Франц Шуберт (1797-1828)

Романтизм – новое направление в европейском искусстве, которое в начале XIX века пришло на смену классицизму. Эпоха Просвещения (XVIII век), провозглашавшая могущество Разума как ведущей силы на пути к благоденствию человечества в мире Свободы, Равенства и Братства, идейно подготовила французскую буржуазную революцию 1789 года. Однако реальные результаты переворота не только не совпадали с его благородными целями, но оказались жестокими и безжалостно антигуманными. Воцарилась циничная власть денег, стремление к наживе любым, самым неприглядным путем, презрение к тем, кто живет духовными интересами. Мечты прогрессивных людей на справедливое переустройство общества не осуществились, надежды на торжество Разума рухнули. Особенно остро и болезненно переживала эту ситуацию молодежь, у которой преобладали настроения разочарования и тоски.

Художественное течение, которое вскоре получило название романтизм, возникло как отражение сложной, противоречивой атмосферы того времени. Утратив веру в безупречность Разума, романтики предпочитают ему Чувство как наиболее ценное качество человеческой личности. Крылатую фразу Шумана можно считать полемически заостренным девизом романтизма: “ Разум может ошибаться, чувство - никогда!”

Для романтического искусства характерно отражение внутренней жизни человека, воплощение лирико-психологических образов, повышенная эмоциональная выразительность; его герой - человек чуткий и тонкий. Он чувствует себя чужим в грубом мире прагматичных интересов, поэтому для романтиков так характерна тема духовного одиночества, непонятости, замкнутости, а отсюда - мотивы странствий, скитаний, постоянного стремления к недостижимому идеалу. От обыденности романтический герой бежит и в весьма далекую историческую эпоху - Средневековье с его иллюзорно возвышенными идеалами. Красота природы, тонкие поэтические зарисовки горных пейзажей, многообразие водной стихии, живой, манящий мир также захватывает воображение тонкой поэтической души.

Конфликт между богатым, утонченным внутренним миром героя и окружающей его серой бездуховной действительностью порождает страстный протест, а порой горькую иронию и даже сарказм.

Романтическое искусство отличает повышенный интерес к национальной культуре, причем не только к отечественной. Особенно любимы романтиками сюжеты, в основе которых лежат народные предания, легенды, саги, т.к. яркий многоцветный фантастический мир был для них отдушиной в скучной обыденности.

Сами романтики считали, что, в силу своей открытой эмоциональности, среди всех видов искусств именно музыка в наибольшей степени выражает эстетические устремления эпохи. Любовная лирика, душевные страдания, возвышенные порывы получили особенно яркое воплощение в творчестве композиторов-романтиков. Ведущими жанрами стали песня (Lied) и танец (лендлер, вальс, мазурка, полонез), выросшие из бытового музицирования и опоэтизировавшего его. Эти жанры принесли с собой и соответствующий интонационный мир, ладогармонические, метро-ритмические и фактурные особенности. Кроме танцевальных, появляются и другие инструментальные миниатюры - ноктюрны, экспромты, музыкальные моменты, песни без слов, баллады. При этом, вокальные и фортепианные произведения часто объединяются в циклы, в которых либо есть сюжетная линия, либо показаны различные оттенки одного настроения, либо выразительные возможности одного жанра.

Развитие романтизма охватило почти весь XIX век и привело к возникновению принципиально новых жанров и форм. Последующие этапы эволюции будут во многом отличаться от раннего романтизма начала века, но основные черты - яркая эмоциональность, искренность художника, живописная красочность и смелость творческих решений неотразимо привлекают в этом искусстве всегда.

 

Знакомство с романтической музыкой начинается с творчества Франца Шуберта (1797-1828), которого можно назвать одним из первых представителей романтизма. Мир музыки Шуберта - нежный и светлый, печальный и трогательный, драматичный и страстный. В нем сочетается почти детская чистота и наивность с поразительной (не по возрасту!) мудростью, а неодолимая жажда любви и душевного тепла наталкивается на равнодушие и враждебность.

Ведущим жанром в творчестве композитора становится песня. Именно Шуберт сделал песню равноправной в ряду других важнейших жанров музыкального искусства. Он сочинил более семидесяти песен на стихи И. Гёте и более пятидесяти на тексты И.Ф. Шиллера, а завершил свой путь песнями на стихи А.Ф. Шлегеля, Г. Гейне, Л. Рельштаба. Основная тема - «лирическая исповедь» в многоликости своего проявления: грусть любовной тоски и предчувствие трагической разлуки («Маргарита за прялкой», пример 15), грезы влюбленного («Серенада», пример 19), чувство одиночества, доходящее до отчаяния («Двойник», пример 18).

Песни композитора (более 600) всегда покоряют своей мелодической простотой и вместе с тем особой выразительностью. Во многом это связано с влиянием на мелодический стиль Шуберта национального фольклора и городской песенно-танцевальной музыки Вены. Новым в песнях Шуберта является и более тесное, чем прежде, взаимодействие музыки и поэзии: музыкальная интонация приближается к слову, она становится более детализированной и гибкой. Особая роль в песнях композитора принадлежит партии фортепиано, которая выполняет не только аккомпанирующую функцию, но и раскрывает внутренний смысл слов и обогащает вокальную мелодию. Например, в песне «Форель» (1817) (пример 16) именно фортепиано создает атмосферу радости, света и «почти ощутимого всплеска воды» (5, стр.218).

Первые выдающиеся песни были написаны Шубертом на стихи Гёте - «Маргарита за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1815). «Маргарита за прялкой» представляет собой драматическую сцену. В ней чутко передана смена душевных состояний Маргариты: мы слышим и горестно никнущие интонации, и восторженные восклицания. Каждая строфа начинается одинаково, а далее этот материал вариационно развивается в зависимости от содержания. Мелодию песни можно назвать классическим примером шубертовского тематизма: интонационно выразительная, с паузами, подобными вздоху, мелодическая линия максимально приближена к человеческой речи. Изобразительные функции возложены на партию фортепиано: однообразное гудение прялки передано через непрерывное «кругообразное» движение шестнадцатых.

Другим ярким вокальным сочинением на текст Гете является баллада «Лесной царь» (пример 17). Жанр баллады, повествовательный по своей сути, корнями уходящий в далекое средневековье, становится характерным именно в эпоху романтизма. Баллады обычно были связаны с фантастическими, часто страшными сюжетами и имели свободную композицию, подчиненную развитию сюжета. В музыке максимально выразительно переданы различные грани человеческой речи. Так, например, фразы рассказчика представляют собой драматическую декламацию; для прямой речи ребенка характерны хроматические интонации, речитативные обороты, напряженная тесситура, передающие чувство ужаса. Ответы отца, успокаивающего сына, напротив, опираются на закругленные диатонические обороты. Разнообразна речь лесного царя: то манящая, плавная, красивая, то угрожающе жесткая. Начинается баллада фортепианным вступлением: постоянные репетиции триолями в октавном и аккордовом изложении как бы передают непрерывный стук копыт коня и, в то же время, создают ощущение тревоги и напряжения. Этот музыкальный материал объединяет все разделы баллады.

Трагические образы Шуберта достигают еще большей выразительности в последних песнях на стихи Гейне. Ярким образцом является песня «Двойник» ( 1828 год) (пример 18). Предельно напряженная декламационная мелодия отражает всю глубину безнадежности человека. Краткий мрачный мотив фортепианной партии является основой музыкальной ткани всего романса, приближаясь к принципу «остинатного баса». Самый драматичный, кульминационный момент решен композитором смело с точки зрения гармонического языка: он основан на цепи неожиданно модулирующих аккордов. Данная песня вместе с тринадцатью другими, написанными на тексты И. Зайдля и Рельштаба, входит в посмертный сборник «Лебединая песнь», в том числе, полная свежести и юношеской жажды любви «Серенада» и«Приют» (примеры 19, 20) с его беспокойством и мятежностью, свойственными для романтизма.

Кроме отдельных песен, Шубертом написано два вокальных цикла на стихи Вильгельма Мюллера: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Песни цикла «Прекрасная мельничиха» (1823 год) связывает единый сюжет - история несчастной любви юноши к прекрасной мельничихе, дочери хозяина мельницы. Герой, вначале радостно взирающий на мир, к концу цикла расстается с надеждами на счастье и погружается в мир печали и забвения.

Сюжет цикла, как и его музыкальный язык, прежде всего мелодика, близок к немецкой и австрийской песенности («В путь» и «Куда?», примеры 1, 2), хотя прямых цитат здесь нет. Характерным для народно-песенного творчества является и простое куплетное строение большинства песен, хотя в цикле встречаются номера и сквозного, свободного развития. Так, например, «Любопытство» (пример 3) - песня, содержащая два относительно самостоятельных раздела, отличающихся размером, темпом и фактурой. Музыка второго раздела передает глубокое погружение героя в свои переживания, борьбу в его душе надежды и сомнений.

20 песен цикла составляют как бы два раздела. Первая песня - «В путь» (пример 1) и последняя - «Колыбельная ручья» (пример 9), выполняют роль своеобразного вступления и заключения. В первом разделе господствуют светлые образы. Герой пылко любит прекрасную девушку, он исполнен надежд, и, вместе с этим, сомневается, найдет ли он взаимность («Любопытство», пример 3). Кульминацией первого раздела является песня «Моя!» (пример 4) - открытое выражение радости и восторга. Выразительные средства - подвижный и упругий пританцовывающий ритм, размашистый мелодический рисунок, передают ликование счастливого юноши.

Перелом в развитии действия - песня «Охотник» (пример 5), в которой появляется новый персонаж - соперник, вызывающий у героя крайнюю тревогу и беспокойство. В этой песне слышны характерные приемы так называемой «охотничьей музыки»: быстрый темп, размер 6/8, мелодическое движение по квартам, квинтам, звукам трезвучия, ходы параллельными секстаккордами в партии фортепиано.

Во втором разделе цикла «негативные» образы представлены разнообразно: страстный протест, острые страдания, трогательные жалобы. Драматическому порыву песни «Ревность и гордость» (пример 6) противостоит глубокая скорбь песни «Любимый цвет» (пример 7). В ней композитор использует характерный прием - сочетание минора с одноименным мажором, который еще больше оттеняет господствующее тяжелое настроение (7, стр.146-148).

Особый план цикла составляет отражение в музыке окружающей обстановки и природы. В ряде песен как бы слышны звуки мельницы с характерным стуком колес и шумом воды («В путь», пример 1). Ручей является вторым главным персонажем цикла. Юноша постоянно обращается к нему как к верному другу, он одухотворяет ручей («Ревность и гордость», пример 6) и это находит свое отражение прежде всего в партии фортепиано, которая создает «природный фон» то светлый, бурлящий, энергичный («Куда?», пример 2), то порывистый и тревожный. Но в предпоследней песне цикла - «Мельник и ручей» (пример 8) слово ручью предоставлено в вокальной партии, контрастирующей печальному облику основной темы: музыка звучит в мажоре, оживляется, расширяется мелодический диапазон, появляется светлый колорит. Заключительная песня («Колыбельная песня ручья», пример 9) тоже «вложена в уста ручья». Она выдержана в утешающих, примиренных тонах, звучит в мажоре, тихо, светло, с оттенком мягкой грусти.

Цикл «Зимний путь» (1827), состоящий из 24-х песен, воплощает трагедию духовного одиночества. Тоска, безнадежность, мрак - вот краски, которыми он окрашен. Его герой, совершающий свой бесцельный путь, одинокий скиталец, отвергнутый и отчаявшийся найти понимание в чужом для него мещанском мире. Песня «Спокойно спи» (пример 10) является своеобразным прологом цикла. Пронизывающий музыку остинатный ритм шага ассоциируется с образом печально уходящего путника. Широкая по диапазону мелодия имеет выразительный ниспадающий рисунок. Безрадостное чувство усугубляется многократным повторением куплетов, последний из которых (он написан в мажоре) вносит момент душевного просветления. Изображение природы в цикле также насыщено мрачными красками. В песне «Липа» (пример 11) одиноко стоящее у входа в город дерево, терзаемое жестокими порывами ветра, противопоставляется летней мирной идиллии, олицетворяя романтический контраст между мечтами человека и действительностью, прошлым и настоящим. Песня обрамлена фортепианным вступлением и заключением, которые создают эмоциональную атмосферу произведения, а также выполняют изобразительную функцию. Каждая строфа песни развивает основную тему в соответствии с текстом: мажор сменяется минорным ладом, усиливается гармоническая неустойчивость, появляются хроматизмы, а вокальная партия насыщается речитативными элементами.

Переломным моментом в цикле является песня «Весенний сон» (пример 12). В ней резким диссонансом друг другу звучат три контрастных эпизода. Первый олицетворяет сладкий сон, мечту. Во втором в этот прекрасный сон врывается жестокий мир, жизненная правда. И в третьем эпизоде заложен печальный философский вывод песни. С этого момента трагизм в цикле неуклонно нарастает. Все больше песен проникнуто безнадежностью. Например, черный ворон («Ворон», пример 13) - предвестник смерти, кажется герою единственным символом верности. А образ нищего старика-шарманщика («Шарманщик», пример 14) трактуется как олицетворение судьбы самого композитора.

Фортепианная миниатюра была значительным жанром в творчестве Шуберта. Основой его фортепианных пьес было бытовое домашнее музицирование. И если вначале из-под пера композитора появляются преимущественно вальсы, лендлеры, марши, полонезы, то к концу творческого пути Шуберт создал новые жанры романтической фортепианной миниатюры - «Экспромты» и «Музыкальные моменты» (1827). В каждом произведении запечатлен какой-то один миг богатой внутренней жизни музыканта. Напевность, выразительность, теплая лиричность мелодического голоса роднят эти пьесы с вокальными мелодиями Шуберта. Композитор нашел своеобразные «фортепианно-этюдные» приемы (В. Конен), обладающие художественно-выразительным смыслом, на которых строятся произведения или их крупные разделы (Музыкальный момент №1 C-dur, пример 23). В большинстве миниатюр присутствует характерная ритмическая формула, связанная с определенным бытовым танцем: вальсом, маршем, полькой (Музыкальный момент №3 f-moll, пример 24).

Фортепианные сонаты, которые Шуберт сочинял с 1815 года, также отличаются образным богатством. В них сочетается удивительно тонкая лирика с неожиданными вспышками драматизма, созерцательными или жанровыми эпизодами. Особенностью многих сонат Шуберта является обилие песенного тематизма и свободное импровизационное изложение материала с частыми отступлениями от основной линии развития. Соната A-dur Ор. 120 - чудесный образец проникновенного песенного тематизма (Iч., тема ГП). Необычна для сонатных тем классицизма замкнутая структура ГП (простая трехчастная форма), отражающая иную - песенную основу тематизма. Св.П отсутствует, а ПП и ЗП воспринимаются скорее как дополнение, нежели новый контрастный материал (пример 25). Характерной особенностью II части сонаты является вариационное развитие основной темы - один из излюбленных приемов Шуберта в сонатно-симфонических циклах (пример 26). Музыка III части наполнена танцевально-жанровым тематизмом (пример 27).

Еще одной важной сферой, в которой раскрылся романтический гений Шуберта, была симфоническая музыка. Его ранние произведения еще близки по стилю и по трактовке цикла к венской классической школе. Но постепенно новые лирические образы и соответствующие им выразительные средства изменяют трактовку симфонии как монументального циклического произведения. В 1822 году была создана Восьмая, «Неоконченная» симфония h-moll, состоящая всего из двух частей. Найденная лишь в 1868 году, она была расценена как незавершенная, из-за чего и получила своё название. В дальнейшем отступление от традиционной четырехчастности симфонического цикла станет особенностью романтического симфонизма. Содержание «Неоконченной» симфонии типично для романтизма: в ней господствуют задумчивая поэтическая атмосфера и углубленное лирическое настроение, на смену которым приходят душевное смятение, порыв, драматическая напряженность.

Между темами главной и побочной партий и в I-й, и во II-й частях нет резких конфликтов, они проникнуты песенными, «речевыми», (Iч., тема вступления, Побочная партия, пример 21) и романсовыми интонациями (Iч., Главная партия, темы IIч.). В экспозициях обеих частей нет динамических связующих эпизодов и тональных противопоставлений, типичных для венских классиков. Тональное соотношение между партиями не традиционное, а терцовое, создающее красивый колористический эффект. Красочность проявляется также в оркестровом звучании (деревянные духовые - как солирующие инструменты, низкие регистры струнных, оркестровые pianissimo, «педальные» эффекты, эффект «фортепианного» вступления перед каждой темой). Интересна по своему строению II часть (пример 22). Она представляет собой сонатную форму без разработки, в которой преобладают приемы вариационного развития. Подобный синтез особенностей различных форм станет характерным в дальнейшем для творчества более поздних романтиков.

 

Автор текста – С.О.Вышегородцева
Редактор – Заслуженный работник культуры РФ З.В.Гуменюк

 


Рекомендуемая литература.

 

1. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3

2. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М., 1985

3. Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983

4. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997

5. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.3

6. Хохлов Ю. Песни Шуберта. М., 1987

7. Хохлов Ю. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. М., 2002

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: