуться? Над чем ещё нужно потрудиться?

Оцените свою работу на уроке.

Сказочно прекрасна и величава Норвегия — северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка — песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», — говорил Эдвард Григ.

После премьеры спектакля «Пер Гюнт» в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из нее две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес.

И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.


Сюжет драмы «Пер Гюнт»

Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Ее герой — деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазер. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее — Сольвейг — в переводе с норвежского означает «солнечный путь».

Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазера — лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богат-ству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остается одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далекой лесной избушке...

В странствиях по миру Пер Гюнт попадает к злым троллям, которые внушают ему свое жизненное правило: «Будь всегда доволен самим собой». Тролли окружают его и вовлекают в дикую пляску, от которой Пер теряет сознание. Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников — бедуинов. Дочь вождя Анитра принимает Пера за пророка. В этом танце она хочет очаровать Пера своей красотой.

Герой пьесы несколько раз достигает своей мечты — сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, каждый раз теряет все. К концу жизни он все растерял.

Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Его корабль тонет у берегов Норвегии, но Гюнту, зацепившемуся за выброшенную в мо-ре лодку, удается спастись. Он стар и одинок. Гюнта охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Приготовившись бесславно умереть, он скитается по лесу. Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова. Только теперь Пер Гюнт понимает, что он спасен. Даже под самыми разнообразными масками в течение всей его пестрой жизни он оставался самим собой — в надежде, вере и любви ждавшей его женщины. Все лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: