Информация о древнеегипетских сфинксах в Санкт-Петербурге

Скульптура и живопись Древнего Египта.

Среднее царство (21-18 вв. до н.э.).

В эпоху Среднего Царства в скульптуре проступают реалистические черты, повышается внимание к индивидуальным чертам. Скульптуры фараонов начали устанавливать в храмах наряду с божествами под открытым небом. Такие статуи были посвящены богам и служили для прославления живых владык Египта. Статуи фараонов Сенусерта III, Аменемхета III - точные черты лица и характер изображаемого. В мелкой пластике эпохи Среднего царства в фигурах слуг и даже богов много конкретных, реалистических черт. Изготавливали фигурки из дерева, фаянса (писцы, лодочники).

В оформлении интерьеров эпохи Среднего царства наряду с раскрашенными рельефами значительное место уже отводится росписям. В предыдущую эпоху Древнего царства росписи подчинялись рельефам, являясь их расцветкой, в Среднем царстве начали играть самостоятельную роль. Широкое распространение росписи было связано с тем, что известняковые скалы, используемые в Среднем царстве, были мягкие, не пригодные к рельефу. Кроме того, исполнение росписи обходилось дешевле и занимало меньше времени. В живописи распространяется темпера. Гробницы расписаны цветными рисунками на оштукатуренной стене. Росписи характеризуются лаконичностью силуэтов, обобщенным и декоративным решением объема. Большинство сюжетов традиционны: жертвоприношения умершему, сцены из повседневной жизни людей – охота, земледельческие работы, пастухи со стадами. Тонко рисовали растения и животных не с натуры, а по памяти. Все росписи обладали поразительной композиционной завершенностью, которая оставалась неизменной. Это построчное изображение, совмещение разных точек зрения на фигуру или предмет.

Новое царство (16-11 вв. до н.э.).

В эпоху Нового Царства расцвет скульптуры и живописи. Рельефы и роспись насыщены динамикой (мчащиеся колесницы, бег добычи от стрел охотников, скачущие кони). Изображение окружающего мира, быта, знати, охота, пиры). Усложняется композиция, разнообразнее движение фигур, богаче колорит (розовато-фиолетовые, золотистые, голубые). Главную роль играют фиванские мастера, они украшают храмы статуями, рельефами и настенными росписями. В росписях привлекают внимание детали, изысканность, показаны одежды, прически. Круглая скульптура изменяется. Тела более гибкие, пластичные. Исчезла условность в передаче цвета при окраске человеческого тела. В Амарнский период – правление фараона Эхнатона,  появились новые веяния. Эхнатон провел религиозную реформу, т.е. запрет старых богов и замена их богом Солнца Атоном. В искусстве отход от канонов. Рельефы и живописные полотна из дворца фараона изображают его, его жену Нефертити и их детей, их фигуры свободны и естественны. В искусстве впервые появляется пейзаж, прославляется красота природы. Художественное ремесло этого периода широко и ярко представлено изделиями, найденными в гробнице фараона Тутанхамона, приемника Эхнатона. Кровати, кресла, сундуки и ларцы, кубок и светильник в виде лотосов, жезлы, ожерелья, перстни и другие предметы отличаются изысканной красотой каждого материала. Этот период продлился 25 лет. Потом вернулись прежние традиции.

Письменность и литература. В Древнем Царстве возникла письменность (иероглифическая). Было скорописное (жреческое) письмо и курсивное. Материал для письма был камень и папирус. Письмо считалось искусством. Некоторые ученые полагают, что из египетской письменности возник финикийский алфавит, из него греческий, далее латинский. Египетская литература древнейшая в мире. В Древнем Царстве - жанры: сказки, повести, гимны, мифы, биографии. В Среднем Царстве расцвет литературы. Черты: образный язык, яркие метафоры, художественное богатство. «Сказка о правде и кривде». Особое место занимала религиозная литература: «Книга мертвых», «Тексты пирамид». После завоевания Египта Александром Македонским египетское искусство постепенно сливалось с эллинистическим. Был основан город Александрия где царствовала последняя египетская династия фараонов греко-македонского происхождения. Но традиции Египта столь сильны, что все завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах, с жестами древних фараонов. Элементы орнаментики, символика, скульптура Древнего Египта широко применялись на территории Римской империи. Оказало большое влияние на персидское и греческое искусство и искусство Нового времени.

ОСОБЕННОСТИ: культура Египта тесно связана с религией и заупокойным культом. Искусство основывалось на идее вечной жизни. Характерные черты: неизменность форм, каноничность, монументальность, декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства – архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, прикладное искусства.

 

Информация о древнеегипетских сфинксах в Санкт-Петербурге.

Университетскую набережную Невы у величественного здания Академии художеств украшают две необычные скульптуры - торжественные и печальные египетские сфинксы, изваянные из красного полированного гранита.

История петербургских сфинксов удивительна. В 1820 году греческий историк, живший в Египте, начал раскопки возле древних Фив и обнаружил две прекрасные скульптуры сфинксов. Поскольку раскопки велись на деньги английского консула в Египте, тот потребовал, чтобы сфинксы стали его собственностью. Одного из сфинксов консул отправил в Александрию, надеясь выгодно продать. Удивительная находка попалась на глаза русскому путешественнику, будущему писателю Андрею Муравьеву. Сфинкс так понравился Муравьеву, что он решил купить обоих сфинксов для России. Но чтобы найти нужную для покупки сумму, пришлось вести долгую переписку сначала с русским послом в Константинополе, а затем ждать личного разрешения Николая I. За это время сфинксов уже выторговали французы. Но, в конце концов, Муравьеву повезло: Франция неожиданно отказалась от покупки, и сфинксов купили для России.

Теперь появилась новая проблема: как доставить ценный груз в Петербург? Ведь вес скульптур составлял 46 тонн, и не каждое судно могло их перевезти. Даже для того, чтобы их погрузить, пришлось соорудить специальную плавучую пристань с подъемным краном из пальмовых бревен. В конце концов, за сфинксами пришел специальный корабль, в котором, чтобы разместить ценный груз, пришлось даже выпилить часть балок палубы и межпалубных перекрытий. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Второго сфинкса погрузили благополучно, а затем обе громадные каменные фигуры закрепили бревнами, словно посадили в клетку, чтобы в пути по морю скульптуры не упали во время качки. В отдельных ящиках ехали гранитные короны сфинксов и кусок гранита, купленный специально для того, чтобы исправить повреждения.

Сфинксы плыли почти год - сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море, и, наконец, в 1832 году прибыли в Петербург. Их решили установить на набережной Невы перед зданием Академии художеств. Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны.

На постаментах высекли надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году". Если присмотреться, то на основании фигур можно рассмотреть еще и высеченные иероглифы. Перевод этой надписи сообщает всем, что сфинксы изображают фараона Аменхотепа III.

Тысячелетние египетские сфинксы удивительно быстро "сроднились" с Петербургом. Кажется, что их бесстрастные лица созвучны неяркой северной природе, строгому и торжественному облику Санкт-Петербурга. Невских сфинксов не раз писали русские художники, воспевали поэты. Всякий раз хочется внимательнее вглядеться в лица этих удивительных каменных существ, словно они знают об этом мире и об этой жизни что-то такое, чего никогда не постичь людям.

 

Вопросы:

 

1. Какие сцены обычно изображали в рельефе и росписи?

2. Как изменилась скульптура и живопись времени Нового царства?

3. Какую реформу провел фараон Эхнатон?

4. В гробнице какого фараона было найдено много предметов художественного ремесла?

5. Кто завоевал Египет в поздний период?

6. В какой период появилась древнеегипетская письменность и как она называлась?

7. Где расположены египетские сфинксы в Санкт-Петербурге?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: