По окончании выполнения заданий в тетради протоколов необходимо заполнить таблицу 2

ТЕМА I ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Оценка физического состояния человека по антропометрическим данным

Цель занятия

Изучить соматометрические методы исследования физического здоровья человека, познакомиться с возможными патологиями развития

Учебные цели научиться использовать антропометрические данные для оценки физического здоровья.

Студент должен:

1. Изучить понятия «антропометрия», «соматометрия», освоить методику проведения измерений.

2. Уметь использовать математические индексы для обработки полученных в ходе измерений данных.

3. Уметь регистрировать и подвергать анализу антропометрические показатели.

Оборудование ростомер, весы напольные, кистевой динамометр, дермографический карандаш, сантиметровая лента, линейка, плантограф.

Опорно-двигательный аппарат и его значение для здоровья человека.

Позвоночник. Позвоночник выполняет целый ряд важных функций: защитная и опорная функция для спинного мозга и выходящих из позвоночного канала корешков спинномозговых нервов, опора для органов и тканей туловища, поддержка головы, участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (сагиттальная плоскость (от лат. sagitta — стрела) — воображаемая вертикальная плоскость, которая проходит спереди назад и делит объект на левую и правую части. Используется в анатомии человека и животных). Кривизна, обращенная выпуклостью вперед называется - лордозом, а вогнутостью вперед - кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы и грудной и крестцовый кифозы. Во фронтальной плоскости позвоночник представляет собой прямую линию.

В результате различных причин, в том числе, вследствие нарушения осанки, возможны искривления позвоночника как в переднем (лордоз), заднем (кифоз) направлении, так и в боковых направлениях (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, формируются области мышечного гипертонуса - мышечные компенсаторные валики (рисунок 1).

Степени тяжести сколиозов:

 

Сколиоз I степени: боковое отклонение позвоночника до 10 градусов и несильное его скручивание (его видно на рентгеновском снимке).

 

Сколиоз II степени: угол искривление 10-25 градусов, выраженное скручивание позвоночника (может определяться горбик), наличие компенсирующих изгибов (позвоночник искривляется в другую сторону и становится s-образным). На рентгеновском снимке отчетливо видна деформация позвонков.

 

Сколиоз III степени: угол искривления 25-40 градусов, сильная деформация позвонков, формирование большого горба. В местах наибольшего искривления позвонки приобретают клиновидную форму.

 

Сколиоз IV степени: угол искривления 40-90 градусов, обезображивание фигуры: задний и передний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, кино сколиоз грудного отдела.

 

Группы риска:

 

— дети с наследственной предрасположенностью к сколиозу;

 

— дети, много занимающиеся музыкой (скрипка и аккордеон особенно способствуют искривлению позвоночника);

 

— быстро растущие и худые;

 

— дети из школ и детсадов с повышенной нагрузкой.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку нормальную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Примеры различных типов осанки приведены на рисунке 2.

1.Нормальная (правильная) осанка характеризуется:

положением головы и позвоночного столба к оси туловища и головы, которые находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;

симметричным расположением плеч;

симметричными шейно-плечевыми линиями;

симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии;

расположением остистых отростков в срединной плоскости по задней срединной линии;

умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);

расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;

одинаковой длиной нижних конечностей;

правильным положением стоп.

Дисфункции осанки.

1. Сутуловатая осанка увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены.

2. Лордотическая осанка увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

3. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен.

4. Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран.

 

Стопа как часть опорно-двигательного аппарата.

Особого внимания заслуживает стопа как орган опоры при стоянии и движении тела. Она выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (опорный) и внутренний (рессорный). Точками опоры свода стопы являются головки плюсневых костей и пяточный бугор (пальцы не играют опорной роли, они служат для приспособления ступни к почве при передвижении). Стопа сравнивалась анатомами с нишеобразным, куполообразным и крестовидными сводами. Штрасер (Strasser) и Гоманн (Hohmann) рассматривали стопу как сводчатый мост. Фик (Fick) и Шанц (Schanz) различают в стопе пять продольно расположенных дуг, которые начинаются от пяточного бугра и веерообразно расходятся кпереди. По Фику в продольном своде можно выделить 5 дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. На пяточном бугре все дуги сходятся в одну точку. Самая высокая и длинная дуга проходит через II плюсневую кость, самая низкая – через V плюсневую кость.

Большинство анатомов рассматривают стопу по А. Лоренцу (A. Lorenz,австрийский хирург ортопед), состоящую из двух сводов — наружного и внутреннего. В поперечном направлении свод образован костями плюсны и предплюсны и делится на передний и задний. Сводчатое строение стопы присуще только человеку в силу его вертикального положения.

У детей до 3 лет стопа выглядит плоской за счет того, что свод стопы заполнен жировой прокладкой и не определяется.

 Поддержка сводов стопы:

1. Пассивная (за счет конструкции скелета стопы и взаиморасположения мелких костей).

2. За счет суставно-связочного аппарата и подошвенного апоневроза.

Рисунок 3 – Стопа человека

3. За счет мощного слоя подошвенных мышц и частично мышц голени. Своды стопы выдерживают большие динамические нагрузки. Так при прыжках в длину сила динамического воздействия равна 900 кг в момент встречи с опорой и 500 кг – в момент отталкивания.

Нарушения сводов стопы. При уплощении стопы нарушаются тонкие биомеханические взаимодействия в привычном двигательном навыке, что приводит к искажению этого навыка, в опорно-двигательном аппарате возникают локальные (местные) перегрузки, следствием которых являются острые и хронические травматические повреждения. Искажаясь, стопа теряет свою экономичность: то же движение требует больших мышечных усилий.

Плоскостопие – деформация стопы, сопровождающаяся уменьшением высоты сводов стопы. При уплощении продольных сводов возникает продольное плоскостопие, при уплощении поперечных сводов - поперечное плоскостопие.

Продольное плоскостопие часто сочетается с пронацией стопы и отведением переднего отдела стопы (вальгус стопы).

Рисунок 4 – Деформации стопы

 

К ранним симптомам плоскостопия относят утомляемость ног и боль в икроножных мышцах при ходьбе и к концу дня.

 При опускании поперечного свода возникают боли в области головок II и IV плюсневых костей. При опускании продольных сводов появляется боль в месте прикрепления подошвенных мышц к пяточной кости, которая сохраняется и усиливается при поднимании на носки.

Рисунок 5 – Строение стопы человека

 

  Признаками выраженного плоскостопия являются: удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение продольного свода, пронирование стоп с отхождением пяток кнаружи.

Рисунок 6 – Пронация пяточной кости в норме (а) и при плоскостопии

 

 Для определения плоскостопия существуют разнообразные методы. Основные из них следующие:

 1. Визуальный.

 2. Измерительный: подометрический; плантографический (методы Чижина, Годунова с соавт., Штритера).

 3. Рентгенографический (с последующей обработкой рентгенограмм).

 4. Оптический.

 

Плантография – метод получения отпечатков стопы, позволяющий судить о ее рессорной функции. Плантограмму получают следующим способом: полиэтиленовую пленку, натянутую на деревянную рамку плантографа, с одной стороны смазывают типографской краской с добавлением небольшого количества машинного масла и окрашенной поверхностью накладывают на чистый лист бумаги. Испытуемый наступает обеими ногами на пленку, в результате чего на бумаге остаются отпечатки стоп. Вместо типографической краски можно использовать другие красящие вещества.

 

Учебные задания

Задание 1. Оценка состояния физического здоровья по антропометрическим данным. Проведение измерений.

Работа проводится в парах, рекомендуется снять верхнюю одежду.

Измерение роста. Проводится с помощью ростомера. Необходимо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Измеряют рост и записывают результат в тетради. Измерение роста сидя производится от поверхности стула. Данные заносят в таблицу 1.

Измерение окружности грудной клетки. Для этого необходимо поднять руки, сантиметровую ленту накладывают так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Спереди у юношей под нижними сегментами околососковых кружев. У девушек лента проходит ниже молочных желёз (через места прикрепления 4-х ребер к грудине). Затем руки опускают. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и выдохе. При измерении грудной клетки необходимо следить за тем, чтобы лента не смещалась от исходного уровня, а обследуемый не изменял положения туловища и рук. Результат заносят в таблицу 1.

Измерение ширины плеч и дуги спины. Измеряют расстояния между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Результат заносят в таблицу 1.

Измерение окружности плеча. Измеряется окружность плеча в средней его части: при свободно свисающей руке; при горизонтально поднятой руке; при согнутой в локтевом суставе. Измерения проводятся на обеих руках. Результат заносят в таблицу 1.

Измерение объема талии и объема бедер. Талия - это одна из самых изменчивых областей нашего тела. Ее размер может меняться под влиянием самых незначительных обстоятельств: плотный обед, гормональный сбой, напряженная тренировка, стресс и т. п. Положение талии зависит от анатомических особенностей строения тела и у разных людей находится чуть выше или ниже средней линии, которая располагается между грудью и бедрами. Обхват талии измеряется в самом узком месте торса. Показатель снимается на выдохе. Объем бедер измеряется по выступающим точкам ягодичных мышц.

Результат заносят в таблицу 1.

Определение массы тела. Проводится с помощью медицинских весов. Результат заносят в таблицу 1.

 

Заполните таблицу 1.

 

Таблица 1 - Антропометрические данные

 

 

Рост, см Рост сидя, см Окружность грудной клетки, см Ширина плеч, см Ширина дуги спины, см Окружность плеча, см   Окружность талии, см Окружность бедер, см Масса тела, кг
    1. 2. 3.     1. 2. 3.      

 

 

Задание 2. Определение состояния опорно-двигательного аппарата с использованием антропометрических данных.

1.Индекс Кетле (ИМТ). Индекс массы тела или индекс Кетле (ИМТ) показывает соответствие веса человека его росту. Рассчитайте ИМТ с помощью формулы 1:

   

                                    (1)

 

Индекс массы тела оценивается по следующим показателям:

 

16 и менее – выраженный дефицит массы тела

16-18.5 – недостаточная (дефицит) массы тела

18.5-24.99 – норма

25-30 – избыточная масса тела

30-35 – ожирение первой степени

35-40 – ожирение второй степени

40 и более - ожирение третьей степени

 

Определите свой индекс Кетле, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Индекс Кетле занесите в таблицу 2.

 

2.Определение степени развития мускулатуры груди. Определяется по разнице между величинами окружности груди на вдохе и выдохе. В норме эта величина составляет от 6 до 9 см. Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 2.

 

3.Определение степени развития мускулатуры плеча (РМП). Степень развития мускулатуры определяют по формуле 2:

 

           (2)

 

Оценка полученных результатов:

РМП меньше 5 – недостаточное развитие мускулатуры;

РМП в пределах 5-12 – мускулатура развита нормально;

РМП выше 12 – сильное развитие мускулатуры плеча.

Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 2.

 

4.Определение крепости телосложения (КТ). Зная величины своего роста, массы тела и окружности груди в фазе выдоха, можно рассчитать по формуле 3 (формула Пинье) показатель крепости телосложения.

 

            КТ=рост, см – масса тела, кг -обхват груди, см                               (3)

 

Полученную величину оценивают по шкале:

 

меньше 10 – избыточный вес (гиперстеник, пикнический тип);

10-20 – крепкое телосложение (нормостеник, атлетический тип);

21-25 – нормальное телосложение;

26-35 – худощавое телосложение (гипостеник, астенический тип);

36 и больше – очень худощавое телосложение.

 

Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 2.

 

5.Определение пропорций телосложения. Пропорции телосложения определяются по формуле 4:

 

                               

(4)

 

При показателе, который находится в пределах 87-92%, - физическое развитие пропорциональное (нормостеник); показатель меньше 87% указывает на относительно малую длину ног относительно туловища (гиперстеник); при величине показателя 92% и более – на худощавое телосложение, преобладанием длины конечностей над длиной туловища (астеник).

Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 2.

 

 

6.Оценка гармоничности телосложения (Б) определяется по формуле 5:

        

                       (5)

 

 

При нормальном телосложении показатель гармоничности составляет 50-55%. Если этот показатель меньше 50% - телосложение слабое, а если более 55% - нормальное. Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 2.

 

7.Определение правильности осанки (СО) определяется по формуле 6:

 

 100%                (6)

 

 

В норме показатель осанки колеблется в пределах 100-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Определите у себя состояние осанки. Данные занесите в таблицу 2.

8. Определение уровня висцерального жира.

Висцеральный жир – это жир, который в отличие от подкожного откладывается внутри серозной оболочки, покрывающей все полости организма. Эти оболочки выглядят как тонкие соединительные мембраны. Часто их называют пленкой. И если подкожный жир находится далеко от этих пленок, в подкожно-жировом слое, то висцеральный будет располагаться именно внутри этих областей.

Висцеральный жир для организма является запасом энергии в форме жировой ткани. Подкожный жир обычно находится конкретно на животе, талии, бедрах и других проблемных участках, а вот висцеральный находится значительно глубже и окружает собой жизненно важные органы. Отличается структура и состав этих видов жира. Висцеральный жир состоит из бурых клеток, в то время как подкожный – из белых.

Для определения объема висцерального жира можно воспользоваться простыми способами:

1. Измерить объем талии. У мужчин в норме объем талии не должен превышать 92 см. У женщин – 84 см. Показатель не зависит от роста.

2. Измерить объем бедер. Вычислить индекс уровня висцерального жира по формуле 7.

 

                                   (7)

 

У женщин индекс считается в норме, если он составляет не более 0.8

У мужчин – 0.9.

9. Определение состояния позвоночника по методу Машкова. На задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначьте следующие точки (рисунок 7):

Рисунок 7 - Ромб Машкова: 1- остистый отросток 7 шейного позвонка; 2 – 3 - нижние углы лопаток, 4 -остистый отросток 5 поясничного позвонка.

 

Сантиметровой лентой справа и слева измерьте расстояние между вершинами остистых отростков и углами лопаток (отрезки L1, L2, M1, M2). Рассчитайте разницу между отрезками L1 и L2, а также M1 и M2. Оцените состояние позвоночника по результатам измерения ромба Машкова: при разнице (L1–L2, M1–M2) более 1 см, между симметричными точками определяется асимметрия, т. е. наличие сколиоза. Нарушение симметрии «ромба» свидетельствует о наличии нарушения осанки. Данные занесите в таблицу 2.

10. Исследование сводов стопы (плантографический метод). К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проведите касательную линию (АБ). Рисунок 8.

Рисунок 8 - Плантограмма по методу Штритера

 

Найдите середину отрезка АБ. Из середины отрезка АБ возведите перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. Отметьте точки Г – в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д – в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы. Измерьте отрезки ГД и ВД. Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитайте по формуле 8:

 

                                                                  (8)

 Оцените полученный результат:

00,0 – 36 – экскавированная стопа;

36,1 – 43 – субэкскавированная стопа;

43,1 – 50 – нормальная стопа;

50,1 – 60 – уплощенная стопа (1 степень плоскостопия);

60,1 – 70 – плоскостопие (2 степень плоскостопия)

выше 70 – плоскостопие (3 степень плоскостопия)

 

 

Данные занесите в таблицу 2.

Используя литературные источники, выпишите меры по предупреждению плоскостопия и меры для исправления плоскостопия.

По окончании выполнения заданий в тетради протоколов необходимо заполнить таблицу 2.

Таблица 2 - Характеристика параметров опорно-двигательной системы на основе антропометрических данных

ИМТ Степень развития мускулатуры груди РМП КТ А Б СО V Ромб Машкова I  
                     
                    Выводы

 

Контрольные вопросы

 

1. Позвоночник человека. Дайте характеристику, перечислите функции, определите значение.

2. Что такое «антрометрический метод» и для чего его применяют?

3. Как определить состояние позвоночника по методу Машкова?

4. Осанка. Дайте определение и общую характеристику.

5. Как определить индекс правильности осанки?

6. Какие нарушения осанки вы знаете?

7. Дайте характеристику сколиозу.

8. Как определить индекс Пинье?

9. Как определить индекс Кетле?

10. Как определить индексы крепости, пропорций и гармоничности телосложения?

11. Как определить степень развития мускулатуры груди и плеча?

12. Какие вы знаете методы исследования позвоночника?

13. Перечислить признаки сколиоза.

14. В чем заключается профилактика сколиоза у школьников?

15. Почему неправильная осанка затрудняет работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца и сосудов головного мозга?

16. Каковы функции стопы.

17. Что такое плоскостопие и каковы его последствия?

18. В чем заключается метод плантографии?

19. Какие существуют методы выявления плоскостопия?

20. Дайте характеристику нормальному строению стопы взрослого человека.

21. Дайте характеристику нормальному строению стопы ребёнка.

22. Какие существуют способы и методы профилактики плоскостопия у детей?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: