Роль социально-гуманитарных наук в личностной подготовке инженерных кадров

Лозовану Е. п.

Лазарюк К. в.

Роль социально-гуманитарных наук в личностной подготовке инженерных кадров

В статье отражены вызовы современного общества, с которыми сталкиваются молодые люди и к которым социо-гуманистические науки должны относиться в процессе обучения будущих специалистов. В этом смысле социально-гуманитарные науки играют важную роль в развитии познавательных навыков молодых инженеров, которые позволят понять не только сложную реальность, в которой мы живем, представленной современной техникой, но и духовные способности, посредством которых человек проявляет себя как целостный человек, способный решать экзистенциальные проблемы, перед которыми он поставлен.

Ключевые слова: логика, основа общения, этика, философия, образование.

Сегодня человечество выживает в эпоху, когда разрушаются основополагающие ценности техногенной цивилизации. В контексте общества, основанного на потреблении, цивилизация, дающая комфорт, завоевала позиции перед культурой, потребляющей творческих усилий. Мы верим, что, как правило, должен существовать баланс между культурными ценностями и цивилизационными товарами. В этой ситуации роль образования в целом играет важную роль в восстановлении баланса как между человеком и окружающим миром, так и в отношениях с другими.

Перед нашими глазами стоит цивилизация с высокими рисками и обострениями глобальных кризисов, вызванных рядом проблем, из которых мы упоминаем: глобальные эпидемии (COVID19), экологические, климатические проблемы, терроризм, бедность, потребительство, безработица, недобросовестная конкуренция, насилие и, что не менее важно, кризис духовных ценностей. В этих условиях проблема новой стратегии в деятельности человека становится все более и более ясной. Речь идет о поиске нового типа развития цивилизации. Бурное развитие технического прогресса навязывает целый ряд концептуальных проблем, которые еще предстоит понять. В этом смысле сегодня очень важно организовать систему образования, которая создаст предпосылки для новых ценностей в системе цивилизационных изменений, которая обеспечит не только профессиональную подготовку, но и синтезированное образование с социально-гуманистическими измерениями.

В кантовской концепции человек — это дихотомическое существо, которое своим телосложением является частью феноменального мира - детерминированного мира, подчиняющегося закону причинности, - и по своему духу является частью ноуменального мира - мира моральной свободы, гармонии и абсолюта. Образование (от латинского educare), которое означает формирование, развитие посредством мер, систематических интенциональных действий, имеет своей целью человека, как дух, ноумен.

Система высшего образования является инструментом социальной политики, ориентированной на профессиональную подготовку, социальную интеграцию и обеспечение образовательного и культурного уровня будущих специалистов. Высшее образование включает в себя процесс преподавания-изучения как позитивных наук (математика, физика, химия и т. д.), так и социально-гуманитарных наук. Синтез этих наук ориентирован как на формирование профессиональных компетенций, так и на развитие человеческих качеств, закрепление критического и аналитического мышления, воспитание общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Из сферы обучающих наук, в зависимости от открытости личности для сообщества и общения, в основном, которые являются частью социально-гуманистических дисциплин, и включают в себя несколько измерений интеллектуального образования, таких как: логика, основа общения, этика, философия. Все эти области приводят к междисциплинарному подходу в силу того, что они взаимосвязаны, имея один и тот же объект исследования - человека и его проявления. Эта междисциплинарность фокусируется на формировании трансверсальных компетенций с большей долговечностью. Благодаря этим элементам образования мы убеждены, что оно способствует формированию новых способов мышления и выражения.

 В этом смысле первой из когорты социально-гуманитарных наук, ориентированной на развитие навыков общения и мышления, является логика. Шопенгауэр сказал, что «логика не учит вас думать, так же как физиология не учит вас переваривать» [3]. Пределом аналогии является то, что мы рождаемся не с мышлением, а с пищеварением. Мы часто думаем, но мы редко делаем это критически. В результате цель логики состоит в том, чтобы обучать и полировать мыслительные процессы.

Мышление, по самой своей природе, не может не вырабатывать ошибки. Преодоление их требует профилактического действия логики при осуществлении мышления. Согласно определению Аристотеля, логика — это наука о законах и принципах рационального правильного мышления. Логика регулирует мышление посредством следующих процедур: определения, классификация, схемы логического вывода индуктивного, дедуктивного мышления, демонстрация, аргументация. В то же время логика играет терапевтическую роль не только для мышления, но и для языка, поскольку предполагает императивный принцип - использование понятий в соответствии с их логическим значением. Отсюда это приводит к логическому очищению языка неточностей и концептуальных двусмысленностей, от клише, которые оказывают огромное влияние не только теоретически, но и практически.

Следует отметить, что проблемы, связанные с логическим анализом, были тесно связаны с развитием демократии. Логика родилась в греческой демократии и возродилась с демократией. Коммуникационное общество, в котором мы живем, включает диалог, дебаты, аргументацию, убеждение. В результате мы можем выбирать только между силой аргументов или «аргументов силы». На макроуровне цивилизованный мир выбрал силу аргумента. На микроуровне цель университета не состоит в том, чтобы развивать механическую память у отдельных людей, а в том, чтобы сформировать навыки правильного, утонченного, тонкого мышления и аргументации - упражнения, которое должно выполняться в течение всех лет обучения на факультете. Формирование способности судить важнее, чем запоминание, потому что молодые люди подготовлены к информационному обществу, в котором мы живем. Поэтому цель логического образования при подготовке молодых инженеров состоит в том, чтобы создать не только правильное мышление, основанное на логических принципах и законах, но и язык, отличающийся семантической ясностью и правильностью. В результате мы имеем целью формирование сознательного логического мышления, чтобы человек достиг стадии логического самоконтроля мысли, материализованной в речи, письме или действии.

Следовательно, по самой своей природе человек, будучи социальным существом, живущим вместе со своими сверстниками, должен общаться, то есть материализовать мышление посредством сформулированной речи и письма. В современную эпоху, когда мы настолько захвачены технологиями, устное общение, по-видимому, становится второстепенным, по сравнению с письменным общением, с помощью различных средств, доступных в настоящее время. Но именно по этой причине основные качества эффективного общения в большинстве случаев теряются, а передаваемые сообщения не содержат всей необходимой информации, которая нужна собеседникам для того, чтобы сделать их максимально быстро и четко понятными.

Эффективное общение необходимо для повышения производительности и поддержания прочных, долгосрочных отношений как на профессиональном, так и на личном уровне. Если мы проанализируем, например, взаимоотношения внутри семьи, мы с сожалением осознаем, что разрыв между жизненными партнерами, родителями и детьми или друзьями чаще всего происходит из-за плохого общения.

Устные и письменные навыки общения являются одними из самых востребованных качеств, которые обычно требуются работодателями. Им нужны люди, которым действительно есть что предложить, которые могут легко продать свой продукт или услугу и поддерживать или расширять свою клиентскую базу. Таким образом, любой, кто хочет продвинуть свою карьеру, должен развить эти навыки, чтобы эффективно общаться и стать истинной ценностью в любой организации.

Не менее важным навыком является умение активно слушать, знать, когда остановиться, чтобы позволить другому человеку говорить. Это способность выражает уважение и желание услышать точку зрения собеседника. Активное слушание означает услышать то, что на самом деле хочет сказать нам говорящий, а не то, что мы хотим услышать. Для того, чтобы активно слушать, человеку необходимы энергия, внимание, концентрация и умение перемещаться вместо другого человека (сопереживание). Способность эффективно общаться с клиентами, коллегами и менеджерами очень важна, независимо от области, в которой работает человек.

На межличностном уровне человеческие отношения включают отношения взаимосвязи, социально-эмоциональных отношений и влияния. Отсюда можно сделать вывод, что общение включает в себя ряд важных характеристик в развитии будущих инженеров: мораль, знания, вовлеченность, привязанность и, не в последнюю очередь, профессионализм. С прагматической точки зрения мы можем резюмировать, что коммуникационные отношения должны основываться на хорошем понимании, творческом подходе и эффективном управлении эмоциями. Другими словами, общение не происходит само по себе, но требует полного подхода, основанного на динамической активности.

Таким образом, курс общения способствует развитию и закреплению коммуникативных навыков будущих инженеров, которые улучшают свой профессиональный имидж, легче выстраивают отношения, имеют более высокую самооценку и пользуются уважением со стороны других, эффективно управляют конфликтами и выражают свои идеи четко и кратко, напористо. Хорошее общение укрепляет команды, способствует высокой производительности и повышает организационную культуру. Повышая свою способность эффективно общаться, молодые специалисты будут взаимодействовать более конструктивно и продуктивно, станут напористыми, чуткими, убедительными и успешными, способствуя тем самым развитию общества, в котором они живут.

В сложившейся социально-политической, культурной и образовательной обстановке, в которой человек обнаруживает себя и стремится к высокому качественному уровню своего существования, между целями процесса формирования человека, требуемыми современным обществом, культивирование сознания морального долга должно стать приоритетной задачи. Основными моральными проблемами, в центре которых колеблются и студент, и преподаватель, как в университете, так и в повседневной жизни, являются:

- взаимоотношения студента со студентом: плагиат, недобросовестная конкуренция;

- взаимоотношения преподавателя со студентом: высокомерное обращение, домогательства, фаворитизм;

- правильность оценки результатов: коррупция, кумовство, конфликт интересов.

Поляризация аксиологических ориентиров общества определяется современными утилитарными координатами, порождающими форму культурного релятивизма, которая перестраивает представление о морали. Преодоление этой дилеммы привлекает соответствующий сегмент культуры, воплощенный в образовании. Речь идет о способности критически расшифровать и интерпретировать реальности в соответствии с приоритетами морального убеждения. В этих обстоятельствах нравственное воспитание является формой вмешательства на системном уровне, предназначенной для проверки социальных последовательностей. Следовательно, приоритетным аспектом системы образования является, с гуманистической точки зрения, нравственное воспитание, которое подтверждается передовой практикой и, в целом, ориентирами, установленными на деонтологической оси, связанной с ней.

Университеты - это пространства, предназначенные для облегчения передачи и развития знаний посредством дидактической и исследовательской деятельности, и для того, чтобы это происходило в оптимальных условиях, необходимо всем членам академического сообщества (студентам, аспирантам, соискателям, исследователям, преподавателям, административному персоналу, руководству, вспомогательный персонал и т. д..) руководствоваться рядом моральных и поведенческих норм, призванных уважать человека как высшую ценность и рассматривать его как высшую цель, а не как средство.

Чтобы обеспечить благоприятный климат сотрудничества между членами академического сообщества, необходимо укреплять следующие компоненты: академическая целостность, академическая честность, интеллектуальная строгость и, что не менее важно, этическое поведение. Академическая целостность строится на основе этического поведения членов сообщества каждого университета, которое формирует культуру, основанную на академической честности и интеллектуальной строгости, в которой образовательный акт стремится к совершенству и поддерживается справедливой и объективной оценкой, а все члены вносят свой вклад в предотвращение, выявление и сообщение о действиях, которые ставят под угрозу это желание, чтобы университет мог вмешиваться и санкционировать предосудительные факты. В этом контексте нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и поведения на основе этических принципов, которые ориентируют будущего инженера на решение экзистенциальных дилемм.

По сравнению с внешним миром, в котором мы живем, моральный мир определяет сложность человека, поскольку именно он действительно раскрывает наш внутренний опыт. В то время как законы природы подчиняют нас безоговорочно, поскольку они основаны на принципе детерминизма, моральные законы предполагают свободную волю, у нас есть способность и свобода выбирать между добром и злом, правильным и неправильным. Проблема морали наших действий может быть поставлена только в контексте свободной воли, свободы принятия решений, но также и счастья, которое является изначальной и высшей целью жизни (гедонистические концепции счастья). Человек должен быть обязан, чтобы моральные законы были категорическим императивом (Им. Кант), а наши действия должны проистекать из воли, должны быть мотивированы по своей сути и не должны быть ориентированы только на индивидуальное благо, на эгоизм, но также и на общее добро: Действуйте так, чтобы вы всегда представляли человечество как цель, а не как средство.

Идея гуманизма сохраняется в образовательных нормах, которые подчеркивают традиционалистско-познавательный характер и ценности, такие как: терпимость, интеграция, мультикультурализм, плюрализм и релятивизм моральных ценностей. Кроме того, значительные достижения современной науки приводят к открытию горизонта, в котором сознательность общества также должна учитывать понятие ответственности. В настоящее время мультикультурализм и экспоненциальное продвижение концепции глобального общества определяют переформулировку образовательных целей, ориентированных на утилитарную концепцию, максимизации производительности путем оптимизации процедур и ресурсов, прилегающих к образовательной деятельности.

При анализе моральной обусловленности образовательной системы необходимо проводить различие между морально-модальным и морально-окончательным. Эта схема утверждена Эмилем Дюркгеймом, согласно которому общество моделирует человека в соответствии с его потребностями посредством образования [1]. Таким образом, осуществляется соответствие между эффективностью и конкуренцией, а также анализ последствий, связанных с реализацией образовательной политики. В телеологическом аспекте образовательный процесс предполагает реконфигурацию с моральной точки зрения инженера, чтобы сознательно и ответственно участвовать молодому специалисту в общественной жизни.

Философское образование направлено на формирование независимого мышления, благодаря которому будущий инженер выделяется как личность, по отношению к другим личностям, с уникальными и оригинальными идеями, ценностями и мнениями. В этом смысле философия предлагает модель Сократа, который твердо придерживался мнению, что истинная мудрость заключается в признании собственного невежества путем отделения от предрассудков и ложных авторитетов. Другое качество, воспитанное через философию — это критическое мышление. В этом направлении в качестве модели используем картезианскую философию: Cogito, ergo sum. В мире, в котором молодой инженер колеблется между реальностью-иллюзией, правдой-ложью, убеждением-манипуляцией, сомнение становится единственным оружием, которое приближает его к первым и защищает его от вторых. В то же время философия способствует формированию научной концепции мира, которая с эволюционной точки зрения охватывает процесс формирования научного мышления: от физики Аристотеля до современной физики.

Философия укрепляет чувство собственного достоинства и стремление выйти за пределы своих возможностей. В качестве модели именно Эразм Роттердамский, который в своей работе «Хвала безмолвия» утверждал, что «самая достойная цель в этом мире - самосовершенствование, а худшее, с его точки зрения, это отрицание способностей, талантов и потенциала через невежество» [2]. И, наконец, что не менее важно, философия воспитывает в будущем инженере уважение к другим и дух участия, как активного гражданина общества, в котором он живет. В процессе обучения студенты имеют возможность с помощью аналогового сравнения предвидеть последствия реализации различных государственных моделей: конфуцианская модель, основанная на уважении традиций и моральных принципов; модель Легистов, основанная на принципе хорошего, но жестокого права; модель наивного коммунизма Т. Мора и Т. Кампанеллы; модель относительной тирании Макиавелли или модель верховенства закона Дж. Локка, которая вдохновила основателей американской конституции.

В стремлении знать, понимать и доминировать над природой наука становится все более загадочной и недоступной для подавляющего большинства. Но у нас есть преимущество быть наследниками целого сокровищницы философского мышления, начиная с морали Конфуция, диалектики Сократа и заканчивая экзистенциализмом М. Хайдеггера и А. Камю и астрофизической системой С. Хокинга. В результате сегодня философия возвращается. В технических университетах по всему миру, включая Технический университет Молдовы, доминирует традиция преподавания философии (такой как этика, антропология, логика, эпистемология) наряду с позитивными науками. Области философии учат студентов, как думать, а не что думать, и тогда ими невозможно будет манипулировать, как очистить свой язык от концептуальных неточностей и клише, применяя строгость логики и как решать этические дилеммы с позиции исследователя и инженера.

Таким образом, процесс обучения социально-гуманитарным наукам имеет следующие цели: воспитание личной автономии, формирование этических усмотрений, творческих способностей и интеллектуальных сил, ориентированных на исследования и инновации, и, что не менее важно, развитие профессиональных и социальных навыков. В конечном итоге, следуя достижению этих целей, мы получаем в качестве результатов: обучение и воспитание автономии студента; воспитание студенческой компетентности: определение, аргументация и активное слушание; направление будущего инженера к системе общечеловеческих ценностей для его социальной ответственности и, что не менее важно, формирование критического, творческого и рефлексивного мышления, направленного на подготовку студента в качестве инженера-исследователя и активного гражданина, адаптированного к социальным и глобальным задачам.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. – М.:Наука, 1991. – 570с.

2. Роттердамский, Э. Философские произведения. – М.:Наука, 1986. – 702с.

3. Marga, A. Introducere în filosofia contemporană. - I.:Polirom, 2002. – 420p.

 

Сведения об авторах:

Лозовану Екатерина Пантелеевна – доцент, кандидат наук, Департамент Социально-Гуманитарных Наук, Технический Университет Молдовы, Кишинев, Республика Молдова.

 

Лазарюк Кристина Викторовна – преподаватель, Департамент Социально-Гуманитарных Наук, Технический Университет Молдовы, Кишинев, Республика Молдова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: