Узнать подробнее
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ
библиотека
материалов
Тема урока: «Культура: понятие, виды, функции»
Замечательное чувство - знать,» что ты сам строишь мир.
А. Азимов
Цели: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры; закрепить умение делать выбор в условиях альтернатив.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель рассказывает об особенностях изучения модуля, называет его основные дидактические единицы и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся в процессе изучения вопросов модуля.
II. Актуализация опорных понятий
- Назовите первую среду обитания человека. (Природа, естественная среда обитания.)
- Назовите вторую среду обитания человека. (Культура, искусственная среда обитания.)
- Что входит в понятие «культура»? (То, что создано человеком.)
- Какие две группы ценностей образуют культуру? (Материальные и духовные.)
III. Изучение нового материала
1. Понятие «культура».
2. Виды культуры.
3. Функции культуры.
|
|
Понятие «культура»
- Сравните определения термина «культура» и выделите основные признаки этого понятия.
1. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
2. Культура (cultura (лат.) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.
Таким образом, культура - это все ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.
Культура есть средство отражения окружающего человека мира, который по своей природе противоречив. Какие же противоречия есть в культуре?
1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации (из периода матриархата дошел обычай пропускать женщину вперед. Но все ли мужчины так поступают?).
|
|
3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишнее подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся еще более непримиримыми ко злу и убеждаются в необходимости активно противостоять ему).
(В ходе дальнейшей беседы учащиеся должны привести для доказательства конкретные факты.)
Виды культуры
Культура как многоуровневая система подразделяется:
• на мировую и национальную, причем лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
• материальную и духовную;
• духовная культура включает в себя философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру.
(Учащиеся приводят примеры каждого вида духовной культуры, а затем характеризуют какой-нибудь памятник культуры с позиции всех видов. Например, творчество Майи Плисецкой - это шедевр национального и мирового уровня, культура эстетическая и художественная, в определенной степени познавательная.)
Функции культуры
Функции культуры:
• человекотворческая (способствует миропониманию, воспитанию и социологизации человека). Например, при чтении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» одним интересны искания Наташи Ростовой, других трогает наивность и трогательная беззащитность Пьера Безухова, третьим ближе нравственная позиция Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»;
• информационная (обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации);
• познавательная (стремится создать свою картину мира);
• ценностная (аксиологическая) (показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым);
• нормативная (поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой);
• потребительская (релаксационная) (позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения).
(Учащиеся комментируют каждую функцию примерами, выделяют главную функцию - человекотворческую.)
IV. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает следующие задания для обсуждения.
1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал: «Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим». Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т. п.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?
2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (Попустительство может быть от равнодушия, потворство всегда сознательно.)
3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а также осы, пчелы вооружены столь основательно, что «драка» между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Такие «драки» особенно часты в период свадебного гона. Поэтому у животных и насекомых природа выработала запрет на применение «оружия» во внутривидовых «разборках» - все споры разрешаются на поединках. Австралийский зоолог лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Первобытные люди, по его утверждению, даже кусаться как следует не умели. Но в процессе антропосоциогенеза и дальнейшей эволюции человек стал самым вооруженным видом на Земле.
|
|
Можно ли назвать общественную мораль искусственной? Приведите примеры, подтверждающие, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия». Почему бывают исключения?
Домашнее задание
1. С. 308-310, задания 1-3 (Боголюбов).
2. Эссе:
• «Правду можно выразить многими способами, но правда - одна и извечна» (Иво Андрич).
• «Расплавленный воск догоревшей свечи и сам по себе прекрасен, но проступает в нем и та красота, что тихо мерцала и разгоняла мрак» (Амирэджиби).