Факторы, определяющие эффективность выполнения штрафного броска у баскетболистов-подростков

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Совершенствование техники выполнения штрафного броска.

Цели и задачи: Совершенствование техники выполнения штрафного броска.  

Литература:

1. Виленский, М. Я. Физическая культура [Текст]: учебник / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.

2. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента [Текст]: учебное пособие / А. А. Бишаева. – М.: Кнорус, 2017. – 300 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://fbcrimea.ru/Федерация баскетбола Крыма

2. https://russiabasket.ru / РБФ

3. https://www.sport.ru/ спорт России

 

Краткие теоретические сведения

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.

С точки зрения науки, высота траектории при разных видах бросков долго была предметом оживленных дискуссий. Получить ответ на вопрос помогает использование некоторых понятий тригонометрии и динамики.

Если бы игрок обладал стопроцентной точностью, то высота траектории полета при броске определялась бы необходимостью послать мяч так, чтобы он прошел мимо поднятых рук защитника, и не задел ближнего края кольца. Чем ближе бы располагался защитник к игроку с мячом, тем выше потребовалась бы траектория полета мяча при броске. В этом случае высота траектории была бы обратно пропорциональна расстоянию между защитником и игроком с мячом.

Поскольку игроки со стопроцентной точностью встречаются крайне редко (если вообще встречаются), то для решения проблемы нужны некоторые расчеты. Диаметр корзины равен 45 см. Если мяч спускается в корзину строго сверху по центру, площадь корзины и её диаметр находятся под прямым углом к линии полета мяча. Если мяч брошен под углом 60 градусов к плоскости корзины, то только 0,8661 части её диаметра проецируется под прямым углом к линии полета мяча. Если бросок сделан под углом 45 градусов, целью становится отрезок равный 0.7071 диаметра корзины. И, наконец, при броске под углом 30 градусов поражаемый участок уменьшается до 0,5 диаметра корзины. Таким образом, если угол вылета уменьшается, то уменьшаются и шансы на то, что мяч попадет в корзину. Поэтому чем меньше угол вылета мяча, тем больше должна быть точность расчета усилий в направлении его полета. Все это свидетельствует о преимуществе высокой траектории.

С другой стороны, при более высокой траектории мяч проходит большой путь, двигаясь к корзине. Поэтому если игрок допускает ошибку в расчете усилий, прилагаемых к мячу, то эта ошибка будет увеличиваться пропорционально пройденному мячом пути. Наиболее приемлемым является угол выпуска мяча при броске равный 58 градусам к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.

Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться наиболее мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, и при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Белов С.А., 1990).

Скорость, с которой мяч отскакивает от кольца, зависит от коэффициента эластичности мяча, его массы и скорости полета. Кроме скорости полета, все остальные величины постоянны. Из этого следует, что для предупреждения быстрого отскока мяч надо бросать по возможности мягко, придавая ему минимальную скорость.

С точки зрения динамики все броски лучше исполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Возможно, причиной этого является то, что многие игроки в качестве точки прицеливания выбирают переднюю дужку кольца. Если же игрок будет бросать с отскоком от щита, то при недолете мяч просто будет сваливаться в корзину после отражения от щита. Однако, имеет значение и то, что в различных залах кольца крепятся по-разному. Недаром в среде баскетболистов существуют понятия «жесткие» и «мягкие» кольца. «Мягкие» кольца принимают «гнилые» мячи - когда нет прямого попадания, но мяч, покатившись по дужке, всё же сваливается в корзину.

Надежность результатов при бросках появляется вместе со специфическими мышечными ощущениями, а они формируются на тренировках. Броски с закрытыми глазами, в частности, помогут проверить уровень мышечных ощущений. Движения при броске нужно тренировать до такой степени, чтобы они стали автоматическими.

Факторы, определяющие эффективность выполнения штрафного броска у баскетболистов-подростков

Большинство баскетболистов при выполнении штрафных используют бросок одной рукой сверху. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча - естественное продолжение броска, в то время как взгляд все еще направлен на цель. Сопровождение шагом гарантирует прохождение мяча по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы, благодаря чувствительным нервным окончаниям, помогают игроку контролировать мяч.

Основные требования при выполнении штрафного броска следующие:

1) Выполняй бросок быстро;

2) В исходном положении удерживай мяч близко к туловищу;

3) Если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину;

4) Выпускай мяч через указательный палец;

5) Сопровождай бросок рукой и кистью;

6) Постоянно удерживай взгляд на цели;

7) Полностью сосредотачивайся на бросок;

8) Для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Физическое состояние игрока тоже может оказать большое влияние на точность выполнения штрафных бросков. Особенно ярко это проявляется при реализации этих бросков в концовках матчей игроками, которые провели максимальное количество времени на площадке. Такое состояние игрока выражается потерей равновесия тела, что приводит к раскоординации действий ног, рук и туловища; а так же к неправильным расчетам мышечных усилий и как следствие - неправильная траектория полета мяча.

Для меткого штрафного броска очень важно сохранять невозмутимость, не злиться на соперника, на партнеров. Игрок должен быть на сто процентов уверен в том, что точно выполнит штрафной. Такая уверенность вырабатывается на тренировках, когда раз за разом посылаешь мяч в корзину.

Бывает и так, что баскетболист на тренировках с поразительной точностью поражает цель, но в игре положение резко меняется: точность пропадает. Большинство исследований объясняет резкое несоответствие результатов, показанных на тренировках и в процессе игры, психологическим давлением, оказываемым на спортсмена.

Скорее всего, так и есть, одно дело бросать, когда от результата ничего не зависит, другое - когда один штрафной может повлиять на итог матча.

Успешность и стабильность соревновательных действий, в том числе и выполнения штрафных бросков, обусловлена грамотной психологической подготовкой к соревнованиям.

Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.) (Родионов А.В., 1983).

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности,

Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовится к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение длительного времени, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и в секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность - это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической является участие спортсмена в соревнованиях. Но каждое соревнование - это и разрядка накопленного нервно-психического напряжения и не редко - причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях - это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок и приобретение спортивного мастерства спортсменов.

Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию или матчу.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер - это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закаляется, но формируется он в тренировочном процессе.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

· Спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;

· Уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость;

· Боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть, к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей;

Единство этих черт спортивного характера создает состояние спокойной боевой уверенности.

О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботится во время сообщения им установки на игру, рассказывая об особенностях игры соперника и предлагая план нейтрализации его действий.

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является борьба с самим собой за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов, стимулирующих психологическую подготовку, гласит: «Единственная хватка первостепенного значения - это схватка с самим собой!». Победив собственную слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже одержит победу над несильным соперником. И проигрыши сильнейшему могут обернуться психологической победой.

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.

В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

Психологическая подготовка должна осуществляться на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Чтобы обрести уверенность при выполнении штрафных бросков известный тренер и Олимпийский чемпион Сергей Белов рекомендует стандартизировать свои броски, чтобы в них все было единообразным. Поэтому мяч всегда нужно брать одинаково, так, чтобы кисть руки была на ниппеле мяча, второй рукой придерживать мяч. Перед броском согнуть слегка ноги, локоть бросающей руки обращен вперед, смотреть на переднюю дужку кольца. Начиная бросок, распрямить ноги, приподняться на носки и распрямить бросающую руку, другую снять с мяча. Вытянувшись весь вверх, от носков до кончиков пальцев, послать мяч в цель. Заключительным движением кисти корректировать направление полета мяча.

Таким образом, проанализировав специальную литературу, мы можем сделать заключение, что на точность штрафного броска во время игры влияют три основных фактора:

1. Техника выполнения броска;

2. Физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление);

3. Психологический аспект, включающий концентрацию внимания, сосредоточенность, уверенность, умение расслабляться

 

Содержание работы

1. Выполнение общеразвивающих упражнений:

1. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.

2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох; 3 — наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.

3. И. п. — то же. 1 — руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.

4. И. п. — о. с., I — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох 4 раза.

5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять согнутые в коленях ноги; 2 — выпрямить; 3 — согнуть; 4 — и. п.4 раза.

6. И. п. — лежа па спине, ноги, согнутые в коленях, поднять.1 — 4 — круговые движения ног вперед («велосипед»); 5—8 — то же, вращая ноги на себя. 3 раза.

7. И. п. — лежа на спине, ладони положить на живот в об­ласть подреберья. 1 — 3 — выдох, легко надавливая ладонями на живот; 4 — пауза; 5 — 7 — вдох, выпячивая живот; 7 — пауза. 3

8. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки 2- 3 — то же вправо. 4 раза.

9. И. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.

10. И. п. — о. с. 1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза.

Преподаватель: Оськин Ю.П.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: