Практическое занятие № 2
По дисциплине «Психология общения»
ФИО обучающегося _________________________________________________________________
Группа № __________________________________________________________________________
Оценка _____________
Задание №1:
Упражнение «Доверенное лицо». Потренируем свое умение убеждать людей!
Для этого в течение 3 мин. составьте тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве доверенного лица, является самым достойным претендентом среди всех присутствующих на занятии членов группы, например, на звание «Лидер года».
Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого из группы, составить план своего выступления без всяких консультаций с этим человеком. Кроме того, ни один человек в группе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь говорить.
В тезисах своего сообщения желательно подчеркнуть как деловые качества претендента на звание «Лидер года», так и его чисто человеческие качества. Ваш «портрет» этого человека должен быть узнаваем, однако при описании не используйте таких штрихов, как настоящее имя, яркие внешние отличия и т.п.
|
|
Психологический комментарий: Упражнение предназначено для выработки элементарных навыков внимательного отношения к другому человеку. Участники должны найти человека, сосредоточиться на описании его особенностей, а после этого убеждать остальных, что это самый достойный из присутствующих. Все это формирует потребность видеть в другом человеке его достоинства.
Тезисы (план выступления):
Деловые качества | Человеческие качества | Другие |
ФИО «Лидер года» ___________________________________________________________________________
Задание №2:
Планируя свою профессиональную деятельность, мы все сталкиваемся с прохождением собеседования. Есть особые виды собеседования. Необходимо заполнить таблицу и выявить различия.
№ п/п | Вид собеседования | Что это за собеседование | Ваше поведение и форма общения |
1 | Стресс-собеседование | ||
2 | Кейс-собеседование | ||
3 | Групповое собеседование | ||
4 | Скайп-собеседование | ||
5 | На ваш выбор: |
Задание №3: Тест «групповые роли»
Цель:определение роли в групповом взаимодействии.
Инструкция: в каждом разделе распределите сумму всего в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в предлагаемую таблицу.
|
|
Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу?
A. Я быстро нахожу новые возможности.
Б. Я могу хорошо работать с множеством людей.
B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.
Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.
Д. Я способен эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.
Е. Я согласен быть непопулярным, если это приведет к хорошим результатам.
Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.
З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.
2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:
А. Я напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.
Б. Я даю большую свободу людям, точку зрения которых считаю обоснованной.
В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.
Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне разделять энтузиазм коллег.
Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими:
A. Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
B. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.
Д. Я всегда готов поддерживать хорошее предложение в общих интересах.
Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для меня характерно, что:
A. Я очень заинтересован, хорошо знать своих коллег.
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
B. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только её план нужно приводить в действие.
Д. У меня есть склонность избегать очевидного, предлагать что-то неожиданное.
Е. Всё, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства
Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Мне нравится находить практические решения проблем.
В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших отношений.
Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
Ж. Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
3. Мне нравится работать в области, где я могу применять своё воображение и творческие способности.
Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в
ограниченное время и с незнакомыми людьми...
A. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
|
|
B. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом, уменьшить объём работы.
Г. Моё врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.
Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднениям.
Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.
7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
A. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен(а)(склонен анализировать), и мне не хватает интуиции.
B. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.
3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
Вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
Сумма баллов |
Обработка и интерпретация результатов:
· Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образом ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа.
· Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов.
|
|
· Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще исполняете в группе.
· Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии.
А - I роль – председатель;
Б - II роль – формирователь;
В - III роль – генератор идей;
Г - IV роль – оценщик идей;
Д - V роль – организатор работы;
Е - VI роль – организатор группы;
Ж -VII роль -исследователь ресурсов;
З - VIII роль – завершитель.
Ваш вывод на соответствие занимаемой роли в групповом взаимодействии: