Рекомендации к разработке мероприятий. Конструирование

Особенностью массового мероприятия является то, что при его подготовке и проведении организационные и творческие аспекты находятся в тесной взаимосвязи. Ведущая роль, безусловно, принадлежит творческому процессу, эффективность которого определяется уровнем профессионального мастерства педагога-организатора и самой его личностью. Это обязывает к постоянному совершенствованию самого себя, своих личных качеств, общих и специальных знаний, умений, навыков. Данная методическая рекомендация поможет активизировать этот процесс, найдет свое применение в школьной  и студенческой жизни, станет востребованной и будет оценена теми, кто действительно заботится об организации интересного и классного мероприятия. 

В подготовке и проведении массовых мероприятий различают три этапа работы: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя всю предварительную работу, начиная с определения социальной значимости и масштабов мероприятий и заканчивая генеральной репетицией в костюмах, с декорациями, световыми и звуковыми эффектами.

Это самый ответственный этап, и от грамотного его планирования и стыковки всех составных частей зависит успех всего мероприятия.

Остановимся на основных составляющих подготовительного периода.

1. Выбор темы.

При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна для будущей аудитории.

2. Постановка цели.

Целеполаганию придается особо важное  значение: организаторы должны четко определить, для чего они все это будут делать, какие качества посредством данного мероприятия хотят воспитать или развить в своих воспитанниках. Цель должна быть конкретной, адекватной возрасту детей, задачи – выполнимыми. Массовое мероприятие может проводиться с целью знакомства с народными традициями, воспитания определенных качеств личности и др.

3. Выбор наиболее удачной формы.

В настоящее время практикуются различные формы проведения мероприятий для школьников: театрализованное представление, бенефис, презентация, игровая развлекательная программа, комплексная игра, турнир и т.д. Выбирая форму, следует делать упор на предполагаемую возрастную категорию и на уровень развития зрительской аудитории. Так, например, планируя в школе День знаний, мероприятие для учащихся младших классов можно провести в форме игры – путешествия в страну школьных наук (по станциям), для ребят среднего возраста может быть интересен Турнир эрудитов, а для старшеклассников – презентация клуба знатоков школьной жизни или встреча команд КВН под названием «Все о школе» и т.д.

4. Поиск названия.

От того, насколько точно, емко, эмоционально и оригинально будет названо мероприятие, во многом зависит его посещаемость и успех.

Поиск названия - процесс творческий. Его можно вести до того, как разработан сценарный план или тогда, когда уже полностью готов сценарий. Чаще всего сначала придумывается название, а потом пишется сценарий. Такой путь существенно ограничивает поиск. При готовом сценарии значительно легче сформулировать название. Оно может быть подсказано атмосферой, которая возникает при прочтении материала в целом, фразой или репликой участника. По какому бы направлению ни развивался поиск, следует помнить главное: в названии должна быть четко выражена основная идея мероприятия.

5. Работа над сценарием.

Работу над сценарием следует начинать с составления сценарного плана, который представляет собой упорядоченно выстроенные в определенной последовательности составляющие элементы. Например:

Театрализованный пролог.

Фанфары. Выход ведущих.

Текст ведущих о...

Художественный номер и т.д.

Разрабатывая сценарный план, следует учесть, что все основные блоки - эпизоды – должны быть выстроены в единую сюжетную линию, их связывающую. Неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. В сюжете должны быть отражены характерные, интересные для конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся, что составляет композиционное решение мероприятия. В развитом виде композиция включает в себя:

экспозицию (назначение – дать зрительскому восприятию эмоциональный настрой);

завязку (название – пустить действие в ход);

развитие действия;

кульминацию (наивысшую точку напряжения);

развязку;

эпилог.

Иногда мероприятие может быть завершено кульминационным моментом, т.е. на наивысшей точке напряжения. Итак, сценарный план составлен, и его следует наполнить. Существует несколько источников, из которых черпается необходимый материал: научная и справочная литература, различные виды периодики, художественный материал. Но важнейшим является, пожалуй, непосредственно окружающая нас действительность.

При написании сценария особое внимание следует уделить текстам ведущих. Чаще всего они бывают в стихотворной форме, т.е. поэтическая речь наиболее организована, выразительна, эмоциональна. Если вы все же остановились на прозе, постарайтесь сделать тексты ведущих яркими, четкими, не перегружайте сценарий длинными монологами, которые тяжело воспринимаются на слух. Лучше ввести живые диалоги, элементы театрализации, общение с аудиторий и др. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью, зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Он должен носить характер «зримого сценария», т.е. быть не просто литературно-описательным, а способным предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия так, как они будут происходить.

6. Составление плана подготовки.

Практическая реализация сценария требует наличия плана подготовки, который строится по следующей схеме:

№№ пп

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Для того чтобы мероприятие было ярким и качественным, в процессе его создания, помимо сценариста, должны участвовать: режиссер, осуществляющий постановку; звукорежиссер, занимающийся музыкальным и звуковым оформлением; осветитель (световые эффекты); художник (художественное оформление зала, сцены); бутафор (изготовление реквизита); костюмер (пошив или подбор костюмов); вспомогательно-техническая группа (обслуживание сцены, приглашение выступающих). Кроме того, при подготовке мероприятия следует учесть приглашение гостей, формирование зрительской аудитории, разработку и распространение рекламы, подбор концертных номеров и многие другие моменты, «работающие» на качество. Для того, чтобы весь этот объем работы не упал на плечи одного человека, ответственный за проведение мероприятия и составляет план подготовки, отразив в нем всю работу, которую необходимо проделать, определив сроки исполнения и ответственных, примерный план подготовки дан в приложении.

7. Репетиции.

Репетиционная работа занимает одно из главных мест в подготовке мероприятия. Для успешного проведения репетиции необходимо:

репетировать по частям, по эпизодам;

Если эпизод, номер готов, незачем «мучить» исполнителей многократными повторениями до генеральной репетиции;

создать на репетиции атмосферу творчества;

забыть слова и предложения типа: «Хватит, сколько можно говорит!», «Ничего у вас не получится!» и т.д.;

тщательно репетировать массовые сцены, в которых занято много участников. Не жалеть времени на то, чтобы научить ребят быстро и бесшумно перестраиваться за кулисами, выходить на сцену.

Репетиционная работа также многоэтапная и осуществляется в определенном порядке:

Прочтение сценария, разбор, распределение ролей.

Застольные репетиции (сверка текстов, определение характеров героев, чтение по ролям).

Репетиции с реквизитом.

Репетиции с реквизитом и в костюмах.

Репетиции в декорациях

Постановочная репетиция, на которой ставится свет.

Пробная постановочная репетиция со светом и фонограммой.

Черновая генеральная репетиция. Корректировка. Хронометраж.

Генеральная репетиция. Это окончательный просмотр: мероприятие идет целиком, без остановок, в костюмах, с декорациями и реквизитом, со всеми звуковыми и световыми эффектами.

 

Таким образом, в идеальном варианте необходимо 8-10 репетиций для проведения мероприятия на высоком качественном уровне, но это делается в случае повышенной сложности сценария и режиссерских задумок. При подготовке традиционных мероприятий достаточно 4-5 репетиций, включая генеральную. Обязательным является проведение хронометража и определение длительности мероприятия с учетом возрастных и психологических особенностей зрительской аудитории. Опыт показал, что идеальное время продолжения мероприятия для младшего и среднего школьного возраста – 30 - 40 минут (в зависимости от выбранной формы), для старшеклассников – 60 - 90 минут. При проведении репетиций следует обратить особое внимание на подготовку ведущих (речь, движение). Необходима тщательная расстановка акцентов в текстовом материале, аргументированное движение по сцене (выход, уход, работа с залом, чтение текста из-за кулис и т.д.) Костюмы ведущих должны точно соответствовать сценическим образам, направленности мероприятия, являясь органичным дополнением к его форме и содержанию.

Основной этап работы – это собственно проведение мероприятия. Здесь следует принять к сведению некоторые позиции организационного плана, способствующие успеху мероприятия.

Перед началом (примерно за час) ответственным за проведение осуществляется проверка готовности к мероприятию (звук, свет, оформление, реквизит) и окончательная расстановка по местам всех задействованных исполнителей (помрежи, дежурные, отв. за микрофоны, занавес, вынос реквизита, приглашение коллективов - участников ЗММ). Звукорежиссером и светооператором осуществляется окончательная настройка аппаратуры.

З  а 15-20 минут до начала мероприятия приглашается зрительская аудитория. Дежурный по залу осуществляет пропускной контроль, обеспечивает порядок в зале. Если предполагается приглашение особых гостей, их встречает и рассаживает на отведенные места специально подготовленный человек или представитель администрации.

При возникновении ситуаций, требующих корректировки сценария, до начала мероприятия необходимо дать информацию режиссеру, ведущим. Эта информация передается из зала ответственным дежурным через «бегунка», который осуществляет связь зала со сценой. Никаких передвижений посторонних лиц по сцене во время нахождения зрителей в зале не допускается.

Творческие коллективы, принимающие участие в мероприятии, не должны находиться за кулисами с самого начала в ожидании своего выхода на сцену. Они находятся в гримерных комнатах и вызываются за кулисы согласно программе за 2-3 номера. Отвечает за своевременный выход коллективов помощник режиссера. Эта связь осуществляется через второго «бегунка». Такая система способствует созданию порядка за кулисами, не перегружает сцену лишними людьми.

Таким образом, выполнение всех этих условий является залогом успешного проведения любого массового мероприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: