Музыкальное искусство 4 класс
Урок № 28
Тема: Особенности музыкального искусства разных народов мира
Материалы урока
Актуализация полученных знаний.
- Какого рода слова: планета, земля, жизнь?
(Женского)
- Правильно, потому что во всем есть женское начало.
Мотивация учебной деятельности.
-Какую песню все дети мира слышат с первых дней жизни?
(«Колыбельную»)
- А кто ее им напевает?
(Мама)
- Да, конечно мама, самый дорогой человек в мире. Какие колыбельные вы знаете?
(«Спят усталые игрушки», «Колыбельная Медведицы», «Спи моя радость, усни» и другие (обязательно поем хотя бы по одной фразе из каждой песни))
- Прослушайте еще одну колыбельную песню уже знакомого вам композитора Г. Струве «Маленькая мама».
- Скажите, как прозвучала эта песня?
(Негромко, спокойно, плавно)
- Можно колыбельную петь громко?
(Нет. Потому что мама укладывает малыша спать. Она поет ему песню, чтобы он перестал плакать и успокоился)
- Я знаю, что вам очень нравится одна колыбельная песенка. Это «Колыбельная Медведицы» из мультфильма про «Умку». Ее написал композитор Евгений Крылатов.
- Споем эту песню. Повторяем текст в ритме песни и поем ее.
Представление темы урока. Изучение нового материала.
- Сегодня мы отправимся в путешествие очень далеко, за океан, в Америку. И поможет нам в этом, как всегда – музыка. Это будет музыка замечательного американского композитора Джоржа Гершвина. Он написал оперу «Порги и Бесс», в которой рассказывается о жизни негритянской бедноты. Это было в 20-е годы прошлого столетия. Чтобы лучше узнать о жизни негров в Америке Д. Гершвин отправился в южные районы страны, и несколько месяцев провел среди «героев» будущей музыкальной драмы, в самой гуще беднейших слоев негритянского населения, изучая особенности их музыки, речи, быта, душевного склада. О участвовал в их хоровом пении и даже бывал принят неграми в качестве запевалы – небывалый почет для «белого», говорящий о том, как глубоко проник Гершвин в строй негритянской музыкальной речи.
- Кто мне скажет, что такое музыкальная речь и из чего она состоит?
(Музыкальная речь состоит из средств музыкальной выразительности)
- Что входит в эти средства?
(Мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, интонация, лад)
Музыкальное восприятие
Слушание и анализ музыкального произведения.
- Сейчас мы услышим одно из самых популярных произведений оперы Гершвина «Порги и Бесс». Обратите внимание на интонацию, мелодию, ритм, темп, динамику и регистр этого произведения. (Слушание «Колыбельной»).
- Что общего у этой песни с песнями, которые вы слушали и пели сегодня на уроке?
(Темп, динамика)
- Какие они?
(Темп спокойный, динамика приглушенная)
- Что же за песня прозвучала?
(Колыбельная)
- Она так и называется. Похожа интонация этой песни на знакомые уже нам произведения других стран?
(Нет. Она резко отличается от них. И ритм тоже не похож)
- В каком регистре звучит песня?
(В высоком)
- Что слышится в интонации голоса этой женщины?
(Она плачет)
- Как вы думаете, почему она плачет? Как жилось неграм в Америке, в начале ХХ века?
(Плохо. Они бедствовали, голодали)
- Так почему мать, напевая колыбельную, плачет?
(Потому что она пытается усыпить своего плачущего от голода ребенка)
- В чем сходство этих колыбельных?
(Матери поют колыбельную песню, чтобы успокоить своих голодных детей. Чтобы они уснули и забыли про голод, но при этом они плачут)
- Какими средствами музыкальной выразительности это изображается?
(Исполнением в высоком регистре, спокойным темпом, тихой динамикой)
- А в чем различие?
(Разный ритм, интонация, мелодия)
- Ребята! Гершвин написал свою колыбельную в стиле «джаз», особенность этой музыки в синкопированном ритме. Это когда сильная доля в такте смещается с 1-ой на 2-ую, слабую, и она становится сильной.
- Что же общего в колыбельных песнях разных народов мира?
(Спокойный темп, негромкая динамика. Она поется ласково и с любовью)
- Как должны жить дети разных стран мира? Скажите все вместе.
- ДРУЖНО!
Итог урока: средства музыкальной выразительности музыки одинаковы у всех народов мира, поэтому «Колыбельную» легко определить на каком бы языке она не пелась, но интонация и ритм у каждого народа свои.