Разминка «Коллективный счет»

ЗАНЯТИЕ 22. ВЫБОР

Постановка проблемы. Информация для тренера.

       Свобода воли, изначально присущая человеку, заключается в его способности осуществлять жизненные выборы. Некоторые из них очень маленькие (например, какой сорт мороженого предпочесть), некоторые – глобальные (например, по какому пути экономического развития пойдет страна в ближайшие три года). Но их роднит одно обстоятельство: выбирая что-то одно, человек автоматически отказывается от всего остального. Как узнать, что совершенный выбор – правильный и что приобретения больше потерь? Этот вопрос обсуждается в течение занятия. Важно помочь подросткам в осознании, что выбор в пользу поведения, безопасного, всегда более оправдан, чем выбор в пользу риска.

Цель занятия:
Формирование представлений о психологической сущности выбора, демонстрация возможностей совершения выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, мотивация к опоре на общечеловеческие ценности при совершении выбора.

Начало занятия:

Разминка «Коллективный счет»

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники группы получают задание: закрыв глаза, в свободном порядке вслух считать от одного до ста таким образом, чтобы каждое следующее число называл только один человек. Если два голоса одновременно называют одно и то же число, игра останавливается и игра начинается с единицы. Договариваться об очередности называния чисел нельзя.

       В экспресс-обсуждении ведущий особое внимание уделяет причинам, заставивших кого-то активно называть числа, а кого-то молчать на протяжении всей игры. Подчеркивается, что каждый находился в ситуации выбора (произносить или нет следующее число), обсуждается эмоциональное напряжение, сопровождающее выбор. Откуда оно возникает?

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

       Свобода воли есть наша ни от кого и ни от чего не зависящая способность самоопределения по отношению к добру и злу (научно-богословского определение свободы).

       Осознание человеком ответственности за свои действия наделяет жизнь субъективном смыслом и обеспечивает человеку состояние эмоционального комфорта. Это положение можно изобразить в виде схемы:

Позиция «Я выбираю»

 

 

 


Принятие последствий своих выборов

 

 

 


Принятие ответственности за свой выбор

 

 

 


Личная свобода и ощущение эмоционального комфорта

Отсутствие свободы выбора, понимаемое как внешнее принуждение к определенному поведению (в случае, если интериозация такой ценности, как ответственность, не произошла), субъективно переживается как эмоциональный дискомфорт:

Позиция «Я должен»

                  

 

 

Сокращение возможности взаимодействия с окружающим миром

               

 

 

Подчинение или сопротивление

     
 

 

 


Досада,       Чувство

  обида            вины

                            

 

 

Эмоциональный дискомфорт





Вариант 1. Дискуссия-обсуждение сказки «Фиолетовый котенок»

Цель: формирование представлений о причинах эмоциональной напряженности в ситуациях выбора.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается сказка Д. Соколова:

«Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан. — Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона. — Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? — удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

— Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Ну и что?»

Обсуждаются вопросы:

- О чем, как вам кажется, эта сказка?

- Почему ситуация выбора сопровождается эмоциональным напряжением?

- К чему приводит совершенный выбор в плане возможностей, которыми располагает человек?

- Как меняется эмоциональное состояние после совершения выбора?

- Чем свободный выбор отличается от выбора под давлением?

Резюме ведущего:

Момент выбора всегда сопровождается эмоциональным напряжением, поэтому очень часто хочется отказаться от выбора совсем, пустить события на самотек. Однако вслед за совершенным выбором всегда наступает успокоение. Трудность процесса выбора не означает необходимость отказаться от его осуществления.

Вариант 2. Упражнение «Должен-выбираю»

Цель: формирование представлений о позитивном влиянии возможности выбора на восприятие своей жизни, формирование мотивации к истолкованию нравственных императивов как собственных выборов.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется работа в парах. В первой части упражнения участники вспоминают ситуацию «меня заставили делать то, что я не хотел» (заставили другие люди или обстоятельства) и рассказывают об этом партнеру. По окончанию работы обсуждаются вопросы:

- Что вы чувствовали во время рассказа?

- Как звучал ваш голос?

- Каковы были ваши мимика и поза?

       Большинство признаков указывают на ощущение себя маленьким, несчастным, нуждающемся в утешении и защите.

       Во второй части упражнения участникам предлагается мысленно изменить взгляд на ситуацию и представить себе, что даже в ней у вас был выбор (вы сами решали, подчиняться или нет, сами выбирали способ действия; если вы решили подчиниться, то только потому, что трезво оценили последствия всех возможных вариантов поведения). Партнеру предлагается новая интерпретация ситуации, обсуждаются те же вопросы.

       В итоговом обсуждении затрагиваются вопросы:

- Что изменилось при смене обстановки с «меня заставили» на «я выбрал»?

- Что означает для человека позиция «меня заставили», как она влияет на его ответственность за собственную жизнь?

- Что дает человеку позиция «я выбираю»?

- Есть ли выбор в ситуациях морального долженствования («не хочется, но должен»)?

Резюме ведущего:

Если человек понимает, что он делает то, что ему хочется, ему намного проще, чем если он делает что-то под давлением. Важно уметь видеть ситуации долженствования с позиции «почему я хочу это сделать».

Вариант 3. Упражнение «Дилемма узника»(модификация)

Цель: формирование навыка эффективного целеполагания в ситуации совершения выбора.

Необходимые материалы: набор карточек (десять красных и десять черных) и рабочие листы с правилами для каждой команды.

Описание: участники делятся на две команды. Командами необходимо в течение десяти ходов заработать как можно больше условных баллов путем обмена карточками (красной или черной), учитывая следующие правила:

 

2 команда дает

Красную Черную

1 команда дает

Красную +5 +5   +10
Черную             -5 -5   -10 +10

Инструкция первой команде:

В этой игре ваша задача получить как можно больше баллов. Вам нужно выбрать путем обсуждения в течение трех минут, какого цвета карточку вы будете давать другой команде. Команда соперников также определяет, какого цвета карточку давать вам.

Если вы даете красную карточку, и команда соперников дает вам красную, то ваши команды зарабатывают по пять баллов.

Если вы даете красную карточку, а команда соперников дает вам черную, то ваша команда теряет десять баллов, а команда соперников зарабатывает десять баллов.

Если вы даете черную карточку, и команда соперников дает вам черную, то ваша команда зарабатывает десять баллов, а команда соперников теряет десять баллов.

Если вы даете черную карточку, а команда соперников дает вам красную, то ваша команда теряет пять баллов.

У вас есть десять ходов (раундов).

Роль «почтальона» исполняет ведущий.

Количество баллов, полученных в пятом и восьмом раундах, умножается в десять раз.

После седьмого хода команды имеют право провести переговоры, для которых делегируются по одному участнику от каждой команды.

Инструкция второй команде:

В этой игре ваша задача получить как можно больше баллов. Вам нужно выбрать путем обсуждения в течение трех минут, какого цвета карточку вы будете давать другой команде. Команда соперников также определяет, какого цвета карточку давать вам.

Если вы даете красную карточку, и команда соперников дает вам красную, то ваши команды зарабатывают по пять баллов.

Если вы даете красную карточку, а команда соперников дает вам черную, то ваша команда теряет десять баллов, а команда соперников зарабатывает десять баллов.

Если вы даете черную карточку, и команда соперников дает вам черную, то ваша команда зарабатывает десять баллов, а команда соперников теряет десять баллов.

Если вы даете черную карточку, а команда соперников дает вам красную, то ваша команда теряет пять баллов.

У вас есть десять ходов (раундов).

Роль «почтальона» исполняет ведущий.

Количество баллов, полученных в пятом и восьмом раундах, умножается в десять раз.

После седьмого хода команды имеют право провести переговоры, для которых делегируются по одному участнику от каждой команды.

 

В обсуждении затрагиваются вопросы:

- Насколько эффективными были сделанные командами выборы?

- Почему команды не сумели получить максимум очков? Что помешало?

- Как формулировать цели для того, чтобы совершать эффективные жизненные выборы?

 

По результатам игры обсуждается «Квадрат целеполагания», включающие четыре составляющие:

  1. Что я сделал?
  2. Для кого я это сделал?
  3. Каков был результат?
  4. Каков критерий достижения этого результата (как я узнал, что я его достиг)?
Что я сделал? 1. 2. 3. 4. Для кого я это сделал? 1. 2. 3. 4.
Каков был результат? 1. 2. 3. 4.   Каков критерий достижения этого результата (как я узнал, что я его достиг)? 1. 2. 3. 4.

Резюме тренера:

Упражнение показывает, что в условиях дефицита информации не всегда возможно определить, какие действия будут наилучшим образом служить достижению цели. Если результат зависит только от нас, но и от действий другого человека и мы не знаем, что делает другой человек, то не можем однозначно определить, каким будет итог наших действий.

Вариант 4. Дискуссия «Что выбрать?»

Цель: формирование представлений о приоритете общечеловеческих ценностей как основания для выбора в различных ситуациях.

Необходимые материалы: не требуется.

Описание: обсуждается вопрос о том, чем регулируется позиция «Что я делаю?» в ситуации выбора. Обсуждаются темы:

- Насколько человек свободен в своем выборе?

- Что ограничивает выбор?

- Где эти ограничения – вне или внутри самого человека?

- Можно ли рассматривать следование нравственным нормам как выбор самого человека?

Ответ обоснуйте.

Резюме ведущего:

При совершении выбора важно продумывать его возможные последствия. Для этого надо отчетливо понимать, что есть определенные свободы выбора, связанные с нравственными нормами.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуется.

Описание: ведущий подчеркивает, что человек всегда обладает возможностью выбора, который реализуется либо в его действиях, поступков и поведении, либо в отношении к происходящему.

       Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

Домашнее задание.

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: тетрадь.

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Всегда ли у человека есть выбора?».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: