Психологическое сопровождение к ГИА

Разговор педагога-психолога о ОГЭ и ЕГЭ.

Добрый день, будущие выпускники! Меня зовут Анастасия Юрьевна, и являюсь педагогом-психологом МБОУ СШ №8 г. Кстово.

Осталось не так много времени, когда начнется процедура сдачи экзаменов. Думаю, что по некоторым моментам важно пройтись ещё не раз, насколько Вы бы не были уверенны в собственной готовности.

Давайте пройдемся по основным моментам.

Диагностика психологической готовности и знание о процедуре ОГЭ и ЕГЭ

Итак, важными аспектами при подготовке к ГИА являются не только знания по предметам, которые Вы сдаете, но психологический. Умение справляться со стрессом, эффективно распределять время на приготовление к экзаменам, использовать свои возможности по запоминанию информации, ее применению/воспроизведению – также являются залогом успешной сдачи экзаменов.

Во-первых, можете себя самостоятельно проверить на то, в каких вопросах ещё имеются затруднения с помощью анкеты –

(https://vk.com/id586586358?w=wall586586358_18%2Fall)

(*результаты конфиденциальны).

При появлении трудностей, дополнительных вопросов, желании подробнее узнать о какой-либо теме – пишите в личные сообщения, либо записывайтесь на индивидуальные консультации ко мне.

Во-вторых, Вы можете обратиться ко мне (в лс, в кабинет) – за дополнительной диагностикой: на знание о процедуре ГИА, или же личностные проблемы/вопросы.

Информационное сопровождение ГИА-9 2019-2020 г.

((ГИА-9)) – сайт, на котором Вы можете ознакомиться с расписанием экзаменов, просмотреть демоверсии КИМов, также, на этом сайте имеется информация для ваших родителей.

С правилами заполнения бланков Вы можете ознакомиться в следующем документе.

*Дополнительно размещаю сайт с демоверсиями КИМов: (Демоверсии с. к.)

Информационное сопровождение ГИА-11 2019-2020 г.

(Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) – сайт, на котором Вы можете ознакомиться с расписанием экзаменов, просмотреть демоверсии КИМов, также, на этом сайте имеется информация для ваших родителей.

*«Информация подготовлена с использованием материалов официальных сайтов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», ФГБУ «Федеральный центр тестирования» и официального информационного портала единого государственного экзамена».

С правилами заполнения бланков Вы можете ознакомиться в следующем документе.

*Дополнительно размещаю сайт с демоверсиями КИМов: (Демоверсии с. к.)

Психологическое сопровождение к ГИА

Итак, как уже было упомянуто выше: «Умение справляться со стрессом, эффективно распределять время на приготовление к экзаменам, использовать свои возможности по запоминанию информации, ее применению/воспроизведению – также являются залогом успешной сдачи экзаменов».

Поэтому в этом документе я постараюсь объединить основные рекомендации по психологической работе во время подготовки к ГИА.

Есть три условия для успешной сдачи экзаменов:

Важно уметь справляться со своими эмоциями. Для этого имеются некоторые правила и способы:

Экзамены – это испытание.

Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, защищают, переплывают, забираются, изучают, принимают решения. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях, тем лучше человек подготовлен к очередным из них. Вот и ЕГЭ – воспринимай их как очередное испытание. Ты же всегда хотел (-ла) быть взрослее и самостоятельнее – час настал!

Стресс – это хорошо, это даже бодрит! Для преодоления испытаний у человека есть универсальный механизм – стресс. Коротко говоря – это выброс адреналина и других стимуляторов организма. Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все!

Многие любят это состояние напряжения, соревнования и даже опасности, стремятся к ним – спортсмены, например, люди опасных профессий.

Нервы мешают?

Сейчас тебе важно разобраться, насколько ты можешь полагаться на свои нервы и на способность успешно использовать или преодолевать стресс?

Вариантов всего-то два:

Первый: У тебя крепкие нервы и ты можешь на них рассчитывать на протяжении всех ЕГЭ. В этом случае мы объясним тебе, как их мобилизовать и дальше не мешать им правильно работать.

Второй: Нервы слабы, и возникает чувство, что они могут подвести в любой момент. А в этом случае попробую объяснить тебе, как их готовить к испытаниям и повышать твои способности в ситуации стресса.

Приступим.

· Первый вариант: У тебя крепкие нервы.

Если ты узнаешь себя в большинстве из приведенных ниже характеристик, считай, что твои нервы – как раз крепкие.

· С детства ты не боялся (-лась) риска, а рискуя – даже нравился (-лась) себе!

· Всегда интересовался (-лась) окружающим миром, многое облазил и исследовал (-ла).

· Уже к концу младших классов школы учился (-лась) самостоятельно, почти без помощи родителей.

· Дальше в 5-7-х классах твоя успеваемость не снизилась или даже улучшалась.

· Тебе были интересны самые разные ситуации испытания способностей, знаний, умений, силы и смелости, а «предстартовые» волнения были тебе приятны.

· Экзамены и подготовка к ним были для тебя привычным делом.

· На самих контрольных и экзаменах ты был (-ла) радостно возбужденным (-ной), делался (-лась) более собранным (-нной), а мышление и сообразительность ускорялись.

· Тебе было радостно делиться с родителями, одноклассниками и друзьями своими достижениями, в том числе и в учебе, помогать им в подготовке к экзаменам.

· Неудачи на экзаменах по-хорошему злили, после них хотелось «выступить» лучше; никогда не думал (-ла) о себе как о потерянном или неполноценном человеке.

Если ты с крепкими нервами, твоя текущая задача – мобилизуй свои мозги и дальше не мешай им работать!

Сначала самые простые, можно сказать «бабушкины» советы.

1. Питайся регулярно и часто, раз 5 в день или чаще, но не перед сном.

2. Ешь подряд все, что с витаминами – овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины.

3. Не занимайся по ночам – заканчивай занятия не позже 22-23.

4. Перед сном около часа отдыхай и переключай внимание на что-то спокойное (а не на боевики или фильмы «про любовь»).

5. Спи не меньше 8-ми часов; можно в начале второй половины дня – еще 1,5 часа сна.

6. Занимайся примерно так, как в институте, «парами» – по 1,5 часа.

7. Умей переключаться: в получасовых перерывах между «парами» применяй приемы переключения внимания – чашку чая/кофе, послушай успокаивающую музыку, посмотри короткий фильм (мультики, передачи о природе и т.п.), юмористическую передачу, подвигайся под бодрящую музыку (типа аэробики), ненадолго позвони другу/подруге.

8. Применяй прохладный или контрастный душ с утра и успокаивающие теплые ванны вечером (хвойные, ароматизированные).

9.* По-хорошему советую: На время подготовки и сдачи ЕГЭ никакого Интернета! Если только он не требуется тебе только для подготовки.

Теперь – о более сложных способах обеспечения успеха.

Ты – сам себе психотерапевт.

Каждый человек имеет массу способов мобилизовывать себя и преодолевать трудности, возникших у него на основе жизненного опыта.

Сначала определи свой потенциал достижений. Перед самим началом подготовки к ЕГЭ вспомни все свои достижения в учебе и в любых самостоятельных делах (их может оказаться и сотни!) и почувствуй себя в каждом из них. Эти состояния называют «Я победитель!». Похвали себя за каждое из них. Далее на протяжении всей подготовки к ЕГЭ думай и поступай как победитель!

Перед началом каждого занятия или перед экзаменом представляй себя в состоянии «Я победитель!» и удерживай себя в нем до конца каждого экзамена.

Семья – твой психотерапевт.

Попроси родителей и других родственников создать тебе подходящую атмосферу: общались бы с тобой в перерывах между занятиями, приглашали на совместную еду.

Рассказывайте друг другу по вечерам о самом успешном за день и хвалите друг друга; воспоминайте прошлые успехи в любых делах.

Помощь репетиторов – твой выбор.

Этот способ подготовки к ЕГЭ не является обязательным. Репетитор для тебя – не столько для изучения предмета, сколько для тренировки. Решение о репетиторах принимай сам на основе консультации с преподавателями школы и родителями.

Начинай занятия с репетиторами по тем предметам, по которым чувствуешь себя пока еще неуверенно. Думается, достаточно будет репетиторства по двум-трем предметам – в первую очередь по тем, которые потребуются в конкурсе в институт.

· Слабые нервы – как это выглядит?

· С детства ты помнишь, как тебе было страшно оставаться в одиночестве, в темноте, были страхи животных, высоты, незнакомых людей и ситуаций.

· В школе возникали страхи проявить себя, начать какое-нибудь дело, отвечать на уроке, особенно – у доски, страх допустить ошибку.

· В трудных ситуациях или ожидая их, ты пытался (-лась) избежать их.

· Например, домашние уроки оттягивал (-ла) под любым предлогом.

· На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшали мышление («ничего не соображал (-ла)»), что не решались даже и те задачи, которые на обычных уроках решались без труда.

· Ты пытался (-лась) скрывать от родителей свои неудачи в учебе, даже привирать.

· Переживал (-ла) любые неудачи так сильно, что оценки ухудшались, или, наоборот, пропадало желание их улучшить, возникало неверие в себя.

· У тебя были трудности в учебе, а успеваемость ухудшалась – в 3-4-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.

· Были периоды длинной в учебный год и больше, когда интерес к учебе пропадал, было неохота ходить в школу (до прогулов!) и не хотелось готовить уроки дома.

Важен не интеллект, а способ его использования!

Учиться в вузе при неготовой к тому нервной системе – дополнительное испытание. При подготовке к вузу и к ГИА тебе придется многое сделать одновременно и быстрее, чем в прежние годы – взрослеть, укрепить нервы, развить свою способность учиться!

При таком решении используй 9/ 11-й класс и весь период подготовки к ЕГЭ как полигон для тренировки себя. Для хорошего использования своего интеллекта тебе необходимо быстро организовать те ресурсы личности, которыми ты сейчас располагаешь.

Развивай свою организованность и волю.

Будни и выходные – организуй и все возьми под контроль! Для этого веди деловой дневник/ежедневник. Старайся планировать вообще все – время занятий, отдыха, еды, общения, даже развлечений. Принцип: что накануне спланировано, то сегодня сделано!

Развивай в себе психологию успеха!

Планируй достижения на каждый день. К достижениям может относиться конкретная оценка по конкретному предмету: учись готовить отдельные уроки так, чтобы назавтра получить на них планируемый результат – «четверку» или «пятерку».

Учись поддерживать себя в делах (в школе, что дома, что за их пределами). Для этого при завершении каждого дела найди небольшое время (буквально минуту!) на три взаимосвязанных и очень важных для тебя упражнения.

Первое: похвали себя за успешное дело и за то, что в нем понравился (-лась) себе.

Второе: проанализируй, как ты поступал (-ла), чтобы сделать дело, и какие новые навыки в тебе возникли в результате него. К таким навыкам могут, например, относиться следующие: Самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела. Непрерывные самоободрения. Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них.

Третье: используй новый опыт организации дела – для организации уже ближайших следующих дел.

Развивай свою устойчивость к стрессам.

Проанализируй свои способы преодоления стрессов в ситуациях, когда тебе удалось подготовиться к ситуации испытания или преодолеть переживания после нее.

К приемам преодоления стресса при подготовке к испытанию в твоем возрасте относятся: определение, какой смысл имеет для тебя предстоящее тебе дело; детальное планирование предстоящего дела с вариантами действий в случае помех или неудачи; написание «шпаргалок» – конечно, не для попытки их пронести на экзамен, а для тренировки памяти и верных текстов ответов; общение с родственниками и друзьями в перерывах между занятиями и при подведении положительных итогов каждого дня.

Для снятия стресса после кризисной ситуации в твоем возрасте эффективно: пребывание в покое (15-30 минут) или непродолжительный сон (1-2 часа); легкая еда; ванны или души; приемы переключения деятельности; легкая физкультура; занятия с психологом или психотерапевтом.

Сравни эти способы, поблагодари себя за каждый из них, выбери лучшие для использования в период подготовки к ГИА.

Тренируй их ежедневно и совершенствуй.

Нервы можно укреплять!

1. Режим. Удлини сон до 9-10 часов в сутки, из него 2-3 часа – дневной сон.

2. Питание. 4-6 раз в день, но не «до отвала», а до исчезновения чувства голода. Не есть непосредственно перед сном.

3. Сосредоточься на одном деле. На период подготовки ЕГЭ исключи все дела, не связанные с ними – типа, встречи с друзьями и гуляния, любимые фильмы и сериалы (кроме тех, что используешь для снятия стресса).

4. Биостимуляторы интеллекта. К ним относятся такие природные средства, как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис.

5. *Чтобы не было привыкания – никаких синтетических (искусственных) стимуляторов и ничего содержащего алкоголь; только – чай и кофе!

Стимулировать интеллект начинай во втором полугодии 11-го класса, а успокаивать нервы – примерно за 1 месяц до ЕГЭ.

Тренируй свою способность учиться.

Попробуй самостоятельно планировать себе успехи в учебе в школе. Начни с тех предметов, по которым у тебя и без того неплохие оценки, и улучши успеваемость по ним на балл. Если месяц такой тренировки даст результат, перейди к такой же тренировке успеваемости, но уже по предметам для ГИА и для поступления в намеченный институт. Если и это тебе удастся, продолжай так непосредственно до ГИА.

Если в твоей школе для 9-11-классников организованы консультации учителей, ходи на них, честно говори обо всем, что тебе неясно, старайся понять материал.

Если же самостоятельная тренировка способности учиться не дает результата (или тебе даже не хочется ею заниматься!), надо честно признать, что тебе нужна помощь эффективных специалистов. Ими в этом случае для тебя являются репетиторы, которые уже успели подготовить к экзаменам не одного (-ну) такого (-ую), как ты.

Полгода индивидуальных занятий с репетиторами – что два года учебы!

Не стесняйся попросить родителей найти хороших репетиторов – родители всегда готовы вложить деньги в подготовку детей, особенно если это – их собственное самостоятельное решение. Правда, решение о репетиторах могут предложить и сами родители – согласись, потерпи месяц занятий и оцени их результат лично для тебя.

Признаки, что репетиторы тебе в толк:

· Стал (-ла) лучше понимать предметы.

· Появились переживания успеха в учебе и удовлетворения собой.

· Стало (-ла) интереснее учиться, а репетиторы оказались хорошими людьми.

· Улучшились результаты в школе, а учителя к тебе как бы подобрели.

· Стал (-ла) увереннее себя чувствовать при размышлении о будущем и на занятиях на подготовительных курсах в институте.

· Попроси репетиторов многократно моделировать тебе ситуации экзаменов, особенно – по мере приближения времени ГИА.

Утром перед ГИА:

· Сделай легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делал (-ла).

· Хорошо умойся.

· Легко позавтракай, можно –попей чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе).

· Надень самую удобную одежду и обувь, можно – ту, в которой уже были «4» и «5».

· Успокой родителей, что все будет хорошо! После чего выслушай их пожелания.

· Присядь «на дорожку»: настройся на состояние «Я победитель!» и убери размышления обо всем постороннем.

Успеха тебе - и в программе укрепления себя и на ЕГЭ!

А если неудача с ЕГЭ? или Жизнь не закончилась!

Подготовка к ЕГЭ – твоя тренировка к самостоятельной жизни!

Независимо от результатов ЕГЭ, подготовка к ним готовит тебя заодно и к любым другим трудным жизненным ситуациям, когда надо преодолевать себя, решать, самому (-ой) организовывать свой успех.

Если твое решение о поступлении в вуз осталось прежним, это здорово: прежний опыт показывает, что вторая попытка с поступлением в институт лучше первой.

Теперь – Успеха тебе, и не в ЕГЭ и вузе, а вообще – в жизни!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: