Искусство Франции второй половины 19 века

                   Импрессионизм.

Цель урока:

-Дать преставление о положении жизни во Франции после разгрома Парижской коммуны, о спаде революционно-демократического движения.

-Сформировать представление об импрессионизме как о новом художественном течении.

-Рассказать о поисках новых средств художественной выразительности и о начале формальных экспериментов.

 

                                   Ход урока:

 

-После разгрома Парижской коммуны французское искусство постепенно теряет социальную остроту своих образов. Живописцы молодого поколения стремились быть верными жизни, но тщетно искали в ней значительного и яркого героя. Идет борьба романтиков с академистами, искания барбизонцев, которые впервые начали писать этюды пейзажей с натуры, поселившись в деревушке Барбизон и завершали свои картины уже в мастерских.Они очень правдиво изображали природу, без прикрас. Академия искусств была одной из главных участниц происходящих в искусстве перемен. Ее статус в зарождении импрессионизма можно уверенно обозначить как «основной враг». Официальное жюри Академии, в 1863 году, не пустило молодых художников на очередную выставку и они устроили свой «Салон отверженных», с которого и началось новое направление в живописи.

-Но говорят, что дело в другом. В канализации, например. До середины 19 века в Париже не было канализации, горожане пользовались ночным горшком, а сточные канавы проходили вдоль каждой улицы. И в столице, и в деревне французы жили и работали, как сто или двести лет назад. В 1853 году префектом департамента Сена становится барон Жорж Эжен Осман – тогда-то все и началось. Наполеону 3 после поездки в Лондон страшно захотелось превратить Париж в такой же просторный, современный и чистый город, ну и расширить улицы тоже хотелось – чтоб на них не так удобно было строить баррикады в случае новой революции.

За несколько лет лабиринты из узких улочек, тупиков, двориков, где горожане растили овощи и зелень, превратились в сеть широких бульваров и проспектов. Появляются к тому же мощные мосты, железная дорога, городские парки и первый ипподром. Население Парижа увеличилось вдвое за 20лет. Это были сумасшедшие годы, которые не могли не повлиять на искусство. Художникам хочется все это написать. И новый город, и новых людей, и новые развлечения.

-А. вот теперь самое время рассказать об Академии изящных искусств, о которой я уже не очень лестно отозвалась. Ей уже 300 лет и она каждый год проводила главную художественную выставку- парижский Салон. Успех в салоне означал для живописца настоящее признание, но добиться его было непросто. Произведения для салона отбирала особая комиссия. Академия все еще оставалась оплотом и крепостью традиционной живописи. Она все еще считала

- чем ровнее поверхность картины- тем лучше постарался художник, проявил мастерство.

- писать нужно исторические сюжеты, древнегреческих богов и богинь(только они могут быть обнаженными), пейзажи с девственными лесами.

 

-И, вот, на выставке, которую организовали отверженные художники, не допущенные в салон Академии появилась картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, которую враждебно встретили академические круги и устроили скандал вокруг этой картины. А он не хотел этого, он просто по-новому, попытался передать богатство солнечного освещения. Он начал писать скачки и танцы в парке, завсегдатаев кабаков, ремонтные работы на улице. Его творчество предваряло новое направление в искусстве. Перед его картинами стояли юные художники и понимали, что они хотят писать современную жизнь и то, что происходит вокруг.

- В кафе Гербуа, на улице Батиньоль 11, собираются молодые художники которых объединяло несогласие с официальным искусством и желание найти новые,свежие формы,но каждый из них шел своим путем.

- Общее: поиск передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.

-В 1872 году состоялась первая выставка. Критик Вольф воспользовался названием одного пейзажа К.Моне-«impession.Soleil levant”(«Впечатление.Восход солнца») и их назвали импрессионистами. Выставка завершилась провалом.

Стремление писать здесь и сейчас, схватить переменчивые состояния природы, людей в неловких, промежуточных позах, в повседневных делах – все это очень повлияло на зарождение новой техники. Необходим был новый способ письма, который позволял бы работать быстро, схватывая движение воздуха и игру света. Воздухом и светом как раз и занялись. Сюжет на картине импрессиониста искать бесполезно, его нет, слово «сюжет» терпеть не могли, они говорили «мотив» и искали  его вокруг. Они отказываются от темных теней, избавляют предметы от контуров и сливают их с окружающей средой, отбрасывают лишние детали, которые быстрый взгляд не может схватить.

У импрессионистов нужно искать прежде всего свет - яркий солнечный свет делает изображение неустойчивым и как будто мерцающим. А размытые контуры и нечеткость – это только один из признаков импрессионистической картины.

Конечно все художники это делали6 ходили на этюды, делали зарисовки, но потом несли их в свои мастерские и создавали картину по всем законам композиции. Импрессионисты же заявили, что истинно и ценно – то самое первое впечатление от увиденного, а не плод воображения и умственной работы художника. Ссорились, кричали друг на друга, обвиняли, вообщем разногласий было больше, чем общих целей. До 40, до 50 лет работали как одержимые, не получая ни признания, ни денег, продавали картины за бесценок, но сохраняли неистребимую веру в собственную правоту.

Записать в тетради:

-Импрессионизм (от французского impression –впечатление).Сложился к началу 1870 года. Просуществовал всего 12 лет.

-Главный критерий этого искусства- острота  зрительного впечатления.

- Своей главной задачей считали -сохранение в картине СВЕЖЕСТИ непосредственного впечатления.

- Поэтому писали свои картины целиком на открытом воздухе, а не в мастерской, как это делали другие.

- Изгнали черную краску со своей палитры, т.к. обнаружили что черные и глухие тона встречаются только тогда, когда недостаточно освещенности предметов.

- Писали картины мелкими подвижными мазками, стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха.

-Первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни.

- Пришли к ограниченности и односторонности своего искусства, т.к. слишком увлеклись живописной фиксацией впечатлений.

- Но, их живописные завоевания вошли в сокровищницу мирового искусства и повлияли на многих последующих художников. В конце 19 века импрессиониста можно было найти в любой западноевропейской стране, ведь художники приезжали и жили в Париже по несколько лет и возвращались с идеями новой живописи. Многие проходили через период импрессионизма, писали на пленере.В России тоже был импрессионизм, но русские художники сами доходили до этой живописной манеры:В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, Левитан.Но развернуться в России импрессионизм не смог, из-за другого мировоззрения.Рисуя прачек, француза будет интересовать свет из окна, румянец на щеке, позы, а русский художник не жалеет таланта, чтобы зритель задохнулся от пара, понял, как ноют у героини ноги и спина.

                                      Задание:

- Написать в тетрадях краткое сообщение о 3 понравившихся импрессионистах. Материал найти в интернете.

- обратить внимание на мотивы их картин и на манеру исполнения.

                              Ответить на вопросы.

1. Что такого случилось во Франции, что к 1874-му году там развелось столько импрессионистов?

2. А что писали до этого? Разве не тоже самое: людей, пейзажи?

3. Кто самый – самый главный импрессионист? Кто сформулировал принципы и обратил всех в свою веру?

4. Без чего точно не бывает импрессионистической картины?

5. Если на картине узнаются объекты, но все нечеткое, размытое – это всегда импрессионизм?

6. Есть ли какой-то свод правил как писать в импрессионистком стиле?

7. Сейчас букеты в импрессионистком стиле можно встретить на арт-ярмарке в любой точке мира, а в 19 веке импрессионисты были только во Франции?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: