Культура русских земель в XIII–XIV ВВ

1. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Монгольское нашествие привело к разрушению большого количества городов и гибели памятников искусства. Так, в древней столице Руси Киеве осталось не более 200 домов. В плен были уведены сотни тысяч людей, прежде всего умелых ремесленников, что привело к упадку или исчезновению сложных видов ремесла. С установлением господства Золотой Орды в русских землях, судя по косвенным данным, резко сократилось количество грамотных. На некоторое время пришли в упадок строительство, изобразительное и прикладное искусство.

53

Одним из последствий нашествия и установившейся вследствие его власти Золотой Орды стал постепенный распад единой древнерусской народности. В северо-восточных и северо-западных землях начала складываться русская народность, а на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская.

Для русского общества серьёзным испытанием также стало, по мнению В.О. Ключевского, «нравственное разорение», глубокий духовный кризис. Русский народ воспринимал нашествие и установившееся господство Орды как наказание за грехи, нестойкость в вере. Христианство утверждало, что всякая власть от Бога, следовательно, именно Господь и послал испытание.

Вопрос о влиянии на Русь Золотой Орды до сих пор является дискуссионным, но подавляющее большинство исследователей находят это влияние больше в сфере политической культуры. Меняется характер государственной власти, трансформируются взаимоотношения между князем и аристократией, формируются начала подданнической культуры.

Воздействие завоевателей на русскую культуру было существенно меньшим, чем на политическую сферу. Монголы находились на гораздо более низком уровне развития, нежели жители Руси. Историки указывают на то, что кочевой народ, не знающий оседлой жизни, не мог оказать существенного влияния на народ с развитой культурой и городами. Отсутствуют, за исключением сюжетов, признаки влияния завоевателей на русскую литературу, архитектуру, изобразительное искусство. Говорить о сколько-нибудь заметном влиянии можно в основном применительно к повседневной жизни общества. Так, прежде всего, наследием ордынцев является ям­ская почта, позволившая связать большие расстояния относительно надёжной связью. У монголов русскими были заимствованы определённые принципы организации конного строя. Изменилась одежда: длинные светлые славянские рубахи постепенно сменялись кафтанами и шароварами.

В итоге следует признать, что завоевание и установление господства Золотой Орды не прервало культурного развития русских земель, а лишь затормозило его.

2. Роль Православной церкви в формировании духовного единства русских земель. В условиях ордынской зависимости формировались тенденции духовного объединения русских земель. Особая роль в становлении духовного единства принадлежит Русской православной церкви.

54

Ордынцы, и будучи язычниками, и приняв ислам, достаточно лояльно относились к православию. Церковь была освобождена от уплаты дани, а духовенство и церковные служащие — от военной и других повинностей. Но эта лояльность не была бескорыстной. Взамен Церковь должна была молиться за новую власть, призывая русский народ к смирению.

При этом именно Православная церковь продолжала оставаться чуть ли не единственной хранительницей духовного единства русской культуры. В ситуации культурного одиночества, вынужденного противостояния чужой культуре единственное спасение народ видел в приверженности православию, его высоким нравственным идеалам. Именно в период ордынского господства начинает зарождаться идея великой миссии русского народа как защитника православной веры. Понадобится длительный срок, более ста лет, чтобы церковные иерархи встали на путь сопротивления Орде. Немалую роль в поддержании духовной сплочённости сыграл перенос митрополичьей кафедры в Москву в конце 1320-х гг. С этого времени Москва становится не только центром политическим, последовательно проводящим объединительную политику, но и духовным.

История русского православия неразрывно связана с именем знаменитого подвижника Сергия Радонежского, жившего в XIV в. и являющегося, наверное, самым почитаемым и любимым православными людьми русским святым. Его называют игуменом земли Русской. Сергий, учредив новый общежительный монастырский устав, открыл новую главу в истории Русской церкви: большин­ство русских святых конца XIV–XV в. были учениками Сергия или учениками его учеников. Они основывали новые монастыри, сыгравшие огромную роль в истории и культуре России. Вот только некоторые из них: Спасо-Андроников и Симонов монастыри в Москве; Троице-Сергиева лавра, Богоявленский Старо-Голутвин и Саввино-Сторожевский монастыри в Подмосковье; Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри на Вологодчине; Богородице-Рождественская обитель на родине Сергия в Ростове Великом, Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме.

3. Летописание и литература. С установлением господства Золотой Орды на несколько десятилетий прерывается летописание. С конца XIII в. летописи ведутся в различных политических центрах Руси, и лишь к концу XIV в. местные летописи начинают объединять в летописные своды. Например, в 1377 г. монахом Лаврентием для ростово-суздальского князя Дмитрия Константиновича был составлен свод, получивший название по имени своего создателя (Лаврентьевская летопись). На рубеже веков в стенах Ипатьевского монастыря был создан Ипатьевский свод. Особенностью летописных сводов стало помещение в его начало «Повести временных лет», благодаря чему она дошла до наших дней. Летописи этого периода богато украшены миниатюрами, например Радзивилловская летопись.

55

Первым из древнерусских писателей, откликнувшихся на страшное разорение Руси, был епископ Владимирский и Суздальский Серапион. До нас дошли удивительные «Слова» и «Поучения», написанные им после нашествия. По мнению автора, нашествие Батыя стало наказанием за грехи, ниспосланным свыше. Серапион утверждает, что спасение от бед — в единстве и твёрдости в православной вере.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает о героизме рязанцев, павших в неравной схватке с захватчиками. Трагическим пафосом проникнуто «Слово о погибели Русской земли».

Победа Дмитрия Донского над Мамаем в 1380 г. принесла в русскую литературу произведения куликовского цикла. В конце XIV в. Софоний Рязанец написал знаменитую поэму «Задонщина». Автор находился под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и сознательно подражал ему. Это неудивительно, ведь у произведений, разделённых двумя столетиями, единый идейный смысл — призыв к единению русских княжеств для спасения страны от захватчиков. Софоний называл свою поэму похвалой и жалостью. Похвала князю Дмитрию и радость победы переплетаются здесь со скорбью по погибшим воинам. Подробный рассказ о Куликовской битве содержит «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в начале XV в.

Продолжает развиваться жанр житийной литературы. Например, в конце XIII в. появляется «Житие Александра Невского», рисующее образ идеального правителя и полководца.

4. Архитектура и живопись. Последствия монгольского нашествия носили особенно разрушительный характер для каменного строительства. Увод искусных ремесленников в плен, отсутствие средств на строительство привели к его прекращению на несколько десятилетий. Лишь с конца XIII в. возобновляется каменное зодчество. В Новгороде были построены небольшие по размерам храмы, украшенные резьбой. К числу таких памятников относятся церкви Николы на Липне, Спаса на Ильине улице и Фёдора Стратилата на Ручью. К рубежу XIV–XV вв. относятся древнейшие дошедшие до нас памятники архитектуры Московской земли: Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Самое старое из сохранившихся зданий в современной черте города Москвы — Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные кремлёвские стены.

Церковь Николы на Липне в Великом Новгороде. Конец XIII в.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1374 г.

Рождественский собор Саввино-Сторожевскогомонастыря в Звенигороде. XV в.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. XV в.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в.

56

В изобразительном искусстведостигают расцвета областные художественные школы, и в первую очередь новгородская. В Новгороде в конце XIII в. работала артель Алексея Петрова, первого из известных нам русских художников, подписавшего свои произведения. Петров и художники его артели написали замечательный образ Николая Чудотворца (Никола Липенский). Новгородские художники любили многофигурные и многосюжетные композиции. Эпизоды изображения развёртывались не в глубину, а вверх и вниз по доске, создавая несколько ярусов и великолепно вписываясь в плоскость. Новгородские иконы отличаются декоративностью и красочностью. К числу лучших произведений новгородской иконописи относятся, например, «Битва суздальцев с новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победоносец» и т.д. Помимо икон новгородская школа представлена фресками. Замечательные произведения фресковой живописи второй половины XIV в. сохранились в храме Успения на Волотовом поле, в Михайловской церкви Сковородского монастыря.

На рубеже XIV–XV вв. в Новгороде работал великий иконописец византийского поисхождения Феофан Грек. По заказу новгородцев им была создана фреска Страшного суда в церкви Спаса на Ильине улице. Художественной манере Феофана Грека свойствен короткий и выразительный мазок и суровый колорит красок, зрителя поражает драматизм и выразительность созданных художником образов. Традиционно авторству Феофана Грека приписывают икону Дон­ской Божьей Матери. В начале 1390-х гг. Феофан совместно с Прохором из Городца и Андреем Рублёвым расписал церковь Благовещения в Москве.

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась московская художественная школа, к которой относится творчество величайшего русского иконописца Андрея Рублёва. Самое знаменитое произведение Рублёва — икона «Троица», написанная в память о Сергии Радонежском, чей образ был неразрывно связан с идеей единства Руси. Икона изображает рассказ Ветхого Завета о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трёх путников-ангелов. Передавая библейский сюжет, византийские художники изображали Авраама и Сару, пышный стол, уставленный всевозможными яствами. Художник максимально упростил композицию, полностью избавив её от бытовых подробностей. В трёх изображённых на иконе ангелах иконописец воплотил богословское учение о Святой Троице. Чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая палитра произведения мягка и гармонична. Считается, что Рублёв брал свои краски «из окружающей его природы с её белыми берёзами, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими лепестками». Кисти Андрея Рублёва принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. От творчества великого художника сохранился и памятник монументальной фрески Успенского собора во Владимире, созданный вместе с Даниилом Чёрным.

 

ИЗ ТРОИЦКОЙ ЛЕТОПИСИ

И монастырь, собрав отовсюду средства, по воле и при помощи всемогущего Бога воздвиг церковь прекрасную на похвалу своему отцу, основателю монастыря преподобному Сергию. <…> Однако, видя, что она не украшена росписью, болели душевно и хотели всячески её украсить. <…> Однако некоторые из братии запрещали это делать по причине прискорбной скудости. Но преподобный Никон, охваченный великим желанием, упорный в том, чтобы увидеть своими очами церковь законченной и росписью украшенной, собрал вскоре живописцев, людей очень известных. Всех же превосходили в совершенной добродетели Даниил Чёрный и Андрей Рублёв и некоторые другие вместе с ними. Они спешно делали своё дело. С помощью же Бога, чтобы окончить дело преподобного, они занимались им усердно и украсили церковь различными чудными росписями, могущими удивить всех её видящих и ныне.

1. О каком преподобном Сергии идёт речь? Какое из его деяний стало главным в борьбе с Золотой Ордой?

2. Как летописец характеризует деятельность Даниила Чёрного и Андрея Рублёва?

3. Какие ещё произведения Андрея Рублёва вы можете назвать?

1. Охарактеризуйте ордынское влияние на культуру и повседневную жизнь в русских землях. Что вы думаете о степени этого влияния? В какой сфере социальной жизни оно оказалось наибольшим и почему?

58

2. Какую роль играла Православная церковь в объединении русских земель?

3. В чём заключалась специфика летописания в этот период?

4. Какая идея нашла своё отражение в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: