Краткое изложение системы Станиславского

Экзаменационные задания по дисциплине «Режиссура и мастерство

      для учащихся 2 курса заочного отделения НС-II-21

 

1. Театр как вид искусства

-   Дайте определение «театр»

-   Перечислите основные принципы театрального искусства

-   Охарактеризуйте основные принципы театрального искусства

 

2. Режиссура как профессия

-   Перечислите функции режиссёра, как их определил

      В.И. Немирович – Данченко

-   Определите роль режиссёра в театральном искусстве

-   Охарактеризуйте основные функции режиссёра

 

3. Театр – искусство синтетическое.

-   Дайте определение театра как синтетического искусства.

-   Перечислите компоненты театрального искусства.

-   Раскройте значение компонентов театрального искусства.

 

4. Театр как вид искусства

-   Дайте определение, актер-главный выразитель специфики

     театрального    искусства.

-   Раскройте понятие, актер-творец и одновременно материал

     для творчества.

-   Проанализируйте роль творческой индивидуальности актера

      в процессе создания спектакля.

 

5. Система К. С. Станиславского.

- Назовите, какие части и разделы включает в себя система

   К. С. Станиславского.

 - Перечислите, из чего складывается рабочее творческое самочувствие

 и что оно создаёт.

 - Охарактеризуйте основные принципы системы.

 

6. Элементы системы К. С. Станиславского.

- Перечислите элементы внутренней и внешней техники актёра.

 - Определите значение двигателей психической жизни для психотехники

    актёра.

 - Раскройте единство чувства правды и чувства формы.

 

7. Театр «переживания» и театр «представления».

- Назовите три главных направления в сценическом искусстве. 

- Раскройте суть направлений сценического искусства.

 - Проанализируйте единство физического и психического, объективного

   и субъективного в актерском творчестве.

 

 8. Сценическое внимание.

- Дайте определение видов сценического внимания.

- Охарактеризуйте правильный выбор объектов и кругов сценического

 внимания.

 - Раскройте значение непрерывной линии внимания для игры актёра.

 

9. Магическое «Если бы».

 - Назовите субъекты сценического внимания.

 - Раскройте суть магического «если бы».

 - Проанализируйте внимание формальное и творческое.

 

10. Сценическое действие.

- Назовите виды сценического действия.

 - Раскройте признаки и элементы сценического действия.

- Охарактеризуйте действие, как главный возбудитель

   сценических переживаний актёра.

 

11. Метод физических действий.

    - Раскройте суть «метода физических действий».

- Охарактеризуйте процесс превращения психических задач в физические.

 - Проанализируйте сходство и различия между «методом простых

 физических действий» Станиславского и «биомеханикой» Мейерхольда.

 

 12. Сценическое общение.

 - Раскройте суть сценического общения.

 - Укажите, в чём проявляется общение.

 - Вскройте значение импровизации и фиксирования приспособлений.

 

13. Словесное действие.

 - Дайте определение понятия «подтекст».

 - Раскройте процесс создания логики и образности речи.

 - Охарактеризуйте значение внутреннего монолога в сценическом

   действии.

 

14. Сценическая задача.

   - Приведите элементы сценической задачи.

  - Охарактеризуйте элементы сценической задачи.

 - Проанализируйте зависимость отбора сценических действий от замысла роли.

 

15. Мизансцена, как выразитель события

  - Дайте определение понятию «мизансцена».

- Охарактеризуйте этапы работы над мизансценированием.

- Определите роль мизансцены в создании образа роли и спектакля.

 

 

 16. Предлагаемые обстоятельства

 - Дайте определение понятию «предлагаемые обстоятельства»

- Охарактеризуйте процесс формулировки предлагаемых обстоятельств

- Приведите примеры предлагаемых обстоятельств из опыта 

практической работы.

 

 17. Инсценирование, театрализация литературных произведений.

 - Дайте определение понятию инсценированние художественной прозы.

- Охарактеризуйте работу над инсценировками художественной прозы

 как попытка проникновения в замысел писателя.

 - Приведите пример работы над инсценировкой своей практики.

 

18. Инсценирование, театрализация литературных произведений.

 - Дайте определение понятию “драматургическая форма”.

  - Охарактеризуйте работу над инсценировкой как переработкой

    повествовательного текста в драматическую форму.

   -Приведите пример работы над инсценировкой из своей практики.

 

19. Инсценирование, театрализация литературных произведений.

   - Дайте определение понятию «компактность событий» 

- Охарактеризуйте понятие «компактность событий, сосредотачивающих

    действие» в работе над инсценировкой как переработкой.

 - Приведите пример работы над инсценировкой из своей практики

 

20. Событие, как действенный факт.

 - Дайте определение понятию «событие».

- Укажите важность вскрытия событийного ряда в инсценировке.

- Охарактеризуйте событие в своей практической работе.

 

21. Драматический конфликт.

- Дайте определение понятию «конфликт».

- Охарактеризуйте драматический конфликт как двигатель сюжета.

 - Дайте анализ конфликта в своей практической работе.

 

22. Идейно-тематический анализ произведения.

- Дайте определение понятию «тема» и «идея».

 - Охарактеризуйте основные условия идейно-тематического

 анализа  произведения.

 - Определите важность идейно-тематического анализа в своей

практической работе.

 23. Использование средств театра в воплощении инсценировки.

 - Дайте определение понятию «выразительные средства театра».

  - Определите составляющее выразительных средств театра.

- Охарактеризуйте использование выразительных средств театра

   в своей практической работе.

 

 

Первая подсказка

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО

Система состоит из двух разделов:

 

Первый раздел посвящен проблеме работы актера над собой. Это ежедневная тренировка. Целенаправленное, органическое действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах — основа актерского искусства. Оно представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актера, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д.

Второй раздел системы Станиславского посвящен работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ.

 

Станиславский определяет пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно поняв общий замысел произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Учение Станиславского о режиссуре как об искусстве создания постановки основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера — помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо.

 

Принципы системы Станиславского следующие:

Принцип жизненной правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.

Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.

Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.

Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.

 

Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства роли и работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер, который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам. Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера, сколько на природные данные.

 

Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но тем не менее остается самим собой.

 

Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:

активная сосредоточенность (сценическое внимание);

свободное от напряжения тело (сценическая свобода);

правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);

возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).

 

Сценическое внимание является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание — это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера — активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. «Вижу, что дано, отношусь, как задано» — формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия — не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование.

Сценическая свобода. Свобода имеет две стороны: внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Внешняя свобода (мышечная) — это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько Мускульной энергии, сколько это движение требует. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода — результат свободы внутренней.

Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего — то есть через оправдание (по Станиславскому). Оправдать — значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии.

Сценическое действие. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым пользуется художник (в широком смысле этого слова) для создания художественных образов. В литературе — это слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук. В актерском искусстве материалом является действие. Действие — волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели — классическое определение действия. Актерское действие — единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

 

Природа сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить такими же чувствами, как в жизни. Жизненное и сценическое чувство различаются происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вызвать в себе чувство можно только потому, что оно знакомо нам в жизни. Это называется эмоциональная память. Жизненные переживания первичны, а сценические — вторичны. Вызванное эмоциональное переживание — это воспроизведение чувства, поэтому оно вторично. Но самое верное средство овладения чувством по Станиславскому — это действие.

 

Как в жизни, так и на сцене чувства плохо контролируются, они возникают непроизвольно. Часто нужные чувства возникают тогда, когда о них забываешь. Это субъективное в человеке, но оно связано с действием окружающей среды, то есть с объективным.

 

Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.

 

Возьмем простой пример. Допустим, вам нужно подточить карандаш. Это нужно сделать, например, чтобы нарисовать рисунок, написать записку, посчитать деньги и т.д. Раз действие имеет цель, значит, есть мысль, а раз есть мысль, то есть и чувство. То есть действие — это единство мысли, чувства и комплекса физических движений.

 

Цель действия: изменить предмет, на который оно направлено. Физическое действие может служить средством (приспособлением) для выполнения психического действия. Таким образом, действие является катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы.

 

Богатство жизни человеческого духа, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли в конечном счете оказывается возможным воспроизвести на сцене через простейшую партитуру физических действий, реализовать в процессе элементарных физических проявлений.

 

С самого начала Станиславский отверг эмоцию, чувство как возбудитель актерского существования в процессе создания образа. Если актер пытается апеллировать к эмоции, он неизбежно приходит к штампу, поскольку апелляция к бессознательному в процессе работы вызывает банальное, тривиальное изображение любого чувства.

 

Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство.

 

Система ведет актера от сознательного к подсознательному.

Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.

 

Искусство — это отражение и познание жизни.

На этом, в сущности, и построена система Станиславского.

 

 

По всем остальным вопросам ответы в книге Б.Захава «Режиссура и мастерство актёра»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: