Этногенез ранних славян// вестник российской академии наук, том 73, № 7, С. 594-605 (2003)

Древнерусское языческое святилище в Перыни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып. 50, Москва с. 92-103, 1953г.

Урочище Перынь находится в 4 километрах южнее города Новгород. Оно занимает небольшой плоский холм на левом берегу реки Волхова, около его истоков из озера ильмень.

В Перыни стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 году была срублена и сброшена в Волхов. Всё это давало полное основание предполагать, что здесь был один из центров языческой религии Древней Руси.

Замечательно топографическое положение урочище, сближающие Перынский холм с холмами, на которых были расположены уже открытые и исследованные языческие святилища славян. Подобно Перынскому холму, ограждённому  водой с 3 сторон, округо-овальное сооружение из серого песчаника, десятинной церкви в Киеве и признана большинством исследователей языческим капищем, расположено на мысу, обращённая на восток. Такая закономерность расположения святилище не случайно и может быть объяснено тем, что идолы, поставленные на таких холмах, были обращены на восток, навстречу первым лучам восходящего солнца, и одновременно к воде.

Новгородская археологическая экспедиция ещё в 1948 году предприняла в Перыни небольшие раскопки. Первый раскоп был тогда заложен внутри древней церкви богородицы. Предполагалось, что это церковь построена на месте языческого храма, так как еще со времен Владимира Святославовича, в целях искоренения язычества устанавливалась традиция строить христианские храмы на месте языческих святилищ. Целью раскопок было установить время сооружения церкви Богородицы и исследовать культурный слой, лежащий ниже её фундамента, для отыскания остатков предполагаемого храма.

В 1951 году новгородская экспедиция продолжила работу в Перыни, севернее и западнее второго раскопа 1948 года заложив новый район. Северную стенку его, по возможности стараясь приблизить к церкви богородицы, всё ещё думаю, что остатки языческого храма должны быть находиться где-то около церкви. Однако культурный слой здесь оказался полностью нарушенным многочисленными захоронениями xix-xx столетий. Всё же отдельный не потревоженные небольшие участки культурного слоя и материка позволили сделать важный вывод топографического характера. Оказалось, что первоначально Перынский холм имел совершенно иной рельеф. Древняя вершина находилась значительно южнее современной и приблизительно совпадало с центром холма, в то время как современная ассиметрична центру.

В 1952 году новгородской экспедиции центральная часть святилища в Перыни раскопана полностью. Изучение стратиграфии заполнения рва и остатков кострищ дает возможность утверждать, что все кострища перекопаны одновременно перед самой засыпка рва. В точном в центре круга, очерченного кольцеобразным рвом, вскрыта яма, восточная половина которой была нарушена при постройке полуземлянки. Сохранившаяся часть в плане имеет полукруглую форму.

Открытая на вершине Перынского холма сооружение, представляющее собой круглое возвышение с горизонтальной поверхности и с вертикальным столбов центре, обрамлённое рвом оригинальный формы с восемью и ячейками для костров, не может быть определена иначе, как культовое. Несомненно, это остатки святилища Перуна. При разорении святилища пострадал северный край центрального округа, о чём свидетельствуют нарушение окружности.

Известно, что славяне- язычники любили посвящать громовержцу Перуну некоторые цветковые растения. Так, у всех южнославянских народов цветок носит народное наименование,, перуника,,. Не цветение перуники считалось предвестником смерти.

Ров, окружавший круглое возвышение с идолом, имел ритуальное назначение. Что касается костров, открытых во рву святилища, то имеются непосредственные указания письменных источников на огонь, как священную принадлежность богослужения Перуну.

В заключение следует обратить внимание на генетическую связь перынского культового сооружения с так называемой,,курганной архитектурой,, восточных славян. На круговом возвышении с горизонтальной поверхностью совершенно сходным с перынским кругом - пьедесталом происходило сожжение покойника. Затем остатки трупосожжения собирались в сосуд, который ставился в большинстве случаев в центре насыпи. Иногда на такой насыпи вокруг урны с трупосожжением устраивались кольцо из камней. Это своеобразная жертва Перуну: сородичи, помещая сосуд с остатками умершего в жертвенник как бы обращались к Перуну с просьбой принять душу покойного в загробный мир. Наличие же крупный насыпи с горизонтальной поверхностью являющийся основанием пьедестала для помещения останков после трупосожжения помимо смоленских курганов может быть отмечено в ряде курганов новгородских славян.

Этногенез ранних славян// ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, том 73, № 7, с. 594-605 (2003).

Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были, начинай начатые лингвистами в XIX веке. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, но по ним  можно представить историю только от средневековой пары. Безусловно, важнейшим в изучении древнейшей истории славян являются данные археологии.

Прежде чем приступить к изложению проблемы происхождения и начальной истории славян, считаю необходимым сделать 3 примечания.

 Во-первых, выводы каждой из наук должны полностью обосновываться собственные материалами, но никак новейшими данными смежных наук.

Во-вторых, этногенез славян должен рассматриваться во взаимосвязи с изучением этноистории соседних народов.

В-третьих, надо иметь в виду, что на вопрос о соотношении археологических культур с этносами не может быть прямолинейного ответа.

В археологии основным в изучении культурогенеза является ретроспективный метод. Он заключается в поэтапном прослеживание истоков той или иной археологической культуры.

В настоящее время очевидно, что распад индоевропейского языка было много активным процессом, растянувшийся на тысячелетия. На первом этапе обособились из стали развиваться как самобытные этноязыковые образование анатолийцы, затем индоарии, иранцы, армяне, греки, фракийцы это тохары. Языки же индоевропейских племен, населявших землю центральной Европы, оформились в самостоятельные относительно поздно.

В настоящее время есть все основания отождествлять население среднеевропейской общности полей погребальных урн с древнеевропейцами. Это историческое образование родственных племен, которым были свойственны единообразный быт, домостроительство и обрядность. Племена внутри общности самым теснейшим образом взаимодействовали между собой.

Следующий этап истории славян связан тесными контактами с кельтами. Последние расселяются на Одере в Силезии, где складывается Латенская культура, и на Висле формируется тынецкая культура в которой сочетаются кельтский особенности с пшеворскими.

Постепенно славяне-носители пшеворской культуры- ассимилировали кельтов сначала Малопольше, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказало мощное воздействие на развитие пшеврской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две группы славянства  южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.

Области, занятые славянами в римское время (2- 4 век нашей эры)  не имели каких-либо естественных рубежей. Туда  неоднократно вторгались с запада различные племена германцев. Анализ данных раскопок поселений и могильников пшеворской культуры позволяет вычленить в домостроительстве, погребальной обрядности и глиняной посуде домашней выработки этнографические особенностей, характерных для славян и свойственные германцам.

Становится очевидным, что в бассейне Вислы резко доминировала славянский этнос, в бассейне Одера преобладало также славянское население, но здесь немало было и переселенцев из коренных германских земель.

В  римское время славяне расширили свою территорию ещё в Южном и юго-восточном направлении. В конце 2 века в нашей эры носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам карпатских гор расселились северных окраинах региона среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.

На определенном этапе славяне, проживали по соседству с римским миром и освоили целый ряд элементов его культуры. Исследователи не раз обращали внимание на воздействие римской цивилизации на некоторые стороны славянской народной жизни. Так не подлежит сомнению, что наименование календарных циклов была воспринята славянами от римлян и ещё в общеславянский период.

Ситуация усугублялась значительными ухудшением климата. Первые века нашей эры в климатическом отношении были весьма благоприятным для жизни и сельскохозяйственной деятельности - основы экономики основной массы славян. С конца 4 века в Европе наступило резкое похолодание. Отмечался резкий рост увлажненности почвы, что было обусловлено увеличением осадков. Повысился уровень рек и озёр, поднялись грунтовые воды, разрослись болота. Многие поселения римского времени оказались затопленными или от подтопленными, а некоторые земли - непригодными для земледелия. Значительные массы населения вынуждены были покинуть Висло-Одерский регион - началась великая славянская миграция.

В лесостепной части Междуречье Днестра и Днепра в  4 веке складывается пеньковская культура. Её носителями были анты -  потомки Черняховского населения, которые вскоре расширили свою территорию. Во время погрома черняховской культуры гуннами крупная группа её земледельческого населения переселились на среднюю Волгу, принеся туда провинциальное римские пашенные орудия и культурные растения.

 Самые ранние известия о движении славянского населения на балканский полуостров датируются первой половиной 6 века, но не исключено что небольшие группы славян ещё раньше осели в этом регионе. С 578 по 581 года началось освоение славянами и Греции.

Славяне в седьмом веке проникли также на островах Эгейского и Средиземного морей и в некоторые районы малой Азии. Как и в Греции, здесь они постепенно ассимилировались с местными жителями. 5- 7 веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширных пространствах Европы и их активное взаимодействие и метизация с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: