Прочитали рассказ? Интересный? Теперь проанализируйте его и докажите, что это действительно рассказ

Рассказ как повествовательный жанр

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется об одном важном эпизоде из жизни человека.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

Давайте рассмотрим особенности рассказа на примере произведения удмуртского писателя Степана Широбокова (1912-1983)  «Необыкновенная рыбалка». Прочитайте рассказ, а после рассказа я проанализирую его, указав его особенности. ВНИМАНИЕ: в домашней работе вам нужно сделать то же самое, но с другим предложенным рассказом.

Степан Широбоков
НЕОБЫКНОВЕННАЯ РЫБАЛКА

Безоблачный летний вечер. Солнце вот-вот сядет. За хлебным полем серебрится Чепца. Вокруг тихо, ни ветерка.

По узкой извилистой тропинке через поле шагают к реке три друга: Петя, Володя и Коля. Высокая рожь скрывает их с головой, со стороны виднеются только три удилища.

Коля, самый маленький из друзей, идет последним. Чтобы не отставать от них, он часто-часто перебирает босыми ногами.

— Знаешь, Володя, какая рыбина у меня в прошлый раз клюнула! — говорит Коля. — Даже леска лопнула!

— Небось гнилая была, вот и лопнула, — подтрунивает над ним Володя.

— Как это гнилая? — возмущается Коля. — Хорошая была леска, почти новая.

— Ну, значит, за корягу зацепилась, тащить корягу — тут никакая леска не выдержит.

— При чем тут коряга? Да ты у Петьки спроси, он видел. Ну, скажи, скажи, Петька, ведь правда же: была рыбина килограммов на пять, не меньше? Скажи!

— Не пойманная не в счет, — отзывается Петя. — Вот поглядим, какую ты нынче поймаешь.

— Вот такую! - Коля как можно шире разводит руки. — Может, сазан попадется.

— Хвались, хвались… Ерша или пескаря бы выудил — и то хорошо. А сазан тебя в реку утащит, ты вон какой маленький…

Тропинка вильнула раз, другой, и ребята вышли к реке, неподалеку от того места, где строили новый мост. Плотники уже разошлись по домам, возле свежеошкуренных бревен и штабелей досок виднелась одинокая фигура сторожа.

— Дедушка! — крикнул Петя и помахал рукой.

Василий Григорьевич, Петин дедушка, раньше был кузнецом. Но и теперь, состарившись, не хочет лежать на печи, трудится по мере сил. Годы и заботы посеребрили его бороду, глубокими морщинами изрезали лицо. Но веселый огонек в глазах молодит Василия Григорьевича.

Ребята очень любят старика. Он всегда смотрит на них с доброй улыбкой, охотно с ними разговаривает; летом помогает наладить удочки, зимой мастерит им лыжи и санки.

Василий Григорьевич поглядел на ребят, улыбнулся:

— Рыбаки пожаловали! Что-то вы, ребятишки, припозднились. Рыба уже спать легла.

— Мы с ночевкой, — сказал Петя. — Удить утром станем.

— Это другое дело. Пойдемте к костру, у меня как раз уха поспела, я давеча порыбачил маленько.

Яркие языки огня плясали под котелком.

Дед попробовал уху.

— Готова!

Он снял котелок, поставил на землю. Из шалаша принес ложки.

— Подсаживайтесь, ребятки, поближе, не стесняйтесь.

Ребята не стеснялись. Котелок быстро опустел. Пока закипал чайник, разговаривали. Конечно же, о делах рыбацких.

— Взять, к примеру, ерша, — говорил старик, попыхивая трубкой. — Жадный, прожорливый. Наживку так заглотнет, что потом его с крючка еле снимешь. Мелкая рыбешка, костлявая. Зато нет слаще ухи, чем из ершей.

— Дедушка, Володя говорит, что рыбу можно ловить на пареный овес, на пшеницу и даже на вареный горох, — сказал Петя. — Это правда?

— Правда. И на хлебный мякиш ловят, и на манку. Только все это надо приготовить умеючи, чтобы приманка хорошо держалась на крючке.

— А на что пойдет сазан? — спросил Коля.

— Сазан? — дед удивленно поднял брови. — Уж вы не сазана ли надумали взять?

— Хотелось бы…

— Сазан лучше всего идет на белого подкорника, который в старых пнях водится. Только сазана взять не так-то легко. Силач! Он не всякому даже опытному рыбаку дается.

Увидев огорченные лица ребят, Василий Григорьевич сказал:

— Да не вешайте нос! На рыбалке чего-чего не случается! Может, повезет вам. Видите вон ту высокую ольху на берегу? Под нею — омут, на зорьке попытайте там счастья. Только помните: силища у сазана большая, да и весу в нем — не один килограмм. Через голову не перекинешь — не ерш. Долго на крючке водить надо, покуда не уморится. Тогда уж тащи. Да у вас лески-то подходящие, выдержат?

— Вот, дедушка, сам посмотри. Крепкие!

Василий Григорьевич взял в руки леску, подергал ее, пробуя на прочность.

— Подходяще. На такой леске быка за рога можно вытащить. Ну что ж, значит, утром станем завтракать сазаном, так я понимаю?

— Нет, — сказал Коля, — мы сазана есть не будем.

Старик удивился:

— Вот те раз! Для чего ж его тогда ловить?

— Дедушка, — сказал Петя, — сейчас я тебе все объясню. У нас в школе есть кружок юных натуралистов. Мы изучаем родной край — какие звери, птицы и рыбы водятся у нас.

— Так, так, понимаю, — кивал головой Василий Григорьевич.

— Семен Павлович, учитель биологии, учит нас делать чучела птиц и рыб. И он сказал, что хорошо бы сделать чучело сазана, оно, мол, будет украшением биологического кабинета.

Взошел месяц, с реки потянул свежий ветерок. Негромко потрескивали дрова в костре.

Летняя ночь коротка. И вот уже на темном небе чуть проглянула алая полоска зари.

— Ну, ребята, пора, — сказал Василий Григорьевич. — До восхода солнца — самый клев.

Взяв удочки и ведерки, ребята пошли к омуту, на который указал им старик.

Река еще не проснулась. Ивы, склонившись к самой воде, полоскали в ней свои длинные ветви. Трава гнулась под тяжестью серебристой росы. Белый туман, поднимаясь с реки, легкой дымкой курился над землей.

В зарослях скрипели коростели. Небо, еще недавно темное, теперь заметно поголубело.

Возле высокой ольхи Володя остановился.

— Вот он, омут.

Расположившись неподалеку друг от друга, все трое закинули удочки. Долго сидели молча, напряженно глядя на неподвижные поплавки. Первым не выдержал Петя:

— Не клюет! Может, мы не на том месте сидим?

— Тише ты, — шепнул Володя. — Рыбу распугаешь.

— Да ее тут и нету!

Володя рассердился:

— Вот что, Петька, или сиди тихо, или ищи себе другое место.

Солнце выглянуло из-за леса, позолотило высокие верхушки деревьев, разогнало утренний туман.

Большой рыжий шмель, басовито жужжа, опустился на цветок рядом с Петей. Цветок закачался, брызнул капельками прозрачной росы.

Петя загляделся на шмеля и не заметил, что

его поплавок запрыгал.

— Клюет, клюет! — громко зашептал Коля. — Петька, клюет же, не видишь?

Петя вздрогнул от неожиданности, и в это самое время удилище вырвалось у него из рук. Какое-то мгновение Петя оцепенело смотрел, как его удочка на большой скорости плывет вдоль берега, потом подхватился и пустился вдогонку.

— Вот это рыбина! — донесся до него Володин возглас. — Наверное, сазан!

Проплыв немного вдоль берега, удочка резко повернула к середине реки.

Петя даже застонал с досады:

— Эх, и рыба ушла, и новая леска пропала!

— Беги к деду, попроси лодку, — сказал Володя, — а мы с Колькой станем за удочкой следить.

Петя со всех ног бросился через ольшаник к мосту.

Коля и Володя взобрались на крутой обрыв и не спускали глаз с Петиного удилища. Оно то показывалось на поверхности, то уходило в глубину.

— Ух и силен сазанище!

— Думаешь, сазан?

— А то кто же!

— Гляди, плывут!

Маленькая остроносая лодка приближалась. На веслах сидел Василий Григорьевич, Петя пристроился на носу.

— Петька! — закричал Коля. — Вон, вон она, в заливчик свернула, у осоки стоит. Видишь?

— Вижу, вижу, — отозвался Петя. — Скорее, дедушка! Это сазан!

— Не горячись, внучек, сейчас мы его вытащим. Только бы леску не оборвал.

Коля и Володя, не дыша, следили за лодкой. Вот она подплыла совсем близко к удилищу. Вот уже Петя протянул вперед обе руки, собираясь схватить его, но тут оно дернулось и исчезло под водой. Петя потерял равновесие и бухнулся в воду.

Дедушка схватил Петю за воротник рубашки и втащил в лодку. Коля и Володя громко хохотали на берегу. Рассмеялся и дедушка:

— Вот так рыбалка!

Только Пете было не до смеха. Он выжимал мокрую рубашку и, чуть не плача, приговаривал:

— Ушел! Из самых рук ушел!

— Не горюй, внучек, дальше реки не уйдет. Пусть погуляет твой сазан, потаскает за собой удочку, глядишь, скоро из сил выбьется.

Ребята и старик зорко смотрели по сторонам, но удочка больше не показывалась.

Вдруг Петя вскочил на ноги.

— Разве так можно! — Дедушка схватился за борта лодки. Перевернемся!

— Дедушка, вон удилище! Вон, где осока.

Они поплыли к низкому берегу.

— Скорее, — торопил Петя. — С осторожкою надо, а то спугнем.

Все ближе, ближе!

И вот по реке пронесся торжествующий крик:

— Есть! — Петя изо всех сил сжимал удилище обеими руками.

— Ура! — прыгая от радости, закричали Коля и Володя.

— Смотри опять не упусти, — предупредил дед.

И в самое время: рыба сильно дернула и поплыла к середине реки.

— Лодку за собой тащит! — изумленно проговорил Петя.

Дедушка веслами удерживал лодку на месте.

— Старайся тянуть против течения, — сказал он.

Вдруг у самого борта мелькнул темно-красный плавник. Мелькнул — и скрылся.

— Так и есть — сазан! — воскликнул дедушка. — Сейчас я его сачком подцеплю.

Но дед и внук еще немало помучились, прежде чем втащили сазана в лодку.

— Ой, дедушка, неужели все-таки поймали?

— Да-а, такого красавца не стыдно будет в школу нести, — с довольной улыбкой отозвался старик. — Ну, поплыли, внучек, к берегу, а то твоим приятелям тоже небось не терпится полюбоваться на сазана.

— Поплыли, дедушка. Дай мне весла, а ты отдохни.

 

1952

 

Рассказ Степана Широбокова «Необыкновенная рыбалка» написан в 1952 г. Действие рассказа происходит летом на берегу Чепцы. Главные герои – мальчишки Володя, Коля и Петя – неразлучные друзья. Они отправились на рыбалку, где их ждёт Петин дедушка – Василий Григорьевич. Значит в этом рассказе всего 4 действующих лица.

В центре повествования интересный случай из жизни ребят. Чем он интересен? А тем, что всегда нужно верить в чудо, всегда нужно рассчитывать на большее. Меткое название «Необыкновенная рыбалка» говорит о том, что дело происходило на рыбалке, но она чем-то отличается от обычной рыбалки. Чем же? До конца рассказа автор держит нас в незнании: кого же всё-таки поймал Петька? Сазана! Сазана? Да, именно сазана! А ведь дедушка говорил, что и для опытного рыбака такая рыба бывает не под силу. Вот ведь Петька! Вот молодец!

Кроме рыбалки, в рассказе больше ни о чём не говорится, значит присутствует всего одна сюжетная линия. Объём рассказа небольшой – всего лишь 5 страниц. Можно даже засчитать время его чтения – не более 10 минут. Повествование ведётся от лица рассказчика.

Начинается рассказ с диалога мальчиков, затем продолжается беседой о рыбалке с дедушкой. Сама же рыбалка для нас – это погоня за удилищем. Для нас даже не важна рыба – важно поймать удилище. Значит это та деталь, на которую обращает внимание автор.

Итак, мы проанализировали произведение и нашли особенности, доказывающие, что это рассказ: повествование об одном интересном случае, маленькое количество действующих лиц, небольшой объём.

 

Василий Садовников (1915-1975)
НЕДОТЕПА

Однажды мама разбудила меня чуть свет и говорит:

— Васек, мне сегодня в поле надо пораньше, так что займись-ка, сынок, хозяйством.

— Да я не умею! — пытался я отвертеться.

— Не потрудишься — не научишься!

— Ну, ладно, — говорю, — что надо делать-то?

— Да ничего особенного, — отвечает мама, — то же, что я делаю каждый день: испечь хлеб, подоить корову, приглядеть за теленком, цыплят накормить, сбить масло — вот и все.

Мама ушла, остался я один.

— С чего же начинать? — бормочу, а рука сама собой тянется почесать затылок.

Но долго раздумывать недосуг.

Я принес дров, затопил печь, замесил тесто в квашне (Что это? Узнай в словаре), взял подойник (А что значит это слово?) и пошел в хлев корову доить.

Корова, наверное, не узнала меня — и ну лягаться!

С грехом пополам нацедил немного молока; вдруг корова как ударит копытом, подойник отлетел далеко в сторону, молоко пролилось.

«Ну ее, дуреху! Не стану больше доить, а то еще засветит копытом в лоб!..» — подумал я и пустил к корове теленка.

Теленок пососал немного, потом стал носиться по двору, задрав хвост.

Мама, когда уходила, видно, не плотно прикрыла за собой калитку.

Смотрю, теленок выскочил на улицу, корова — за ним. Я подхватился — и вдогонку. Бежал, бежал через всю деревню, покуда из сил не выбился. Не догнал и вернулся домой.

Вошел во двор — цыплята под ногами бегают, пищат. Их же кормить давно пора! Вынес я из амбара лукошко с крупой, стал сыпать на землю, но тут прибежала курица, набросилась на крупу.

— Кыш! Этак цыплятам ничего не останется! — кричу я, а она хоть бы что.

Стал я ее отгонять — не боится, только взъерошилась вся. Я рассердился, поймал курицу, привязал бечевкой к столбу за ногу, а сам пошел в избу.

Только начал сбивать масло, как вдруг слышу, закудахтала моя курица на весь двор истошным голосом. Я бросился из избы, зацепился за мутовку (Каково значение этого слова?), и вся пахта (А этого?) вылилась на пол.

Выбежал на крыльцо. Что такое? Все цыплята попрятались под бревна и под крыльцо. Глянул вверх — ястреб цыпленка в когтях уносит.

Эх, да что ж это такое творится? Молока нет, корова с теленком убежали, пахта пролилась, ястреб цыпленка утащил…

«Ну ладно, — думаю, — надо хоть пахту с пола вытереть».

Вернулся в избу, встал на лавку, чтобы тряпку с полки достать. Стою на одном конце, на другом — квашня с тестом. Вдруг скамья покачнулась, и полетела моя квашня на пол, растеклось тесто поверх пахты.

Глянул в печь — там уж давно прогорели угли.

Тут мама с поля пришла. Оказывается, уже пора обедать.

— Ну, Васек, что настряпал? — спрашивает мама.

Я отвечаю:

— Что настряпал, все на полу.

Мама и руками развела:

— Ох, Васек! Ох, недотепа!

Хоть мама и не очень сильно ругала меня, зато мои языкастые друзья с тех пор мне долго проходу не давали. Как завидят меня, так и кричат:

— Васек-недотепа! Васек-недотепа!

А все почему? Потому что не было у меня привычки к домашней работе. Чтобы с вами, ребята, не приключилось чего-нибудь подобного, учтите мою ошибку. Не то и вас станут дразнить недотепами.

1965

 



Прочитали рассказ? Интересный? Теперь проанализируйте его и докажите, что это действительно рассказ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: