Музыкальное восприятие

Музыкальное искусство 4 класс

Урок № 28

Тема: Особенности музыкального искусства разных народов мира

Материалы урока

Актуализация полученных знаний.

- Какого рода слова:  планета, земля, жизнь?

(Женского)

- Правильно, потому что во всем есть женское начало.

Мотивация учебной деятельности.

-Какую песню все дети мира слышат с первых дней жизни?

(«Колыбельную»)

- А кто ее им напевает?

(Мама)

- Да, конечно мама, самый дорогой человек в мире. Какие колыбельные вы знаете?

(«Спят усталые игрушки», «Колыбельная Медведицы», «Спи моя радость, усни» и другие (обязательно поем хотя бы по одной фразе из каждой песни))

- Прослушайте еще одну колыбельную песню уже знакомого вам композитора Г. Струве «Маленькая мама».

- Скажите, как прозвучала эта песня?

(Негромко, спокойно, плавно)

- Можно колыбельную петь громко?

(Нет. Потому что мама укладывает малыша спать. Она поет ему песню, чтобы он перестал плакать и успокоился)

- Я знаю, что вам очень нравится одна колыбельная песенка. Это «Колыбельная Медведицы» из мультфильма про «Умку». Ее написал композитор Евгений Крылатов.

- Споем эту песню. Повторяем текст в ритме песни и поем ее.

Представление темы урока.  Изучение нового материала.  

- Сегодня мы отправимся в путешествие очень далеко, за океан, в Америку. И поможет нам в этом, как всегда – музыка. Это будет музыка замечательного американского композитора Джоржа Гершвина. Он написал оперу «Порги и Бесс», в которой рассказывается о жизни негритянской бедноты. Это было в 20-е годы прошлого столетия. Чтобы лучше узнать о жизни негров в Америке Д. Гершвин отправился в южные районы страны, и несколько месяцев провел среди «героев» будущей музыкальной драмы, в самой гуще беднейших слоев негритянского населения, изучая особенности их музыки, речи, быта, душевного склада. О участвовал в их хоровом пении и даже бывал принят неграми в качестве запевалы – небывалый почет для «белого», говорящий о том, как глубоко проник Гершвин в строй негритянской музыкальной речи. 

- Кто мне скажет, что такое музыкальная речь и из чего она состоит?

(Музыкальная речь состоит из средств музыкальной выразительности)

- Что входит в эти средства?

(Мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, интонация, лад)

Музыкальное восприятие

Слушание и анализ музыкального произведения.

- Сейчас мы услышим одно из самых популярных произведений оперы Гершвина «Порги и Бесс». Обратите внимание на интонацию, мелодию, ритм, темп, динамику и регистр этого произведения. (Слушание «Колыбельной»).  

- Что общего у этой песни с песнями, которые вы слушали и пели сегодня на уроке?

(Темп, динамика)

- Какие они?

(Темп спокойный, динамика приглушенная)

- Что же за песня прозвучала?

(Колыбельная)

- Она так и называется. Похожа интонация этой песни на знакомые уже нам произведения других стран?

(Нет. Она резко отличается от них. И ритм тоже не похож)

- В каком регистре звучит песня?

(В высоком)

- Что слышится в интонации голоса этой женщины?

(Она плачет)

- Как вы думаете, почему она плачет? Как жилось неграм в Америке,  в начале ХХ века?

(Плохо. Они бедствовали, голодали)

- Так почему мать, напевая колыбельную, плачет?

(Потому что она пытается усыпить своего плачущего от голода ребенка)

- В чем сходство этих колыбельных?

(Матери поют колыбельную песню, чтобы успокоить своих голодных детей. Чтобы они уснули и забыли про голод, но при этом они плачут)

- Какими средствами музыкальной выразительности это изображается?

(Исполнением в высоком регистре, спокойным темпом, тихой динамикой)

- А в чем различие?

(Разный ритм, интонация, мелодия)

- Ребята! Гершвин написал свою колыбельную в стиле «джаз», особенность этой музыки в синкопированном ритме. Это когда сильная доля в такте смещается с 1-ой на 2-ую, слабую, и она становится сильной.

- Что же общего в колыбельных песнях разных народов мира?

(Спокойный темп, негромкая динамика. Она поется ласково и с любовью)

- Как должны жить дети разных стран мира? Скажите все вместе.

- ДРУЖНО!

Итог урока: средства музыкальной выразительности музыки одинаковы у всех народов мира, поэтому «Колыбельную» легко определить на каком бы языке она не пелась, но интонация и ритм у каждого народа свои.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: