Урок литературы в 6 классе 08. 04.2020
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ход урока
I. Работа по теме урока.
- Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов на стр.254. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.
- С какими юмористическими произведениями вы уже знакомились в этом году?
-Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер
Слово о писателе (повторение)
Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим.Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.
|
|
Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.
Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер».
После прочтения статьи устно ответить на вопросы:
|
|
Вопросы | Пункты плана |
Какое образование получил Ф. Искандер? | |
Как началась его писательская деятельность? | |
Какова главная тема книг Ф.Искандера о подростках? | |
Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым? |
Практическая работа.
Подбор примеров, иллюстрирующих формы выражения авторской позиции.
(Художественно-выразительные средства, которые использует автор в рассказе)
Заполнение цитатной таблицы в тетрадях.
Формы выражения авторской позиции | Цитаты |
1.Прямая авторская оценка | «Сказал я, обнаглев от страха…», «Стараясь сдерживаться и не выдавать своей радости, я выскочил из класса» |
2. Неожиданность | «Это было всё равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу…» |
3. Несоответствие | «Все математики были… людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными», ученик – «принц Уэльский» |
4. Гиперболизация | «…само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него…» |
5. | «Это была демоническая женщина…», «…ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия …», «Казалось, приготовления палача пошли быстрей» |
6. Фразеологизмы |
Дополнение таблицы своими примерами устно.
Беседа с комментированным чтением.
- Вспоминая о своём учителе математики, автор подчёркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». Стр. 140
- Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
(Герой говорит с благодарностью об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
- Как звали учителя?
(Харлампий Диогенович)
- Случайно ли отчество?
(У героев Искандера «говорящие» имена. Продолжая традицию Чехова, Гоголя, писатель даёт героям характеристику, в которую вкладывает своё отношение к ним).
- Харлампий Диогенович знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос в тексте.
(«Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.…стр. 144).
- Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? Для начала, кто такой Геракл? И сколько подвигов он совершил?
(Геракл – герой древнегреческих мифов. Он совершил 12 подвигов. В конце года мы будем с вами изучать подвиги Геракла. Учитель догадался о трусости мальчика, героя рассказа. Он иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.)
- Ирония – (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние.
- Почему же ирония учителя и смех класса подействовали на бесстрашного «малярика» сильнее всех внушений?
(Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса». Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя.)
Вывод:
- Итак, по мысли Фазиля Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути.
В 1992 году Фазиль Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
|
|
Каждый человек учится или учился в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим. Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должны быть, по возможности, радостным и взаимообогащающим.
Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
Домашнее задание
Составить в тетради письменную цитатную характеристику учителя Харлампия Диогеновича (кратко). Прислать мне до 17.00 часов пятницы.
Табличка:
Показатель характеристики внешней и внутренней (Был…) | Подтверждающая цитата. |
1. Особенным, гениальным человеком | |
2. |