БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим

О «муджадиде» ашаритов

Абу Хамиде Аль Газали и его книгах.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

В русском языке чрезмерно восхваляют этого человека Аль- Газали в основном это делают суфии ашариты, они даже считают его муджадидом 5 века, хотя в действительности он был обновителем заблуждений, о чем вы узнаете из этой статьи.

 

🔴 Абу Хамид аль-Газали сказал: “Я [имею] не большой багаж [знаний] в хадисе”.

[Приводит Ибн Касир в книге “Бидаят ва Нихаят”, в биографии аль-Газали 12/186. Так же Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в книге “Шарх Акида аль-Асфахания” стр. 316].

 

 

__________________________________________

📜 Содержание:

✔️ 1 Ряд страшных высказываний аль-Газали.

✔️ 2 Слова ученых о книге Газали «Ихья ‘улюм ад-дин».

✔️ 3 Слова ученых о пути Газали.

✔️ 4 Слова Газали о имаме Ахмаде

✔️ 5 Изменил ли свои взгляды в конце жизни аль Газали?

 

 

_____________________________

✔️ 1 Ряд страшных высказываний аль-Газали

 

Ряд заявлений аль-Газали, из которых вытекает отрицание истинности Пророчества.

 

⚫️ Сказал аль-Газали в своем “труде” под названием “Ильджам аль-аууам ан ильм аль-калям”:

“Если будет сказано: “Пророк (салля Ллаху алейхи уа саллам) не снял покрывало от подразумеваемого под словом “аль-Илях”, и не сказал, что Он существует, и в то же время Он – не тело, и не монада, и не акциденция (философские термины) и что Он не внутри мира и не снаружи, и что Он не сливается с миром и не отдельно от него, и что Он не в месте, и что Он не в стороне, однако все стороны свободны от Него – и это истина у людей, и он мог разъяснить ее, так же как разъяснили ее мутакаллимы, и не было в его выражениях упущений, и в его раскрытии истины слабости, и в его познаниях – недостатка”.

 

То мы ответим: кто считает это истиной, оправдывает это тем, что если бы Пророк (салля Ллаху алейхи уа саллам) упомянул это, то отвернулись бы люди от принятия этого, и поспешили бы порицать его, и сказали бы: “Это невозможно”, и впали бы в отрицание Аллаха”.

 

(Затем говорит чуть дальше, укореняя эту ересь, и “оправдывая” Пророка (салля Ллаху алейхи уа саллам), почему он не упоминал их ересь и не призывал к ней):

 

“Что же касается утверждения существующего Господа в убеждениях согласно тому серьезному очищению, что мы упомянули, то это очень тяжело для людей, и примет это лишь один из тысячи, особенно среди неграмотных людей”.

Источник: “Ильджам аль-ауам ан ильм аль-калям”, 17.

 

 

☑️ Здесь аль-Газали заявляет следующее:

1. Что Посланник Аллаха, мир ему и милость Аллаха, утаил от людей основы Имана в Аллаха, и основу религии, боясь, что это оттолкнет их.

 

2. Важное признание аль-Газали, что Пророк, мир ему и милость Аллаха, ничего не сказал в поддержку их порочной акыды.

 

3. Признание аль-Газали, что ашаритскую акыду принимает лишь один из тысячи, и это уничтожает их заявление о том, что они большинство.

 

 

⚫️ Говорит аль-Газали в своей книге “Мизан аль-А’маль”:

“Второй вид мазхаба – то, что произносится в наставлении и обучении, для того, кто пришёл к учителю желающим получить пользу и наставление. И этот мазхаб не является одинаковым, однако разнится в зависимости от обучающегося. И ведется диалог с каждым обучающимся согласно тому, что выносит его понимание.

 

И если придет к учителю ученик-турок или индус, или тупой неотесанный человек, и учитель знает, что если он упомянет ему, что Всевышний Аллах не находится своей сущностью в каком то месте, и что он не снаружи мира и не внутри, и не соединён с ним и не отделен – то он сразу начнет отрицать существование Аллаха, и не поверит в него – то следует утверждать в его присутствии, что Всевышний Аллах на Троне, и что поклонение творений доставляет ему довольство, и что Он рад ему, и вознаграждает их, и вводит их в Рай награждая их.

 

А если же есть возможность упомянуть ему то, что является ясной истиной (то есть, акыда ашаризма что Аллах не снаружи мира и не внутри его) – то нужно раскрыть ему ее. Поэтому, мазхаб с этой стороны меняется и разнится, и с каждым человеком он будет согласно тому, что вынесет его понимание”.

Источник: “Мизан аль-А’маль”, 41.

 

☑️ Следующие выводы из слов Газали:

1. Он фактически признает, что салафитская акыда, это то что принимает простые люди, не испачканные философией, потому что это нормальная и правильная акыда которую принимает каждый человек чья фитра не испорчена философией.

 

2. То, что ашаритская заблудшая акыда трудная для восприятия для простых людей, что уже говорит о заблуждении этой акыды, так как к Пророку, салля Ллаху алейхи ва саллам, приходил и умные люди и не совсем, и всем он одинаково разъяснял.

 

Никто же не будет спорить что абу Бакр и Умар куда умнее всех ашаритских ученых вместе взятых, если так, то почему пророк, салля Ллаху алейхи ва саллам, не объяснял им ашаритскую акыду?

 

Ведь Газали говорит, что если видишь человека, который способен понять ашаритскую акыду, то надо разъяснить, однако мы не найдем ни единого слова от пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в этом направлении, вывод либо все сподвижники Пророка, салля Ллаху алейхи ва саллам, были глупыми и поэтому он им не разъяснял, а вот поздние поколения (недоумков) типа ашаритов типа были умные.

 

Либо вывод что ашаритская акыда это ересь и заблуждение которой нет никакой основы в религии Аллаха, и именно это и поймет разумный человек даже прочитав слова их «великого имама» Аль Газали которого они даже называют муджадидом 5 века, хотя за выше приведенные слова о Пророке, салля Ллаху алейхи ва саллам, его можно назвать выдающимся лжецом 5 века, но ни как, не имамом! Так как он возводит откровенную ложь на Пророка, салля Ллаху алейхи ва саллам, чтобы защитить свою порочную акыду.

 

Тут сразу вспоминаются слова Имама Ибн Кудамы, да смилуется над ним Аллах: «Мы не знаем среди Ахлиль-Бид’а людей которые скрывали бы свои слова, и не осмеливались бы выявить их, больше, чем ашариты и зиндыки!».

(См. “Китаб аль-муназара филь-Куран”, 1-34)

 

И также возникает вопрос – был ли среди сподвижников тот, кто годился бы для того, чтобы открыть ему данную “ясную истину”? И если да, то покажите нам с достоверным иснадом от кого то, из сподвижников, чтобы он говорил что-то такое. Или передавал это от Пророка (салля Ллаху алейхи ва саллам).

 

А если нет, то это значит что все сподвижники в глазах аль-Газали в статусе: ”ученик-турок или индус, или тупой неотесанный человек”.

 

И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходит из слова Газали врал сподвижникам (да упасёт Аллах) что Аллах над Троном, не осмеливаясь открыть им “ясную истину”, и не видя среди них достаточно умного человека! Да упасет Аллах от этой ереси.

 

И смысл всех этих слов аль Газали и других ашаритов – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разъяснил людям религию в основе основ – имане в Аллаха, и умолчал о ней. А вынуждены были “восполнить” это за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученики мушриков греков и римлян – ашариты и мутазилиты, написавшие свои книги в науке калям про отрицание Атрибутов Аллаха.

 

И этот вопрос наилучшим образом разъяснил Шейхуль-Ислам Ибн Теймия в начале “аль-Акыда аль-Хамауия” https://vk.com/wall-50265624_1479, объяснив, что невозможно, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разъяснил основы религии и Имана в Аллаха.

 

И хвала Аллаху который через порочные слова имама ашаритов Газали, раскрывает сущность их порочных и лживых убеждений

 

 

 

 

_________________________

✔️ 2 Слова ученых о книге Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»

 

✒️ Сказал Хафиз Ибн Касир: «И поносили его (аль-Газали) за это Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, затем Ибн Ас-Салях, многочисленным поношением, и побуждал аль-Мазари сжигать его книгу «Ихья ‘улюм ад-дин», и также другие кроме него из ученых Магриба. Они сказали: «Эта книга – воскрешение наук о его религии, что же касается нашей религии, то воскрешение ее наук – это Книга Аллаха, и Сунна Его Посланника». («аль-Бидая уа ан-Нихая», 12-214)

 

Более того его книга «Ихья» читалась при дворе халифа Магриба в присутствии всех ученых, и после прочтения, по единогласному мнению, ученых была сожжена.

 

Ибн Акиль аль-Ханбали, великий имам мазхаба, бывший сподвижником Газали, затем покаявшийся и начавший опровергать суфистов, как передает от него имам Абдуль-Латыф ибн Абдур-Рахман аль-Ханбали в письме к другим ученым, в котором он предостерегал от этой книги.

 

✒️ Ибн Акиль аль-Ханбали говорит: «И занял Ибн Акиль величайшее место в порицании и назывании безобразным и насмешке над тем, что в этой книге из обмана, и порчи, и твердо заявил, что многие из исследований аль-Газали – чистое зиндычество, и не примется от его автора ни обязательных дел, ни желательных». («Гаят уль-Амани», 2-369)

 

 

✒️ Сказал имам алляма Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман Ибн Хасан:

"Абу Хамид аль Газали написал свою известную книгу назвав ее "Оживление наук о вере" (Ихья улюм ад дин), в то время как он умертвил в ней основы религии и ее столпы, и знает это тот, кто знает"

Источник: "Мисбах аз залям", 1/43

 

 

✒️ Шейх уль-Ислам ибн Теймийа говорил:

«Что же касается книги "Къут аль-Къулюб" и "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в них говорится о деяниях сердец. Говорится о терпении, благодарности, любви, уповании, единобожие и так далее. Абу Талиб (автор "Къут аль-Къулюб") лучше знает о хадисах и словах ученых суфиев, чем абу Хамид аль-Гъазали (автор "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"). Его речь лучше и подальше от нововведения.

 

В то же время, в книге "Къут аль-Къулюб" есть слабые и выдуманные хадисы, и еще много отвергаемых вещей.

 

Что касается "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в главе о губительных вещах говорится о высокомерии, показухе, зависти и так далее, и многое из этого взято из книги аль-Хариса аль-Мухасаби «ар-Ри‘айа».

 

В "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть то, что можно принять, есть то, что нужно отвергнуть, а также есть спорные вопросы.

 

В этой книге есть много полезного, но в то же время и много порицаемого, как приведение слов философов о единобожии, пророчестве, Судном Дне.

 

Имамы религии высказали порицание Абу Хамиду за эту книгу.

 

Они сказали, что книга "аш-Шифа" заразила книги Абу Хамида аль-Гъазали.

 

А "аш-Шифа" — это книга ибн Сины (Авиценны) по философии.

 

Также в книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть слабые хадисы, а также много выдуманных.

 

В ней есть различные небылицы суфистов и их заблуждения. В то же время в этой книге есть правильные слова некоторых суфийских шейхов, которые правильно ориентировались в деяниях сердец и их слова соответствовали Корану и Сунне».

См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/552.

 

✒️ Говорит шейх уль Ислам Ибн Теймия:

"И в словах Абу Хамида аль Газали в книге "Аль-Маднун бихи аля гейри ахлихи" и подобных его книгах есть то, где он идет по пути Ибн Сины, и поэтому крайне сильно порицали ученые Абу Хамида, за то, что есть в его словах из основ философов-безбожников.

 

И они построили свои слова о заступничестве на своей порочной основе которая состоит в том, что Аллах, по их мнению, не повелевает ничему произойти по Его выбору и желанию, однако единственной причиной для происшествий является движение орбит.

 

И поэтому, они не утвердили для Аллаха то что Он отвечает на мольбы просящего, или что Он повелевает чему-то произойти.

 

И слова об этих убеждениях их подробно изложены в другом месте, и нет ничего хуже их основ!"

Источник: "Ар Родд аля аль Бакри", 158.

 

 

✒️ Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал:

"В книге "Ихья улюмид-дин" (Воскрешение наук о вере), которую написал аль-Газали, содержится много несчастий. Даже если в этой книге содержится нечто благое и полезное, однако в ней очень много губительных и ядовитых убеждений. Это - запутанная книга, зло которой больше, чем её добро. Начинающему студенту или же простому человеку не следует читать эту книгу. Её можно читать только тому, кто имеет знание и умеет различать между истиной и ложью".

См. "Разъяснение трёх основ", стр. 287.

 

 

______________________

✔️ 3 Слова ученых о пути Газали.

 

✏️ Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:

«Если мы предположим, что кто-то передал отношение саляфов, но то, что передано в действительности далеко от их мнения, то у него мало знаний о мнении саляфов.

 

Например, как у Абу Мали (Джувайни), Абу Хамид аль Газали, ибн Хатиба и подобных им, у которых нет достаточных знаний и квалификации (даже) как у обычных ученых по хадисам, не говоря уже о выдающихся ученых в этой сфере.

 

Никто из этих людей не имеет знаний о Бухари, Муслиме и их хадисах, в отличии от того, что они слышат. И это похоже на ситуацию с простым мусульманином, который не может различить между хадисом сахих и мутаватир согласно мнению ученых по хадисам, и между ложным и вымышленным хадисом. Их книги являются свидетельством этому, так как они содержат странные сообщения и многие из этих ученых по каламу и суфии, которые отошли от пути саляфов соглашаются с этим в момент смерти или перед смертью.

 

Существует много известных историй об этом. Абу Хамидаль Газали, несмотря на его великолепие, приверженность Аллаху, его знание калама и философии, его аскетизм и духовную практику, и его суфизм, и в конце находился в состоянии замешательства и обращенности к пути тех, кто заявляет опознании вещей через сны и духовные методы».

Источник: Маджму Фатава, часть 4, стр. 71.

 

 

✏️ Шейх уль Ислам ибн Теймия также сказал:

«Так, несмотря на то, что Абу Хамид отрицал философов и оценил их как кяфиров, выражал почитание к пророчеству (как противоположность философии) и т.д., и даже несмотря на то, что некоторые его высказывания правдивы и хороши и приносят большую пользу. Тем не менее, некоторые из его работ содержат философские вопросы и ложные принципы философии, которым он следовал и которые противоречат Пророчеству и даже здравому смыслу.

 

Группа ученых из Хурасана, Ирака и Магриба критиковали его, как например его друг Абу Исхак аль Маргинани, АбульВафа ибн Акиль, Аль Гушайри, аль Тартуши, Ибн Рушд, аль Маазири и другие ранние ученые.

 

Об этом было упомянуто даже шейхом Абу Закария ан Навави, который сказал в своей книге: «Глава, объясняющая некоторые важные моменты, о которых Имам аль Газали заявил в своих книгах и которые не были приняты учеными его мазхаба и другими, например, как его странное заявление в Мугаддимат аль Мантигв начале аль Мустсфа: «Это вступление в знание и кто не изучит этого, знанию этого человека совсем нельзя доверять».

 

Шейх Абу Амр сказал: «Я слышал, как Шейх аль Имад ибн Йунус передал от Йусуфа аль Димашки, учителя Низаамия в Багдаде, которые был одним из самых известных руководителей школы, произносил эти слова и говорил: «Абу Бакр и Умар и такой-то и такой-то» имея в виду этих великих предводителей, обладавших убежденностью и верой, не смотря на то, что у них не было знания Мугаддима или идей которой в ней».

Источник: Аль Агида аль Исфахания, часть1, стр. 169.

 

 

✏️ Аз Захаби передали в его книге Сийар Аллам аль Нубала, что Мухаммад ибн аль Валид аль Тартуши сказал в письме, которое было послано ибн Музаффару:

«А что касается того, что ты упомянул о Абу Хамиде (Аль-Газали), то я видел его и говорил с ним, и я думаю, что он человек великого знания, образованный и способный и он изучал это всю свою жизнь, потратив большую часть времени в обучении, но затем от сошел с пути ученых и вошел в толпу поклоняющихся.

 

Затем он стал суфием и покинул знание и его людей, затем он занялся «вдохновением», теми кто заявляет о духовном знании, и подвержены наущениям шайтана. Затем он смешал это с мнением философов и символизмом аль Халладжа, и он начал критиковать факихов и ученых ильм аль калам.

 

ОН ПОЧТИ ВЫШЕЛ ИЗ РЕЛИГИИ. Когда он написал аль ихйа (т.е ихйа Улум аль Дин), он говорил о вдохновении и символическими словами суфиев, несмотря на то, что он не обладал квалификацией в этом и не имел знаний в этом вопросе. Поэтому он потерпел неудачу, и заполнил свою книгу ложными сообщениями.

 

Я (аз Захаби) говорю: «Что касается аль Ихйа, то она содержит много ложных хадисов и в ней много хорошего. Мне хотелось, чтобы она не содержала этикет, ритуалы и аскетизм соответствующий пути философов и заблудших суфиев.

 

Мы просим Аллаха о полезном знании. Знаете ли вы что такое полезное знание? Это то, что было ниспослано в Коране, которое было объяснено Посланником в словах и делах, и знания которые не запрещены для приобретения. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто отвернется от моей сунны, тот не принадлежит мне»

 

Поэтому, мой брат, тебе следует поразмыслить над словами Аллаха и приложить усилия в изучении Сахихейн, Сунан ан Насаи, Рийад ан Навави и аль Азкар Навави, и тогда ты преуспеешь.

 

Остерегайся мнения философов, прибегающих к духовной практике, голоду монахов, и бессмысленных разговоров тех, кто остается наедине в течении долгого времени в монастырях. Все благо можно найти в следовании чистому и среднему пути ханифов. И мы ищем помощи у Аллаха. О Аллах, наставь нас на Свой правильный путь.

 

Аль Мазири восхвалил Абу Хамида (Газали) в отношении фикха и сказал, что у него было больше знания в фикхе чем в усуль фикх (основные принципы фикха). Относительно ильм аль калам, что является усуль дин, он написал книги в этой сфере, но у него не было глубокого знания об этом.

 

Я понял, что у него не было опыта в этой сфере, потому что он изучал ответвления философии перед тем как изучить усуль фикх, и поэтому философия заставила его критиковать идеи и факты, потому что философия идет вместе с мыслью, без наставления шариатом.

 

Его друг сказал мне, что он потратил много времени в изучении Расаиль Ихван аль Сафа, которая содержит 51 послание. Оно было написано кем то, кто изучал философию и шариат, и затем смешал их. Это был человек известный как ибн Сина, которые заполнил мир своими книгами. У него было хорошее знание философии, которое позволило ему использовать все основные принципы акиды в философии. Он упорно трудился и достиг того, в чем другие потерпели неудачу. Я видел много его книг, заметил, что Абу Хамид (Газали) часто цитирует его, когда говорит о философии.

 

Относительно суфиских воззрений, то я не знаю от куда он их приобрел, но я видел, что некоторые из его товарищей упоминают книги ибн Сины и их содержание, и он также упоминал о книгах Абу Хаййан аль Таухиди. Насколько мне известно, он взял свои идеи суфизма от него. Мне сказали, что Абу Хаййан написал большую книгу об этих идеях суфиев, и аль Ихйа содержит много безосновательных идей…»

 

Затем он сказал: «В аль Ихйа он упомянул об идеях, у которых нет оснований, например, начинать стричь ногти с указательного пальца, так как у него есть преимущество, потому что он используется в тасбихе, затем средний палец, так как он находится справа от указательного пальца, и закончить большим пальцем правой руки. Он передал сообщение об этом.

 

Я (аз Захаби) говорю: «это вымышленное сообщение. Абу Фарадж аль Джаузи сказал: «Абу Хамид (Газали) написал аль Ихйа и заполнил его вымышленными хадисами, о которых он не знал, что они вымышлены. Он говорил о вдохновении и отклонился за рамки фикха. Он сказал, что под звездами, луной и солнцем которые видел Ибрахим, подразумевались ниши света, которые отделяют человека от Аллаха, а не обычные вещи. И это подобно словами Баатинийа»

Источник: Сийар алам ал Нубала, часть 19, стр. 340.

 

 

✏️ Сказал Мухаммад ибн Али аль-Мазари*: “Знайте, что я встречался с его [аль-Газали] учениками, и каждый из них мне рассказал об одном из видов его положений [состояний], что равно по степени видению своими глазами. Я коротко упомяну его положение и положение его книги [Ихья], в [которой] упоминание определенного количества мазxабов [мнений]; Единобожников [муваххидин], суфиев, приверженцев знаков [ишарат], философов. Поистине, его книга колеблется между этими мазxабами”.

 

*[Мухаммад ибн Али ибн Умар ибн Мухаммад аль-Мазари аль-Малики. Выдающийся Имам, Муфтий, автор многих полезных книг. От него передавал хадисы Кадзий Аядз, Абу Джаффар ибн Яхья аль-Куртуби и другие. Он автор опровержения на книгу Ихья, в которой проложил справедливый подход, по словам аз-Захаби. Умер в 536 г. Читайте в Сияр 3/3590].

 

Сказал Абу Бакр ибн аль-Араби в книге “Шарх АсмауЛлахи аль-Хусна”: “Наш Шейх Абу Хамид, говорил опасные слова, которые опровергли Ученые. Он говорил: “Не может Аллах создать мир, точней и мудрее чем этот мир. А если бы Он мог сделать это, и не сделал этого, то это было бы ликвидацией собственной возможности сотворить [что-либо] лучше, а это невозможно”. Ибн аль-Араби продолжает: “А это есть философское мнение, которым философы желали перевернуть Истины… Умма объединилась в опровержении этого мнения”.

 

Имам аз-Захаби говорит:

“Аль-Газали говорил: “Груди свободных, - могилы секретов. Тот, кто распространил секрет Господства [Рубубийя], тот стал неверным”. Он [аль-Газали] считал лучшим, убийство подобных Халляджу, чем оставление живыми десятерых, за то, что он высказал [некоторые] слова.

 

Аль-Газали привел от некоторых из них [ученых суфиев]: “У Господства [Рубубия] есть секрет, если он бы проявился то, стало бы несостоятельным Пророчество. У пророчества есть секрет, если бы он проявился, то стало бы несостоятельным Знание [Ильм]. У знания есть секрет, если бы он проявился, то стали бы несостоятельными Шариатские постановления [Ахкамы]”.

 

Я скажу [слова аз-Захаби]: “Секрет Знания открылся для несчастных суфиев, они распустили порядок, и стал несущественным для них харам и халял [Дозволенное и запретное по Шариату]”.

 

Аль-Газали говорил о ‘Арифах [познавших Истину]: “Раскрываются для него лучи Истины, и символические знания о творениях, и он познает смысл пророчества, и все что пришло в словах [произношениях] в Шариате, которые мы понимаем во внешнем, а не в истинном смысле”.

 

Аль-Газали сказал о некоторых из них [‘Арифов]: “Если ты увидел его в начале [его пути] то скажешь: “Он правдивейший [Сиддикь]”, а если ты увидишь его в конце пути, то скажешь: “Он еретик вышедший из Ислама [Зиндикь]”.

 

Затем аль-Газали поясняет: “Так как имя “зиндикь”, не употребляется кроме как в отношении опустошающего [отстраняющегося от] обязательные в Шариате действия [фараидз], но ни как к опустошающему желательные действия [навафиль]”.

 

И сказал: “Суфии пошли к внушаемым знания [ильхамия] обойдя знания обучаемые [та’лимия]. Он [суфий] сидит, освободив сердце, сконцентрировавшись, повторяет; “Аллах, Аллах, Аллах”. Он освобождает свое сердце, и не занимает его чтением Корана, и книг по Хадисам. И когда он достигает этой степени, то он придерживается того, чтоб находиться в одиночестве в темном доме [месте], закутавшись с головой в одежду, и тогда он слышит зов Истины [аль-Хакк’а]: “О закутавшийся. О обернувшийся!”

 

Я скажу [аз-Захаби]: “Господин творений [Имеется в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.], слышал эти слова: “О закутавшийся”. Он слышал их от Джибриля, от Аллаха, а этот умалишенный, слышит не зов Истины, а слышит шайтана, либо то, что не имеет место быть, а лишь плод его воображения. А успех, в следовании Сунне и Иджма’”.

 

Аз-Захаби заканчивает: “Да смилуется Аллах над Имамом Абу Хамидом, где же такие как он в знании и достоинствах. Однако мы не будем утверждать о том, что он не мог ошибаться, и нет слепого следования [такьлида] в Основах [религии]”.

 

Читайте это в биографии аль-Газали в “Сияр Алям ан-Нубаля” 3 том/3676-3680 стр.

 

 

 

 

 

___________________________

✔️ 4 Слова Газали о имаме Ахмаде

 

✅ Пишет Газали про имама Ахмада:

«...А то, что Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, ограничился та'вилем только этих трех хадисов, связано с тем, что ему не стала очевидной немыслимость (прямого значения), кроме как в этом количестве. И это потому, что он внимательно не рассматривал умственные рассуждении (калам), но если бы он глубоко изучал (калам), то тогда ему стала бы очевидной немыслимость ограничения Аллаха верхней стороной и другими (качествами Аллаха), которым он не сделал та'виль». См. "Файсал ат-тафрика".

 

Эти слова Газали также упомянул Заркаши в "Бахр аль-мухит".

 

 

📃 Комментарий к словам Газали:

Сначала Газали приписал ложь имаму Ахмаду что он якобы делал тавиль каких-то хадисов о атрибутах Аллаха, а затем к этому фактически назвал глупцом имама Ахмада, за то, что он не окунался в философию и калам и не понял, как правильно понимать другие хадисы и аяты о атрибутах Аллаха!

 

Также в этом доказательство против лжецов ашаритов, так как их "имам" Газали, признает, что имам Ахмад не делал тавиль атрибутам Аллаха кроме 3, которые опять же лживо имаму приписал Газали, который был известен также тем что приводит лживые хадисы в свои книгах... как говорится каков мазхаб такие и имамы.

 

 Вы понимаете какой бред нес этот Газали? То есть он фактически обвиняет в невежестве поколение салафов, по причине того что они не изучали калам, а вот если бы они изучали вот тогда они бы поняли глубокий смысл атрибутов Аллаха, и фактически не впадали бы в куфр, так как не секрет что акыда ашаритов это крайний хариджитский мазхаб, они выносят такфир тем кто на акыде салафов, только эти заблудшие и их имамы боятся открыто лаять на ученых салафов, но используют вот такие вещи мерзкие как Газали, унижая имамов ахли Сунна своими грязными мыслями...

 

Но кто есть невежда думаю известно любому салафиту, имам Ахмад известен как имам ахли Сунна.

 

Так же в этих словах Газали подтверждаем, что имам Ахмад утверждал: «то тогда ему стала бы очевидной немыслимость ограничения Аллаха верхней стороной и другими (качествами Аллаха), которым он не сделал та'виль»

 

Из этих слов ясно утверждения Газали что имам Ахмад подтверждал, что Всевышний Аллах Своей сущностью возвышен над троном!

 

_________________________________________

✔️ 5 Изменил ли свои взгляды в конце жизни аль Газали?

 

Мало кому известно, что Абу Хамид аль-Газали, в конце своей жизни крайне изменил свои взгляды по ряду принципиальных вопросов в Акиде [вероубеждениях]. Мы все знаем какую роль сыграл аль-Газали в трансформации* ашаритского калямического мазxаба в сторону “муьтазилизма” и распространении его, а так же то, что он практически все свои книги и рассуждения в них, строил именно на нем [каляме].

 

*[ Имам аз-Захаби пишет в своей книге “Сияр” 17/558, после того как указал что последователи Абу Хасана Ашари, как и он сам подтверждали все Сифаты Аллаха, и не делали “та’виля”: “И этот путь, путь Салафов, и это то, что пояснил Абу Хасан и его последователи, и это остановка и сдача перед текстами Корана и Сунны, и этим же говорил аль-Бакьилани и Ибн Фаврак и крупные Ученые до времен Абу Маали [Джувейни] а затем времен Абу Хамида [аль-Газали], когда и произошли разногласия и расхождения, а мы просим Аллаха уберечь нас”].

 

Однако в конце жизни он, коренным образом пересмотрел свой взгляд и поменял его.

Если на протяжении многих лет он призывал к “Каляму”, “Тасаввуфу”, трансу, “Фана” и т.п…то в конце жизни, он выражал трезвое нет всему, что противоречит тем делам и словам, на чем были праведные предки, из Сахабов, Табиинов и Имамов.

 

🔵 Если мы взглянем на его последнюю работу, которая называется “аль-Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям”, то убедимся в том, что он коренным образом изменил свои убеждения.

 

🔵 1 Он полностью поддержал в этой книге убеждения Салафов, заявляя, что Истина это мазxаб Салафов, а тот, кто ему противоречит, тот в заблуждении. [Книга “аль-Ильджам аль-аввам” стр. 62].

 

🔵 2 Он порицал “та’виль” * сильным порицанием, призывая к подтверждению Сифатов Аллаху, и отстранению от “та’виля”, который ведет к “та’тилю” ** [опустошению] сказав: “Лечение ошибки “ташбиха” [уподобления] легче, чем лечение ошибки “та’тиля” [опустошения], т.к. достаточно сказать вместе с внешним указанием [Сифата]: “Нет ничего подобного Ему”. Сура аш-Шура 11 аят”.

 

*[Метод, которым “мутакаллимы” придают аятам Сифатов метафорические смыслы, опустошая Истинные Сифаты Аллаха, которыми Он Сам Себя описал в Коране.

 

**[Опустошение Аллаха от Сифатов, убеждение с которым прошли еретические секты “джахмитов” и “му’тазилитов”].

 

🔵 3 Он сильно порицал “мутакаллимов”, и описал основы их убеждений как порицаемое новшество [“бид’а мазмума”], а также, указал на то, что они послужили причиной причинения большого вреда для большинства творений, сказав:

“А доказательством на то, что оно послужило причиной большого вреда для творений, это: наблюдение, очевидность и опыт, а так же, то, что проявилось из вреда со времен появления “мутакаллимов” и расползания “каляма”, в то время как от подобного жестко порицали в первые времена Сахабов.

Так же на это указывает, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все его сподвижники, имея надобность, не проложили пути “мутакаллимов” в их разделениях и уточнениях, [и не потому что они не имели подобную возможность].

Если бы они видели в этом пользу, то никто бы не превзошел их в нем, они бы углубились в пояснении доказательств, таким пояснением, что превзошли бы их уточнения в науке “аль-Фараид” * ”.

 

*[Наука о наследовании, в которой нет вопроса, и самой отдаленной вероятности, которая была бы не пояснена лучшим пояснением].

 

Аль-Газали, указал так же на следующий важный момент: “Сахабы, да будет доволен ими Аллах, нуждались в аргументации и методах убеждения иудеев и христиан, в пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, однако они ничего не добавили кроме доказательств Корана, и они не утруждались построением рациональных критериев. Все это, потому что они знали, что подобное ведет только к “фитнам” и путанице. Тот, кого не убедят доказательства Корана, того не убедит ничего кроме меча. Нет, после пояснения Аллаха, пояснения!”.

Действительно мудрые слова Шейха Абу Хамида: Нет, после пояснения Аллаха, пояснения”!

Многие Ученые передавали, что аль-Газали в конце своей жизни отошел от своих прежних убеждений и вплотную занялся изучением Хадиса и посещением маджлисов Ученых Хадиса, из них:

 

⬛️ 1 Его ученик Абд аль-Гьафир аль-Фариси, сказал: “И было то, на чем он прожил свои последние дни, это увлечение хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и посещение маджлисов Аxлю аль-Хадис, чтение двух Сахихов [Сахих аль-Бухари и Сахих Муслима], которые являются “худжой” [доводом] Ислама”. [См. У ас-Субки в “Табакьат” 4/109-111. А так же, у Ибн Асакира в “Табийин казиб аль-муфтари” стр. 296, и у аз-Захаби в “Сияр” 19/ 323-324].

 

⬛️ 2 Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах: “Затем, когда он понял, что не достиг того, в чем нуждался, испробовав все пути, он остановился, и стал склоняться к пути Ахль-аль-Хадис [приверженцев Хадиса], и так он и умер, изучая Хадисы из Сборников аль-Бухари и Муслима”. [Книга “ас-Сафадия” стр. 212].

 

Шейх уль Ислам сказал: «После этого он вернулся на путь ученых хадиса, и написал Илджам аль Аввааман Илм аль Калам» Источник: Маджму Фатава, часть 4, стр. 72.

 

⬛️ 3 Сказал Хафиз Ибн Кассир, да смилуется над ним Аллах: “Сказано так же, что в последние дни своей жизни он стал, склонятся к слушанию Хадиса и изучению двух сборников Сахиха”.

[Книга “Бидаят ва Нихаят” 12/173].

 

 

 

📘 Высказывания Аль Газали:

 

• Аль-Газали сказал: «Калама было недостаточно для меня, и он не мог излечить меня от той болезни, которой я страдал. Он не дал мне того, что могло бы рассеять мрак замешательства в вопросах, по которым люди расходятся во мнениях».

[Источник: «Аль-Мункиз мин ад-Далал», стр. 60].

 

• В другой своей статье под названием «Фейсал ат-Тафрика» Аль-Газали сказал: «Вера, основанная на доказательствах калама, очень слаба, и любое сомнение способно разрушить ее. Твердая вера – это вера неграмотных людей, которая укореняется в их сердцах с детства благодаря тому, что они непрерывно слышат рассказы о ней».

 

• Аль-Газали сказал: «Следует знать, что очевидная истина, которую не станут оспаривать благоразумные люди, заключается в дороге праведных предков, под которыми я подразумеваю сподвижников и их последователей». [«Илджам аль-Авам ан Ильм аль-Калам», стр. 5].

 

• Далее Аль-Газали сказал: «Убедительным доказательством того, что истина полностью заключается только в дороге праведных предков, являются четыре принципа, признаваемые каждым разумным человеком».

 

Я постараюсь вкратце изложить перечисленные им принципы:

Первый из них сводится к тому, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был лучше всех осведомлен о том, что исправить положение людей, в том числе в будущей жизни.

Второй принцип заключается в том, что он полностью передал людям все, что было ему ниспослано по поводу их благополучия в этом мире и в будущей жизни, не скрыв от них ничего.

Третий принцип заключается в том, что сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучше всех остальных людей были осведомлены о значениях Слова Божьего и более других заслуживали правильного понимания их сути и постижения их таинств. Они были свидетелями того, как ниспосылалось откровение, и не разлучались с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, ни днем, ни ночью, стремясь постичь смысл откровения. Они изучали его для того, чтобы, во-первых, поступать в соответствии с его предписаниями, и, во-вторых, донести его до последующих поколений. Кроме того, они жаждали приблизиться к Аллаху, слушая, заучивая и распространяя Его Слово.

Четвертый принцип, заключается в том, что сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до конца своих дней никогда не призывали людей к рационалистическому толкованию священных текстов, и если бы такое рационалистическое толкование имело отношение к религии, то они бы прибегали к нему днем и ночью, призывая к этому своих жен и детей.

 

После разъяснения этих ясных принципов аль-Газали, вынес свое правильное решение о праведных предках и сказал: «Из этих принципов нам становится ясно, что истина заключается именно в их словах и воззрениях».

 

Источник: «Илджам аль-Авам ан Ильм аль-Калам», стр. 33 и дальше.

 

 

Только Аллаху известно покаялся Газали от той ереси и куфра которыми были наполнены его книги! Поэтому мы не выносим ему такфир, однако предостерегаем мусульман от чтения его книг, чтобы не впасть в заблуждение. А Аллах знает лучше.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: