Тест «автономности-зависимости»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дисциплина «ПСИХОЛОГИЯ»

Преподаватель: к.псх.н., доцент Андрей Владимирович Ипатов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Регуляторная функция психики.

Задание:

1. Внимательно прочитать текст

2. Ответьте на контрольные вопросы

3. Пройдите тест, посчитайте результат

4. Результаты теста и ответы на контрольные вопросы прислать преподавателю на эл. почту (sppa@mail.ru) – в течении недели после занятия.

 

В современных условиях развития Российского общества все более значительной становится роль каждого человека, поскольку от развития его способностей, активности, самостоятельности непосредственно зависит повышение духовного, социального и экономического потенциала России.

В современной психологии значительное место занимают вопросы, связанные с регуляторной функцией психики, которая проявляется в готовности и умении человека действовать определенным образом в различных жизненных ситуациях: в учебе, труде, в общении, наедине с самим собой и т.д. Особое внимание уделяется проблемам исследования специфически-личностных механизмов регуляторной функции психики, выявление которых позволяет не только изучать психические закономерности различных видов социального поведения, но и дает возможность прогнозировать его.

Ведутся интенсивные дебаты о том, люди или ситуации управляют поведением? Ученые сошлись на том, что важны и те и другие и что люди и ситуации взаимодействуют друг с другом.

Наибольшее внимание уделяется этой проблеме в области изучения закономерностей личностной регуляции социального поведения, но поскольку оно затрагивает все сферы человеческой психики, исследование данной проблемы можно встретить и в работах по социальной, когнитивной психологии, психологии личности, в мотивационной сфере. Изучение соответствующей литературы показывает, что, решая проблему детерминации в аспекте личностных особенностей регуляции поведения, авторы многочисленных зарубежных концепций разрабатывают теории личностной регуляции, опираясь в основном на дихотомию «внешнее – внутреннее».

 

Системная организация осознанной саморегуляции

Деятельности.

1. Проблема соотношения понятий «личность» и «субъект» в контексте осознанной саморегуляции.

Проблема психической регуляции деятельности может быть адекватно изучена только с учетом анализа психологии личности (как носителя психической регуляции), когда личность выступает в качестве субъекта деятельности. В связи с этим нам необходимо рассмотреть соотношения понятий «личность» и «субъект» в общеметодологическом аспекте и определить их специфику в контексте психической регуляции деятельности.

В 20—30-е годы перед отечественными психологами стояла проблема разработки объективного метода исследования психики и личности, для решения которой С.Л. Рубинштейн предложил известную формулу, согласно которой в деятельности личность и проявляется, и формируется. Главный момент в этой формуле приходится на проявление личности в деятельности. Если в 30-х годах, по мнению К.А. Абульхановой-Славской (1997), С.Л. Рубинштейн видит объективный подход к личности в том, чтобы исследовать внешние проявления внутреннего, то в 50-е годы он решает принципиально иную задачу: показать в научной теории роль внутренних детерминант, т.е. исходящих от самой личности, раскрыть ее качество как субъекта. Для решения этой задачи он разрабатывает новую, адекватную задачам психологии формулу детерминации: внешнее преломляется через внутреннее, причем внутреннее, в свою очередь, выступает в качестве детерминант внешнего. Согласно С.Л. Рубинштейна, «...неверно всякое рассуждение, которое не выходит за пределы альтернативы: либо все – изнутри, либо все извне, – всякое рассуждение, которое не соотносит определенным образом внешнее и внутреннее. Ничто не развивается чисто имманентно только изнутри, безотносительно к чему-либо внешнему, но ничто не входит в процесс развития без всяких к тому условий». Именно эта формула Рубинштейна оказалась «решением самой существенной альтернативы – один полюс которой состоял в стремлении целиком вывести психику и личность из внешних условий и признать определяющую роль внешних детерминант, другой – соответственно гегелевской и психологическим вариантам идеалистической парадигмы – только из внутренних, имманентных. Рубинштейн определяет личность как совокупность внутренних условий, преломляющих внешние воздействия, т.е. раскрывает диалектическое взаимодействие внешнего и внутреннего… В эту формулу вписывалась и ею объяснялась: специфическая избирательность личности; ее активность; индивидуальность; интегративность. Таким образом, С.Л. Рубинштейном был сформулирован «личностный принцип» (на основе которого в настоящее время развивается «субъектный подход»), выразившийся в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей всеми психическими процессами.

Рассматривая вопрос о соотношении понятий «личность» и «субъект», Рубинштейн отмечает, что «…вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как я) – это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения – мотивы сознательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле я, однако понятие личности применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком, специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций – побуждений его непроизвольной деятельности

Вместе с тем, проблема проявления личности как субъекта деятельности является не только проблемой ее настроений или желаний. Когда личность не осознает противоречия между своими возможностями и социальными требованиями, она вынуждена расплачиваться за это психологической или личностной «ценой». Деятельность человека может быть оптимальной, социально эффективной, но усилия, которые он вынужден при этом затрачивать, поглощают его жизненные силы, порождают неудовлетворенность жизнью. В конечном итоге вся жизненная энергия человека уходит на компенсацию этого несоответствия. Исследование, рассматривающее личность и как субъекта жизни, и как субъекта деятельности, частично подтвердило вышесказанное. Оно показало, что процессы регуляция деятельности субъектом и процессы построения им своего жизненного пути взаимосвязаны не однозначно. Успех в деятельности не всегда предполагает успех в жизни (впрочем, как и наоборот). Субъект, умеющий эффективно организовать свою деятельность и самостоятельно добиться в ней успеха, в построении своего жизненного пути, может оказаться далеко не таким успешным. Личность как субъект деятельности характеризуется «активной целеустремленностью, самостоятельностью», однако на уровне своего жизнепостроения, как субъекта жизни, она проявляет себя как «спонтанно-активная».

Б.Ф. Ломов в разработке принципов системного подхода в психологии, представлял личность как систему, вписывающаяся в социальную систему, и как самоорганизующаяся многоуровневая систему.

Следуя С.Л. Рубинштейну, мы полагаем, что в изучении закономерностей детерминации психической регуляции деятельности приходится иметь дело с единством внешних и внутренних условий, но их роль в каждый данный момент и в каждом конкретном случае может быть различной. В одном случае главные исходные действующие причины лежат вне субъекта, а его (субъекта) внутренние свойства образуют лишь те условия, которые опосредствуют действия внешних причин. В другом случае, наоборот, первично действующие причины исходят от самого субъекта, а внешние причины являются условиями, в которых совершается деятельность. Но в любом случае внешние воздействия опосредуются психикой самой личности. С нашей точки зрения, «система психологических отношений, составляющая совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние причины, внешние воздействия» может быть охарактеризована, прежде всего, совокупностью тех качеств личности, которые определяют ее «самость» и позволяют ей самостоятельно действовать во внешней среде, проявляя свою «автономность» в качестве субъекта деятельности. Как отмечает К.А. АбульхановаСлавская, «Самостоятельность – это черта, которая … является главной характеристикой субъекта деятельности … существует в имплицитном виде, как потребность определенной меры независимости». Это хорошо согласуется не только с основополагающим принципом С.Л. Рубинштейна, но и полностью отвечает философскопсихологической концепции субъекта, развитой А.В. Брушлинским, для которого «Субъект – это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д.».

Субъектность каждой личности проявляется в способе интерпретации действительности, в особенностях того, как формируется ее функциональная система регуляции, в зависимости от принятых ею целей деятельности.

То, как личность организует, планирует, регулирует свое поведение и деятельность, в какой мере она оценивает и учитывает внешние условия и требования, складывающиеся обстоятельства, зависит от ее жизненного опыта и психических особенностей. В этом плане континуум психической регуляции чрезвычайно велик, однако с целью выявления ее типологических особенностей теоретически возможно представить (постулировать) наличие двух полярных типов. Первый тип субъекта деятельности основан на «внутренней стимуляции», на доминирующем учете внутренних, субъективных факторов, субъект с таким типом регуляции активно стремится добиться удовлетворения своих потребностей (иногда даже вопреки действующим объективным условиям). Другой тип субъекта деятельности в основном опирается на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования. Такой субъект оказывается практически полностью зависимым от внешних обстоятельств, в процессе достижения своей цели ему приходится часто «подстраиваться» под внешнее окружение. Подчеркнем, что здесь приведены две возможные теоретические крайности, выделенные из континуума большого разнообразия регуляторных особенностей.

Таким образом, теоретическая концепция субъекта деятельности, основные идеи которой были разработаны С.Л. Рубинштейном, существенно дополнены и развиты К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинским, включает в себя ряд взаимосвязанных понятий, которые позволяют раскрыть основные параметры, присущее субъекту как специфической, целостной системе. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности, наиболее ярко проявляются в феномене «автономности», «эффективной самостоятельности». 

 

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется регуляторная функция психики

2. Что управляет поведением, сам человек или ситуация

3. Дайте определение личности по Б.Л. Ломову

4. Охарактеризуйте субъект деятельности основанный на «внутренней стимуляции»

5. Охарактеризуйте субъект деятельности основанный на «внешней стимуляции»

 

Определите личностную черту: автономность(независимость-зависимость. Придумайте себе псевдоним и результаты теста пришлите преподавателю (sppa@mail.ru) – в течении недели.

Тест «автономности-зависимости»

Инструкция. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте знак «+» в графе «Да» или «Пожалуй, да»; если же не согласны, то поставьте знак «+» в графе «Нет» или «Пожалуй, нет», в зависимости от того, какой ответ больше Вам подходит.

Содержание утверждения Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
1 Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком        
2 Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует        
3 Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями        
4 При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы        
5 Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны        
6 Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу        
7 Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали        
8 Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану)        
9 При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную        
10 После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал        
11 Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела        
12 Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать        
13 Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели        
14 Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так        
15 Как правило, любые решения я принимаю, советуюсь с кем-нибудь        
16 Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе        
17 Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы        
18 Я склонен отказываться от работы, которая «не клеится» (не идет)        

При обработке заполненных бланков, ответы «да» и «пожалуй, да» объединяются в ответ «да»; ответы «нет» и «пожалуй, нет» объединяются в ответ «нет».

Ключ к опроснику:

«Да»: 1, 2, 3, 5.

«Нет»: 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Испытуемые, набравшие:

— от 12 баллов и более, относятся к группе «автономных»;

— от 8 баллов и менее, относятся к группе «зависимых»;

— от 11 до 9 баллов, относятся к группе «смешанных».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: