Логопедическое занятие (2 класс)
- Ребята, посмотрите внимательно на этот кроссворд. Заполните его, используя картинки-подсказки.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем логопедическом занятии? (О каких звуках и букве?)
- Правильно, это звуки «Л - ЛЬ» и буква «Л» (эль). Мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ».
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, выполните артикуляционную гимнастику: “Улыбка”,“Вкусное варенье”, «Пароход», «Индюк», «Качели».
Разбор артикуляции звуков.
- Когда мы произносим звуки «Л и ЛЬ», что делают губы и язычок?
- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.
- Но в чем их отличие?
- Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.
- Дайте характеристику звуков. (смотрите схему в конце)
- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
- И цветовые сигналы у них разные.
Л – синий квадратик с колокольчиком.
|
|
ЛЬ – зеленый квадратик с колокольчиком.
Развитие фонематического восприятия. (выполнять совместно со взрослым)
Взрослый читает рассказ, а вы должны правильно закрашивать квадратики: если услышите слова с твердым звуком Л (синий), а если услышите слова с мягким звуком Ль (зеленый).
Будьте внимательны!
Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникой и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
-Сколько синих квадратиков? (22)
-Сколько зеленых? (10)
- Молодцы, ребята!
Буква Л
- У звуков «Л-ЛЬ» есть свой портрет, это буква Л. Вспомним, как мы ее прописываем:
Игра – противоположности:
- Подбери противоположные слова: (запиши их)
Безделье | |
Великан | |
Болтун | |
Глубина | |
Тяжелый | |
Слабый | |
Большой | |
Далеко | |
Глубоко | |
Вблизи | |
Кисло | |
Выключать | |
Расплетать | |
Залезать | |
Молчать |
Подсказка: (делолилипутмолчунмельлегкийсильныймаленькийблизкомелковдалисладковключатьзаплетатьвылезатьболтать)
Важно: проводится работа над значением каждого слова.
Игра «Собери слово из слогов».
- Прочитай слова. Почини их. Запиши.
ни, ка, клуб | |
на, ма, ли | |
пла, вок, по | |
нец, мла,де | |
ни, ха, сло | |
фла, го, мин | |
пуш, хло, ка | |
над, мо, ли | |
не, пла, та | |
клад, ка, за |
|
|
Физминутка
Игра: «Замени звук».
Упражнение по преобразованию слов (с мячом, если есть возможность выполнять вместе со взрослым: «Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени»)
- Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?
лук | люк |
дал | |
ел | |
юла | |
цел | |
угол | |
пыл | |
галка | |
мел |
Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, мель.
III. Итоги занятия.
- Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Кто вспомнит, какие упражнения были выполнены?
- А для чего мы все это делали?
Правильно, очень важно уметь различать и правильно произносить звуки, чтобы речь наша была четкой и красивой, а на письме было меньше ошибок.
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |