Цели и задачи проекта

Информационные технологии разработки проекта.

Учеба - это труд. Хорошо учиться в школе, означает трудиться много и самое главное - регулярно, или, как говорят, «в системе». Трудиться систематически в 12-17 лет очень трудно. Чтобы увлечь своим предметом, достичь с учениками высоких результатов, нужно хорошо знать и понимать того, кого ты учишь, понять, что им движет, каковы мотивы его поступков, какие цели он себе поставил, и делать это надо искренне.

Самому важному нельзя обучить, можно только научиться. Но для этого у учащегося должен быть интерес. И тогда в полный рост встает главная педагогическая проблема: а как «зажечь»?  Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Сегодня перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей учащихся по разным предметам; снижение перегрузки учащихся.

Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни.

Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических

подходов и технологий. Сегодня в центре внимания педагогов находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.

· Во-первых, это преимущество в том, что организация обучения ориентирована на личность обучаемого.

· Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

· В-третьих, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя.

· В-четвертых, изменяется роль учителя. Учитель – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

Методика работы над проектом включает в себя четыре этапа:

· планирование работы над проектом;

· аналитический этап;

· этап обобщения;

· этап презентации полученных результатов работы над проектом.

Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно, (учитель может выступать в роли консультанта).

Можно выделить несколько типов проектов:

· по числу учащихся - индивидуальный, парный, групповой;

· по доминирующему методу - игровой, исследовательский, творческий;

· по предметным областям - межпредметный, монопредметный,

 надпредметный;

· по продолжительности - краткосрочный, средней продолжительности,

 долгосрочный.

Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю необходимо продумать:

· учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его

методического и дидактического обеспечения;

· число участников проекта (группа учащихся, класс, параллель и т. д.);

· будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или

 требует интеграции нескольких предметных областей;

· будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей;

· сроки и рамки проекта;

· все возможные источники информации

Пример. Урок физики в 10 классе «Газовые законы»

Тема проекта - «Газовые законы»

Творческое название проекта - «Паспорт физического закона»

Межпредметные связи – физика, информатика, история.

Цели урока. Обучающие: формирование умений объяснять физический закон, рассмотреть общие и особенные черты изопроцессов. 

Развивающие: формирование умения анализировать дополнительную информацию, отбирать необходимый материал и иллюстрации. Составлять и готовить выступление перед аудиторией, презентации

Воспитательные: раскрыть практическую значимость изучения газовых законов, на этом примере показать важность и необходимость знаний физики.

Цели и задачи проекта.

Формирование умения решать теоретические, практические и технические проблемы.

Работа над данным проектом должна способствовать развитию мыслительных способностей учащихся: анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, определять и объяснять понятия, умению работать с информацией интернет,

создавать компьютерные презентации.

Данный проект относится к информационным, краткосрочным, межпредметным проектам. По количеству участников – парный. Источником информации служат материалы ЦОР «Открытая физика», интернет урока на сайте http://marklv.narod.ru/mkt/    

Этапы и сроки проекта.

1этап: формулирование целей и задач проекта (формулирует учитель) - 5 минут

2 этап: формирование групп, определение творческого названия проекта. (Вместе с учителем) 5 минут

3 этап: самостоятельная работа учащихся в парах 20 минут, роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся

4этап: подготовка к защите и защита полученных результатов и выводов. Каждой группе представляется по 5 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

Аннотация проекта:

Учебная тема, которую охватывает учебный проект: «Газовые законы».

Вопросы учебной темы: Понятие изопроцесса, определение газового закона, связь между какими явлениями выражает, формулировка, когда и кем был сформулирован.

Самостоятельные исследования: границы применимости, примеры применения.

Пункты учебного плана по физике в 10 классе, которым соответствует проект:

раздел № урока Тема урока
Молекулярная физика и термодинамика 7 Газовые законы

 

Учащиеся 10 класса разделились на пары, каждая пара взяла задание создать презентацию для одного из газовых законов: Бойля- Мариотта, Гей-Люссака или Шарля. Так как количество учащихся в классе невелико – 8 человек, оставшаяся пара собирала исторический материал для проекта. Согласно программе базового курса физики на изучение темы «Газовые законы» отводится один час, поэтому, время на подготовку защиты проекта ограничено. Урок получается насыщенным практически всеми видами деятельности: самостоятельная работа, поиск и обработка информации, работа в редакторе Microsoft PowerPoint.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу.

Сравнение результатов урока проектного и традиционного обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: