Принципы педагогической деятельности

Калугина Дарьяна Александровна,4 курс, группа «б»

Вариант №5

1. Цели, мотивы и принципы педагогической деятельности.

2. Дайте определение следующих терминов:«педагогическая культура с точки зрения деятельностного подхода», «педагогическое творчество», «индивидуальность».

Цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:

Четкой постановке целей, влияющих на разработку педагогических теорий. Ее наличие влияет на понимание определения предпочтения формирования человеческих качеств, отражается на сущности педагогического процесса.Формулировке целей таким образом, чтобы это влияло на осуществление практической деятельности учителя. Проектирование личности – основное профессиональное качество, требующее знаний и определенного характера для ее формирования.

Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Мотивы педагической деятельности.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то, в чем нашла свое отражение потребность».

В педагогической деятельности выделяют внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние, напри­мер ориентация на процесс и результат деятельности. Внешние моти­вы престижной работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносится с мотивами лич­ностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической практике как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Один из исследователей педагогических способно­стей, Аминов, на материале анализа теорий объяснения феномена вла­сти (А. Адлер, Д. Картрайт, Дж. Френч, В. Равен, Дж. Мак-Клелланд и др.) утверждает важность тезиса Адлера об особой роли стремления к совершенству, превосходству и социальной власти в комплексе веду­щих мотивов личностного развития. Аминов специально подчеркива­ет, что в мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через зна­ния). Это важно и для прогноза успешности педагогической деятель­ности. Под оказанием помощи, альтруистическим (просоциальным) поведением, по Аминову, могут пониматься любые целенаправ­ленные на благополучие других людей действия. Эта позиция созвучна гуманистической трактовке мотивации обучения.

Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога в лите­ратуре часто интерпретируется в терминах его центрации (по А.Б. Ор­лову). Центрация в гуманистической психологии представляет собой «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и уча­щихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения». Согласно Орлову, личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характеристикой его деятельности. При этом предполагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.

принципы педагогической деятельности

Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

1. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;

– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.3. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. 4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания. 5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение .6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся .7. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.8. Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую.

2. «Педагогическая  культура с точки зрения деятельностного подхода» – это система практически реализуемых норм и ценностных отношений к культивированию человека посредством его образования (воспитания и обучения). Она создает и обеспечивает растущему человеку условия для саморазвития и самореализации в системе образования и самообразования. Такова педагогическая культура в предельно широком, социально-культурном смысле слова.

Поскольку педагогическая культура – явление комплексное, то имеет смысл рассматривать его в разных аспектах.В культурологическом плане о педагогической культуре говорят обычно как о совокупности качеств педагогической деятельности, которые утвердились в обществе на основе традиций, норм, достижений и инновационных поисков в сфере образования.

Проявлением педагогической культуры служат состояние образования, его качество, уровень образованности в обществе, распространенные нормы народной педагогики, общественные требования к мастерству педагога.

Поэтому можно говорить о разных социально-культурных формах и содержательных особенностях педагогической культуры общества, стран, группы стран (регионов) на конкретных стадиях исторического развития; национальных сообществ, этносов и этнических групп; разнообразных социальных групп, локальных обществ (вплоть до субкультур) и отдельных конкретных сообществ, а также разных направлений педагогической практики (например, в традиционном, инновационном или альтернативном образовании); личности (педагогическая культура конкретного человека).

С этой позиции педагогическую культуру можно определить как одну из составляющих общей культуры, в содержании которой отражены не просто особенности людей – субъектов педагогической деятельности, а мировой и национальный педагогический опыт, историческая смена педагогических теорий и конкретных образовательных практик.

Определенные культурно-исторические эпохи становятся выражением разных форм и типов педагогической культуры (см. работы А.П. Валицкой, И.Е. Видт, Е.В. Бондаревской, А.Ф. Закировой, Н.Б. Крыловой, Г.В. Мухаметзяновой, Р.А. Низамова, З.И. Равкина и др.).

2.1 «Педагогическое творчество» – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий к преобразованию существующего опыта.

I и II уровень педагогического творчества – это педагогическое мастерство.

III и IV – содержит элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству.

Творчество – деятельность порождающая что-то новое. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций:

1)открытие, утверждающее идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;

2)изобретение, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3)педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Целью педагогического творчества является развитие личности. Творческий потенциал педагога формируется на основе 2 компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:

1) возникновение замысла;

2) его проработка и преобразование в идею – гипотезу;

3) поиск способа выполнения замысла и идеи.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1)воспроизведение готовых рекомендаций элементарного взаимодействия с классом;

2)оптимизация деятельности на уроке. Умелый выбор и целесообразное сочетание уже известного;

3)использование творческих возможностей живого общения с учениками;

4)использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

2.3. «Индивидуальность» это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его уникальность, своеобразие, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в разных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Пет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей: личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры; особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: