Обри Винсент Бёрдслей (1872-1898) (Бёрдсли)

Эктор Гимар (1867-1942)

Французский архитектор

Представитель флорального модернизма, создатель стиля «метро» в архитектуре.

Отличительные черты: изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорчатость, асимметрия, нарушение естественных пропорций.

«Природа – это величайший архитектор, а она не производит ничего параллельного и ничего симметричного»

Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров.

Современники: Критики:
- «Удар бича» - «Гибкость и упругость, способные передать ток рвущейся из глубин энергии…» - «новый сладкий стиль» - «стиль томной лапши» - «стиль ленточных червей»

В основе оригинальной и яркой эстетики модерна:

Идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, графике, живописи и дизайне.

Универсальность мастеров (умели делать практически все).

Функциональность (ориентированность на использование и применение в быту) «искусство для всех». (Появляются новые экономичные материалы: стекло, бетон, металл).

Хенри ван де Велде (1863-1957)

Бельгийский архитектор, живописец и дизайнер

Особняк Блюменвёрф в пригороде Брюсселя (от замысла проекта до продуманного интерьера, включая мебель, ковры, светильники, посуду и т.д.

Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства:

- живопись

- скульптура

- архитектура

- реклама

- фотография

- книжные иллюстрации

- витражи

- музыка

- театр

- предметы современного быта (мебель, посуда, обои, ткани), мода

Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека

Модерн в разных странах:

  • «Ар-нуво» - Франция и Бельгия
  • «Югендштиль» - Германия
  • «Сецессион» - Австрия
  • «Модерн стайл» - Англия
  • «Либерти» - Италия
  • «Модерниссимо» - Испания
  • «Тиффани» - США
  • «Модерн» - Россия

МОДЕРН В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Густав Климт (1862-1918) (1945г. – картины уничтожены пожаром)

австрийский живописец, график и книжный иллюстратор.

Художественная концепция:

Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм. Аллегорические композиции – образы стилизованы, декоративны.

Живописная манера:

- филигранный рисунок

- ощущение объемности пространства

- нежный колорит: бледно-голубые, зеленые и желтые тона

- золотой и серебряный фон картин во многом напоминает византийские мозаики. «Поцелуй»

Одно из самых совершенных произведений художника.

На возвышении, усыпанном цветами, на фоне старинного потемневшего золота изображены два юных существа, слившихся в поцелуе. Ткани одежды, расцвеченные по желтому фону спиралями, кругами, овалами, подчеркивают неопределенность их очертаний - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность.

Стилистика модерна наиболее отчетливо проявила себя в искусстве графики. Никогда еще не было такого количества рекламных плакатов, театральных афиш, книжных иллюстраций, созданных первоклассными художниками. А. де Тулуз-Лотрек (Франция), О. Бёрдсли (Великобритания), А.Муха (Чехия), художники «Мира искусства» (Россия) определили основные направления в развитии этого вида искусства.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Французский художник, график. (Проблемы со здоровьем – ноги 70 см, не росли)

Художественная концепция:

Его рекламные плакаты и афиши запечатлели певцов и танцовщиц, акробатов и клоунов, посетителей маленьких ночных кабаре на улице Монмартр в Париже.

Живописная манера:

- резкая, динамичная линия

- неожиданные ракурсы силуэтов фигур

- контрастность ярких цветовых пятен

- орнаментальность поверхности

Тулуз-Лотрек сумел создать свой особый выразительный язык, поднять рекламу до уровня высокого художественного творчества.

Афиша для танцевального зала «Мулен-Руж»

Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью.

Альфонс Мария Муха (1860-1939)

Чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

Художественная концепция:

Изображения загадочных и томных, элегантных и величавых женщин с распущенными волосами, волнообразно ниспадающими длинными одеяниями на декоративно-цветочном фоне – основные сюжеты произведений мастера. Никто, как он, не сумел передать образно романтическую женственность искусства модерн.

Живописная манера:

- изысканный рисунок

- экзотический орнамент в восточном или испано-мавританском стиле

«Афиша к спектаклю с участием Сары Бернар» (афиши для известной актрисы Сары Бернар прославили его имя. Для своих произведений он неизменно выбирал вертикальный формат, в котором четко прочерчивал контурной линией силуэт в роскошном одеянии).

Славянский эпос:

«Славяне на исконной Родине»: между туранским кнутом и готским мечом.. 1912

Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха.

После захвата Праги в марте 1939 гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939.

Обри Винсент Бёрдслей (1872-1898) (Бёрдсли)

Английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, "гений миниатюры", крупнейший мастер стиля модерн, один из виднейших представителей английского эстетизма, (Меломан и библиофил. Всё делал с позиции эстета)

Художественная концепция:

Творчество Бёрдслея было интеллектуально в своей основе, важнейшим источником творчества мастера была литература (он и сам был автором утонченной прозы и поэзии). Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы. Бердслей так же, как и прерафаэлиты (искали красоту в Средневековом творчестве), был увлечен искусством средневековой книги.

Живописная манера:

- мастерски виртуозная линия

- черные и белые пятна силуэтов

- гротеск и парадокс — спутники графики Бёрдслея.

Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. В своих произведениях он мастерски соединил черты

- греческой вазописи,

- японской гравюры и

- французского рококо.

Особую известность двадцатилетнему художнику принесли иллюстрации к пьесе английского писателя Оскара Уайльда (1854—1900) «Саломея».

Николай Евреинов: «… Это был…наикрасивейший скандал в мировой истории искусства…»

Под пером Оскара Уайльда история Саломеи превратилась в драму больших страстей. Интерес к этому произведению был подогрет сценической постановкой с участием гениальной Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923).

Пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была истинным подарком Бердслею. Наряды, интрига, дьявольские характеры. Всего несколько иллюстраций, оформление титульного листа, изображение основных действующих лиц, самых ярких сцен.

«Туалет Саломеи» – это торжество черно-белых овалов, тончайшие кружева, стройная фигура, надменное, полное самолюбования выражение лица.

«Павлинье платье» и «Черный капот». В павлиньем черно-белом платье и павлиньем венке Саломея, как огромная черная птица с распластавшимися крыльями и высверком белого плиссированного платья из-под капота, резвится, сидя на пуфике и дирижируя оркестром.

«Глаза Ирода» – надменный, пресытившийся взгляд зверя еще горит желанием власти.

«Иоанн Креститель и Саломея» – встреча антиподов. Высокий, в черном, с гривой черных волос Иоанн Креститель с гневно упрекающим выражением лица. Саломея в роскошных, геометрически расчерченных одеждах, с обнаженной грудью, в рогатом чепце, как кошка, шипит на Иоанна Крестителя.

«Кульминация». Белая фигура Саломеи с дьявольскими чёрными волосами в полупрыжке-полуполете несет отрезанную еще кровоточащую голову Иоанна Крестителя.

«Награда танцовщице» – Саломея в черном держит одной рукой кровавое блюдо, другой отводит волосы от лица Иоанна Крестителя, зло всматриваясь: так вот ты какой!

Николай Евреинов: «… Это был…наикрасивейший скандал в мировой истории искусства…»

В «Саломее» Бёрдслея лежат истоки декаданса, игравшего столь видную роль в жизни общества начала ХХ столетия, в том числе в России.

Декаде́нтство, также декаданс (фр. décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма..

Выводы:

Открытие стиля Бёрдслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов.

Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX—XX вв. Наиболее крупные из них — Константин Сомов и Лев Бакст

Именно Обри Бердслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бёрдслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: