Музыкальное искусство 6-А класс
Тема урока: Музыка Шуберта-голос сердца.
Цель урока: познакомить с творчеством Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня я хочу, наш урок посвятить творчеству Францу Шуберту.
Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков.
Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц, которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того, у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое.
|
|
Для того, чтобы заниматься любимым делом Шуберт был вынужден порвать со своим отцом. Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, при императорском дворце его не знали, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. И эта музыка рождалась в нём постоянно. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».
Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В течение 4-х лет он жил поочерёдно то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты. Молодые люди, читали, беседовали, музицировали, исполняли произведения Шуберта. В связи с этим эти вечера получили названия «шубертиад».
Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.
|
|
Я хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги Шорникова «Музыкальная литература».
Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:
· Нотные линейки для Шуберта!
Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.
Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.
Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.
У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.
С одним из таких произведений написанных Шубертом в 18-летнем возрасте на стихи Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».
Знаком ли вам такой жанр?
Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики
А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. (понятия записать в тетрадь)
Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
В балладе 4 действующих лица.
А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.
Охарактеризуем темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными
Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация,сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.
Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.
Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
Настало время провести музыкальный анализ произведения.
(переписать в тетрадь)
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика - от РР до FFF
Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)
Размер – 4/4
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический.
Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.
Ну, а сейчас мы с вами отправляемся в картинную галерею. Попробуем найти в картинах образы, которые по своей сути созвучны произведению Шуберта «Лесной царь». (М. Воробьёв «Дуб, раздробленный молнией», К. Богаевский «Классический пейзаж», К. Коро «Порыв ветра», Кох «Горный пейзаж»).
|
|
Сравним язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический напряжённый образ?
Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.
ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
Домашнее задание:
Новые понятия записать в тетрадь