Педагогическое общение
Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся.
Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.
Педагогика сотрудничества гласит:
1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное,
на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на точке зрения ребенка, ведет за собой.
2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).
Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:
1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями,
правилами, традициями.
2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.
3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.
Функции общения:
1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.
2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и
навыками.
3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация
деятельности и отношений.
4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.
Система педагогического общения
Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе:
1 этап – моделирование общения. На этом этапе требуются знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах).
2 этап – прогностический. Здесь необходима техника быстрого включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих.
3 этап – коммуникативная атака и управление общением. Необходимо
учителю умение поддерживать инициативу детей. Организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата.
1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль
(начальник – подчиненный, учитель - ученик).
2. Межличностное (свободное) – реализуется вне организованной деятельности.
Структура общения:
I. Внешнее общение:
· Межличностное (деловое, свободное).
· Групповое (по интересам).
· Массовое.
· Коллективное.
II. Внутреннее общение:
· Внутренний диалог.
· Общение с самим собой.
· Столкновение двух «я».
Стили руководства:
1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением.
2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной
свободы.
3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в
стиле педагогики сотрудничества.
Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя.
Виды стилей педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение-дистанция.
4. Общение-устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. Общение-диалог.
Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения.
Барьеры общения:
Боязнь класса – это психологическая настройка учителя.
Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру.
Социальный барьер – разный уровень социального общения.
Гностический барьер – разный уровень понимания учителя и учащихся.
Курс лекций
ПЕШКОВА В.Е. Введение в педагогическую деятельность
Учебное пособие