Архитектура Петербурга

Классицизм и романтизм в русской культуре 19 века

Первая половина 19 века была насыщена политическими и общественными событиями: две войны с Наполеоном, восстание декабристов, надежды на отмену крепостного права, создание тайных антиправительственных организаций. Большой подъём в обществе после победы в Отечественной войне 1812 года привёл к возникновению чувства гордости за страну, усилил восприятие её как мощного государства. Это дало новый толчок развитию классицизма в искусстве. 1820-30-е годы получили название «золотого века» русской культуры. Это расцвет творчества Пушкина в литературе, Глинки в музыке, Брюллова в живописи, Росси в архитектуре. Особенностью русской культуры было то, что параллельно с классицизмом (часто в творчестве одних и тех же авторов) развивался и романтизм, в то время как в Европе они противостояли друг другу. Почвой для развития романтизма послужило разочарование в итогах победоносной войны, никак не повлиявших на внутреннюю политику. Недовольство закоснелыми порядками, усиление надзора государства за любым проявлением свободной мысли и преследование неугодных вызвало у многих творцов уход в описание внутренней жизни человека, в создание фантастических образов. 

Идея сильного, мощного государства вдохновляла создателей петербургской классицистской архитектуры первой половины 19 века. Значимыми для них были идеи античности. Так, одним из первых зданий, построенных в столице в начале века, стала Биржа (архитектор Тома де Томон) в виде античного храма-периптера. Будучи помещением для таможни и склада товаров, она одновременно выражала идею восхваления русского флота через установленные рядом Ростральные колонны, украшенные носами кораблей.

 

Тома де Томон. Биржа и Ростральные колонны

Тип древнеримской триумфальной колонны проявил себя в Александрийской колонне на Дворцовой площади, созданной в честь победы над Наполеоном (архитектор Огюст Монферран). Её высота 47, 5 метров; украшена 4-х метровой фигурой архангела с лицом Александра I.

Многие постройки того времени отличаются не только использованием классических античных форм, но и особым размахом, большими масштабами. Так, символом славы Петербурга стало здание Адмиралтейства, построенное Андрианом Захаровым. Длина его главного корпуса – 400 метров, а шпиль, установленный над ионическим периптером центральной башни, является одной из главных вертикалей Петербурга.

Величественные классицистские здания создал в столице Карло Росси. Этот архитектор мыслил не отдельными сооружениями, а целыми комплексами, перестраивая районы города, сочетая постройки с огромными площадями. Самым нарядным снаружи и внутри из его зданий является Михайловский дворец с огромными светлыми залами (ныне – здание Русского музея). Росси принадлежит комплекс зданий Сената и Синода, Александринский театр с прилегающими постройками (в одной из них находится Академия балета имени Вагановой). Он завершил Дворцовую площадь грандиозной дугой здания Главного штаба, контрастирующего своей классической строгостью пышному барокко Зимнего дворца.

К. Росси. Здание Главного штаба на Дворцовой площади

В течение первой половины 19 века в Петербурге были построены два больших храма. Казанский собор, созданный архитектором Воронихиным, был закончен перед войной 1812 года и поэтому стал восприниматься как храм-памятник русской славы. Под его сводами находится могила Кутузова. Здание храма скрыто величественной полукруглой колоннадой, выходящей на Невский проспект. Здесь явно использована идея колоннады собора Святого Петра в Риме.

Ещё более величествен Исаакиевский собор (архитектор Монферран). Его купол – самый высокий в Петербурге (101,5 м). Он держится на четырёх огромных столпах внутри здания. Внутри собор украшен малахитовыми колоннами, стены расписаны фресками. Это самый грандиозный храм в Петербурге.

А. Воронихин. Казанский собор

О. Монферран. Исаакиевский собор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: