Дайте характеристику мышления как процессу переработки информации. Укажите общую характеристику механистического подхода, тенденции развития

ВГУ ФИПСИ 1 курс 2 группа

Наумова Ева

Темя: "Механистический подход в изучении мышления

Вопросы:

Механистический подход в изучении мышления, основные теории механистического подхода в изучении мышления.

Для механистического подхода принципиальна теоретическая возможность сведения всех изучаемых, пусть достаточно сложных явлений, к элементарным процессам, механизмам.

Применительно к изучению мышления, этому подходу можно дать более точное определение: он означает перенос общих механизмов, созданных для описания и объяснения психических процессов вообще, на высшие познавательные процессы.

Механистический подход может быть представлен тремя различными теориями:

1. Теорией ассоцианизма. Где мышление рассматривается как сочетание чувственных представлений. Она сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания – к ассоциативным законам. Оба эти положения несостоятельны. Мышление имеет своё качественно специфическое содержание и свои качественные специфические закономерности протекания.

2. Классической психологией поведения (бихевиоризмом). Где мышление рассматривается как научение.

То есть мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение («речь минус звук»).

3. Информационной теорией мышления. Где мышление рассматривается как процесс переработки информации через оперирование с условными символами.

 

Дайте характеристику мышления в ассоцианизме как сочетание чувственных представлений. Раскройте основные теории.

Исходными элементами психического опыта человека являются чувственные представления.

Между отдельными элементами – представлениями – устанавливаются связи, или ассоциации – по сходству, контрасту, совпадению в пространстве и времени и др.

Как же именно при сочетании чувственных представлений образуется понятие? — таков ключевой вопрос для исследователей мышления в рамках ассоцианизма. В ответе на этот вопрос и строились "теории" мышления.

Существовал ряд теорий.

1. Механизм "наложения фотографий". Согласно этому механизму, при ассоциировании нескольких представлений, их общие, существенные признаки акцентируются, образуя в итоге понятие, а несущественные исчезают.

2. Наиболее оригинальная и разработанная теория "диффузных репродукций» (Г. Мюллер), согласно которой сочетание 2-х или более чувственных представлений происходит следующим образом. Каждое из них вызывает у субъекта, подобно «кругам на воде», ненаправленный, диффузный поток ассоциаций. При встрече этих потоков – их наложении друг на друга – и выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для образуемого понятия.

Идея тождества существенного и общего характерна для ассоцианизма.

 

Опишите мышление как научение в бихевиоризме. Раскройте теорию Э. Торндайка при изучении мышления.

В данном случае мышление выступает как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.

Психология поведения, или бихевиоризм, одно из наиболее влиятельных направлений в зарубежной психологии XX века, оформившееся в начале века. Для Дж. Уотсона предмет психологии — это поведение, которое должно изучаться строго объективно. Основная структурная единица поведения, по Уотсону, связь стимула и реакции (знаменитая формула S—R). Достижение полезного результата (подкрепление) не является необходимым условием образования этой связи. В сложном поведении образуются целые серии (системы) связей между стимулами и реакциями.

Ключевой вопрос для исследования мышления в бихевиоризме следующий: как из набора двигательных реакций, и посредством их образуются навыки интеллектуального поведения?

Отвечает на этот вопрос известная "теория проб и ошибок", или "проб и подкрепления" (Эдуард Ли Торндайка), предложенная на материале исследования интеллектуального поведения животного в так называемой "проблемной клетке" (кошка, приманка, рычаг в клетки).

Суть эксперимента: клетка разделена на два помещения, которые разделены дверью. За ней находится приманка. В полу клетки скрытый рычаг, на который кошка встаёт и дверь, где находится приманка открывается.

Поведенческие реакции животного при решении задачи хаотичны и не направлены до тех пор, пока оно случайно не нажимает на рычаг, и эта реакция подкрепляется открыванием двери и взятием приманки. Однако связь "рычаг – дверь (приманка)" происходит не сразу: в последующих попытках поведение кошки остаётся хаотичным, хотя количество необходимых проб постепенно сокращается, в итоге животное научается решать задачу.

 

Дайте характеристику мышления как процессу переработки информации. Укажите общую характеристику механистического подхода, тенденции развития.

Исходными элементами описания психические процессов являются операции – опознание, сличение и т.д., называемые информационными процессами. Сочетание таких операций, те или иные их последовательности составляют алгоритмы решения задач, в том числе мыслительных.

В данной "информационной" теории видится фактическое уподобление человеческого поведения работе ЭBM, где мышление является процессом переработки информации – т.е. мышление совершается путём определённой алгоритмической программы.

Общая характеристика механистического подхода

1. Мыслительный процесс фактически рассматривается как бессубъектный: здесь не возникает вопроса "кто мыслит?" и не требуется ответа на него. Т.е. в данном подходе исключается внутренняя активность мыслящего субъекта, как область исследования.

Человек в ситуациях решения задач действует автоматически, как бы "теряя себя". Он решает либо простые логические задачи, решаемые по алгоритму, либо, напротив, сверхсложные, когда решение отыскивается хаотически и находится случайно.

2. Мыслительный процесс реактивен т.е. обусловлен внешней ситуацией. Т. е. субъект лишённый внутренней направленности, пассивно подчинён либо своим диффузным ассоциациям, либо выполняемой алгоритмической программе, либо научению.

3. Неспецифичность данного подхода по отношению к мышлению проявляется в отсутствии не только вопроса "кто мыслит", но и "что такое мышление?". Данный подход отвечает на вопрос, как осуществляется мыслительный процесс.

4. Объяснение мыслительного процесса подменяется моделированием мышления.

5. Для моделирования мышления используется уже готовый понятийный аппарат как универсальный язык описания психических процессов, т.е. специального языка для описания мышления механистический подход не предлагает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: