Рабочий лист Литература 8 класс урок №51
Записать Дата
Классная работа
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе
Устно Ответить на вопросы:
Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?
Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи
Изучение нового материала
Слово учителя. Сведения о Тэффи.
Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».
В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.
В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.
Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».
История возникновения псевдонима
Историю своего псевдонима Тэффи описала так (см.: http://www.myjulia.ru/post/388289/):
Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только напечатала 2-3 стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут…
Вот тут я и призадумалась.
Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо.
Лучше выбрать что-нибудь неонятное, ни то ни се.
Но что?
Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы.
За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве.
Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашне называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».
Через два месяца пьеску принял к постановке Малый театр. Премьера прошла с успехом (играла в ней Яблочкина). Публика требовала автора.
На следующий день Тэффи давала первое интервью. Журналист спросил ее:
- А что означает ваш псевдоним?
- Это… имя одного дур… то есть так, фамилия.
- А мне сказали, что это из Киплинга.
И действительно, у него встречалось такое имя.
- Ну да, конечно, из Киплинга!
В газетах появился портрет писательницы с подписью “Taffy”. Так и осталось».
Чтение статьи учебника о Тэффи с.99-100
Как будущая писательница Тэффи относилась к литературе в детстве и юности?
- Как началась литературная деятельность Тэффи?
- Какие эстетические задачи ставила Тэффи, сочиняя юмористические рассказы?
- Как сложилась жизнь Тэффи в эмиграции?
Лексическая работа
1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать - промотать, потратить.
Чтение рассказа «Жизнь и воротник». С.100.
Беседа по рассказу.
1. Понравился ли рассказ?
2. Обратимся к теме урока.
- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом.
Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
Заполните таблицу:
Нравственные качества | Безнравственные качества |
Доброта, тактичность, деликатность,милосердие, хамство, грубость, умение сочувствовать,забота о тех, кто в этом нуждается,трудолюбие, жадность, эгоизм, пошлость, честность, порядочность,ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, жестокость, безответственность, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией, цинизм,паразитический образ жизни, лживость, предательство в любой форме.
3. Аналитическая беседа по содержанию рассказа: ответить кратко письменно:
Кто герои рассказа? А кто главный герой?
Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?
Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
Что символизирует воротник в рассказе? №5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Смешное и грустное» в рассказе «Жизнь и воротник»:
Смешное | Грустное |
Записать!!!Выводы:
1. В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
2. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя, ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».
3. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными. Писательница хочет не только рассмешить, но и показать пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования
4. Можно считать сатирическую направленность ведущей, но уделяя внимание и комической стороне,.
Письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете слова: «Классика не стареет, а самое главное - учит жить». 5-8 предложений)
Выполненные письменные задания отправить файлом на «Домашние задания»
Домашнее задание: прочитать статью учебника о М.Зощенко с. 104, рассказ М. Зощенко «История болезни».