Достижимо ли счастье?

Что такое гедонизм?

Гедонизм (греч. hendone - наслаждение) - учение о том, что удовольствие является не только высшим благом, но и смыслом жизни. Согласно этому учению, все остальные существующие ценности - это лишь ключи к достижению удовольствия.

Концепцию этого учения разработал древнегреческий мыслитель Аристипп. Философ определял для души человека два состояния - удовольствие и боль. Виды удовольствия не имеют разницы, поскольку их сущность одинакова качественно. Счастье по Аристиппу - это максимальная степень удовольствия без боли, а смысл жизни - в физическому наслаждении. Гедонизм был особенно популярен в эпоху абсолютизма, в частности во Франции времен Людовика XV. Однако в то же время это учение часто трактовалось превратно - как способ достижения простейших нужд, присущих аморальному поведению.

Гедонизм стал снова восприниматься серьезно благодаря трудам британского философа Иеремии Бентама, основавшего утилитаризм, который иногда называют синонимом гедонизма. Однако, несмотря на общую сферу употребления, эти понятия обозначают разные категории. Утилитаризм, как и гедонизм, пропагандирует идею поиска наслаждения, тем не менее, в отличие от гедонизма, содержит не только теоретическую базу, но и практическую - конкретные предписания для построения такой модели общества, где действия всех людей направлены на достижение удовольствия и уменьшение страданий. Кроме того, гедонизм не исключает личного (эстетического) стремления к наслаждению, тогда как утилитаризм предполагает только общественные установки.

 

Что такое свобода?

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«.

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера, Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость.

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Достижимо ли счастье?

Счастье - это что-то очень субъективное, потому что каждый человек воспринимает его через собственные ощущения. Каждый оценивает события в своей жизни, обстоятельства и другие факторы, через призму своего восприятия и субъективного понимания счастья. Насколько отличаются люди, настолько разное и понимание счастья. Кто-то чувствует себя довольно счастливым, кто-то недостаточно счастлив. Почему так? Как счастливый, стал счастлив? Существует ли универсальное решение, чтобы каждый мог стать счастливым?

До сих пор не доказаны однозначно, какие условия жизни или личностные факторы и их сочетания, гарантируют более сильное ощущение счастья. Известно, что уровень доходов положительно связан с чувством субъективного благополучия или счастья, однако, это неоднозначный показатель, потому что уровень дохода создает ощущение счастья только до тех пор, пока в среднем обеспечены и удовлетворены основные жизненные потребности (для каждого этот уровень может немного отличаться). После того, как основные потребности удовлетворены, деньги больше не влияют на ощущение счастья. Результаты исследований указывают на то, что в целом, счастье и удовлетворенность жизнью достижимы независимо от возраста, пола, расы или занимаемой должности. Это и заставляет искать такие методы и стратегии, которые могут увеличить ощущение счастья и будут более или менее одинаково эффективны для каждого.

Представители позитивной психологии исследуют то, в какой мере на счастье может влиять врожденность. Действительно, есть люди, которые по своей природе немного счастливее, чем другие. Это подтверждается результатами исследований с однояйцевыми близнецами, которые выросли и жили в разных обстоятельствах. Измерив уровень их ощущения счастья, был сделан вывод о том, что оно одинаково, независимо от жизненных обстоятельств.

Разработанная исследователями модель счастья выдвигает идею о том, что наследственность объясняет 50% ощущения счастья. Всего 10% (!) нашего ощущения счастья связано с внешними факторами (материальное положение, жизненная ситуации, и тому подобное), а 40% остается в наших собственных руках! Это означает, что мы действительно имеем базовый уровень счастья, однако наша собственная деятельность играет достаточно большую роль в том, на сколько счастливыми мы будем себя чувствовать. Ученые также обнаружили, что эти 40% достаточны для того, чтобы человек смог внести положительные изменения в свою жизнь.

В повышении уровня счастья, большое значение имеет мотивация, воля и реальные действия. Наиболее эффективным методом является умение ценить то, что в жизни хорошо, что хорошего было сегодня, т.е. способность видеть хорошее и ценить даже небольшие, повседневные вещи. Доказаны и другие эффективные способы, например, вежливость, проявление доброты, безвозмездное оказание помощи другим, добрые дела. Такие добрые ”дела” могут быть совершенно простыми и на первый взгляд незначительными, например, придержать дверь, приветствие и выражение благодарности, например, искренне поблагодарить продавца в магазине, приготовить партнеру завтрак, заварить коллегам чай и другие ”мелочи”. Важно делать это осознанно, ничего не ожидая взамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: