Этапы организации проектов и содержание работы

Тема лекции 4. Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Дата: 28.04.2020 г.

 План:

1. Сущность метода проектов

2. Этапы организации проектов и содержание работы

3. Требования к реализации экологических проектов

Сущность метода проектов

История метода проектов насчитывает почти сотню лет. Это одновременно и традиционное, и новое для педагогов явление Его предложили американские педагоги Д. Дьюи и В. Килпатрик в 20-е годы прошлого века. Метод сразу обрел популярность. Несмотря на то, что с течением времени и сама концепция, и способы ее воплощения, предложенные автором, претерпели изменения, суть технологии проектов остается прежней. Она состоит в том, чтобы стимулировать интерес детей к решению проблемы, для чего необходимы знания. В процессе работы над проектом детям показывают возможность применения знаний на практике.

«Второе рождение» метод проектов в современной отечественной педагогике произошло первоначально в практике, а затем получило должное теоретическое обоснование.

Традиционное определение метода проектов, как системы обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения, постоянно усложняющихся практических заданий-проектов, постоянно дополняется с позиций современных педагогических подходов.

В современных трактовках метод проектов рассматривается как:

1.Форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока дот нескольких месяцев (А.В. Хуторской «Современная дидактика»)

2.Технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно - ориентированное обучение (В.В. Гузеев)

3.Способ группового обучения (групповая технология)

4.Способ организации самостоятельной творческой деятельности (технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности) и т.д.

Метод проектов – это не само цель, не очередная модная новинка. Это проверенная временем технология развития познавательной активности ребенка, его самостоятельности, умения работать в команде и ценностного отношения к познанию.

В проектах с экологическим содержанием крайне важным является воспитательный аспект. Развитие познавательной активности ребенка в них органически сочетается с формированием экологической культуры личности.

Этапы организации проектов и содержание работы

Проект включает три основных этапа:

1 этап – подготовительный: выбор объекта исследования, постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап – обобщающий  (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, с использованием различных методов: сочинение рассказов и сказок детьми, игры, изображение исследуемых объектов природы при помощи разных материалов и техник, проведение праздников, создание рекламы, создание природоохранных знаков, сбор макулатуры, посадка растений, ремонт старых книг и т.д., формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
3. Требования к реализации экологических проектов

1.В процессе реализации проекта работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследовании, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые кроме него, никто не может выполнить.

2.Необходимо предоставлять детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них может предложить что-то свое. Свобода выбора реализуется и при определении объекта исследований. Например, при реализации проекта «Мое дерево» ребенок должен почувствовать, что это именно его дерево, он сам его выбрал, что оно нравится ему больше других.

3.К любым наблюдениям ребенка следует относиться серьезно. Как можно чаще хвалить, за то, что заметил первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение запаха, «настроения» дерева после дождя. В этом случае дети чувствуют значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

4.Важно чтобы ребенок ощущал доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если, кто-то из детей сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте внимание на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ребенок не должен бояться ошибиться. К тому же в природе все так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.

5.В процессе реализации проекта необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к природе, его любознательность. Это залог успеха реализации проекта.

6.В процессе исследовательского этапа проекта важно подбирать задания, в которых были бы задействованы все органы чувств: и зрение, и слух, и осязание, и обоняние.

7.В процессе реализации проекта важно научить ребенка видеть необыкновенное в обыкновенном. Например, в процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много нового, неожиданного. Оказывается, дерево бывает разным в разную погоду, в разное время года, на нем обитает много жильцов (насекомых, птиц).

8.Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объему задания. Это будет стимулировать интерес к теме исследования.

9.Необходимо помнить о том, что в рамках проекта предполагается сотрудничество, взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.

10.Необходимо развивать творчество и фантазию: как детскую, так и самого педагога. Составление рассказов, сказок. Рисование, лепка и т.д. должны составлять важную часть проекта. Педагог должен придумывать интересные задания, ситуации и т.д.

11.Важно привлечь родителей к реализации проекта. Опыт работы показывает, что многие родители, заинтересовавшись темой проекта по своей инициативе стали помогать детям в оформлении альбомов, сборе информации, иллюстративного материала, стихов, загадок и т.д.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности.

Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания. С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе. Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван мотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

По продолжительности экологические проекты могут быть:

краткосрочные (от трех дней до двух недель);

 - среднесрочные (1-3 месяца);

-  долгосрочные (уч. год)

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

Задания:

1. Внимательно прочитать лекцию, законспектировать в тетради

2. Разработать тематику проектов по разным возрастным группам, разного вида – по 5 тем

Примечание: задание выполнить до 05.05.2020 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: