А) Сделайте вывод о положении рабов в Риме

Ход урока

Организационный момент

Учитель просмотриваем видеосюжета из учебного фильма «Древний Рим» (демонстрируется эпизод о жизни рабов в Древнем Риме).

Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.

После этого вы покажите его на карте.

 


Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на ….

 

Там где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые… ()

 

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла… (

 

Ромул дал названье месту,

Это потому что им

Был основан город… ()

 

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал-

Тот карфагенский… ()

 

Установил господство Рим

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным

В… () в одночасье


 



Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей

Он родился свободным

Под отеческим кровом. Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

Так о ком идёт речь в стихах? (о…).

Давайте обозначим тему нашего урока, а теперь заполните первую графу в таблице что я знаю о рабах.

А) Как вы понимаете, что такое рабство?

Б) Есть ли сейчас рабство?

 

«что хочу узнать» (на основании этих записей пишется план урока).

Формулирование задач

Источники рабства

Как одевались рабы

Как жили рабы

Где использовался труд рабов

Как наказывали рабов

Изучение нового материала.

В начале урока учитель дает учащимся проблему: «Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?», разгадка которого будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Направления групповой работы, вступительное слово учителя: Сегодня наш урок будет необычным.Мы свами попали в исследовательскую лабораторию историков. И на 45 минут превратимся в исследователей институт. Я, как старший специалист исследователь беру вас в свои помощники. Кто- то из вас сегодня будет назначен:

1. Реставратором (ваша задача, восстановить утраченные слова)

2. Хронистом (задача - восстановить картину события по документам).

3. Текстологом -иллюстратором

4. Лингвистом-переводчиком.

Алгоритм действий группы:

1. Получение задания и ознакомление с краткой характеристикой его направления

2. Ознакомление с заданием

3. Выполнение

 

Картографы

Задания:

1. Показать на карте Рим и определить словами его местоположение (страна, полуостров);

2. Показать на карте страны, откуда прибывали рабы, прикрепить значки.

 

Реставраторы – это процесс восстановления и подновления подлинных древних частей.

Задания:

1. Опираясь на текст § 49, пункт 1, закончи предложения:

А) Главный источник рабства – ();
Б) Покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – ();
В) В результате завоеваний в Риме появилось – ().

У читель приводит пример: сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

1. Восстановить «белые пятна истории». восстановить пропущенные слова в тексте опираясь на текст § 49 пункт 2 («слова стерлись со временем»):
Наказ управляющему о содержании рабов:

1. Одежда рабов. Тунику (… …) и плащ выдавать через …

2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на … …

3. Спать в … помещении, окна под самым потолком закрыть …

4. На земляной пол бросить немного …

5. Кормить палыми …

6. Когда они будут съедены, давать … … и ….

(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).

а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме;
б) Перечислите, какую одежду носили рабы.

 





Хронисты – восстановить картину события по документам.

Задания:

1. Прочитайте документ Марка Порция Катона «Земледелие»: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить порядок…» (Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/под редакцией Е.А.Черкасовой. – М., 1987.).

Ответить на вопросы:

1.1. Было ли свободное время у рабов?

1.2. Что должны были делать рабы в дождливую погоду?

1.3. Что должны были делать рабы в праздники?

2. Прочитайте документ § 49, стр.240 «Римские ученые о рабах» (внизу, мелким шрифтом) и ответьте на вопросы:

2.1. Докажите, что рабовладельцы не считали рабов за людей;

2.2. Как рабы относились к труду, особенно в сельском хозяйстве (из записей ученого Колумелла)?

2.3. Как можно объяснить такое отношение рабов к труду (заинтересованы ли они в результатах своего труда? Почему?)

А) Сделайте вывод о положении рабов в Риме.

 

3 Текстологи – иллюстраторы. Изучают и восстанавливают историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования,

Задания:

1. Используя заголовки и текст п.2, 3, 4 § 49, ответить на вопрос: где использовали труд рабов?

2. Оживите картину «В имении римского рабовладельца». В помощь – текст, предложенный учителем. Ответьте на вопрос: как наказывали рабов?

Текст-опора.

В центре картины рабовладелец, раб-управляющий и немощный старик-раб.

Раб старается во всем угодить своему хозяину:

- Господин мой. Что делать с этим стариком: Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он слаб и никуда не годится.

- Он лодырь, - замечает хозяин, - накажи его.

- все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

- Попробуй его продать, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.

- Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет.

- Пожалуй, ты прав. Я велю его отвезти на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней. (Методическое пособие по истории древнего мира. М., 2006.)

4 Лингвисты – переводчики (словарно-терминологическая работа) – это люди, которые занимаются составлением словарей, написанием грамматики языка, совершенствованием орфографии.

Задания:

1. Вставьте пропущенные буквы в слова: р…бы, …мение, амф…театр, гл…диатор;

2. Объяснить значение этих терминов и продиктовать классу для записи в словарь.

· Рабы

· Имение

· Амфитеатр

· «Говорящее орудие»

 

Ответ на проблемный вопрос: « Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?» (.

1. Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тест из 10 вопросов)

1. Город Рим находится на п-ве….
а) Балканский б) Апеннинский

2. Каковы источники рабства в Риме?
а) завоевания б) добровольно приезжали в Рим из других стран

3. Рабы стоили очень….
а) дорого б) дешево

4. Рабовладельцы содержали рабов….
а) очень плохо б) очень хорошо

5. Где использовали рабов?
а) в сельском хозяйстве б) в доме как слуг в) в качестве гладиаторов

6. Как рабы относились к своему труду, особенно в сельском хозяйстве?
а) трудились добросовестно б) трудились плохо

7. Почему?
а) были ленивыми
б) не были заинтересованы в результатах своего труда, т.е. им ничего не доставалось

8. Как называли рабов в Древнем Риме?
а) «говорящим орудием» б) «немым орудием» в) «мычащим орудием»

9. Как вы относитесь к рабству?
а) равнодушно б) осуждаете в) приветствуете

10. К чему, на ваш взгляд, может привести большое скопление рабов в одной стране?
а) улучшение жизни местных жителей б) восстание

Проверка тестов в режиме взаимопроверки.

Что осталось неизвестным, вызвало затруднение (В.10)?

Оценка выставляется, исходя из 9 проверенных ответов.

Критерии оценок:

9-8 = 5 баллов

7-6 = 4 балла

5-4 = 3 балла

Меньше 4 = 2 балла

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: