| 1)
| Предложение 1 простое нераспространённое.
|
| 2)
| В предложении 2 составное именное сказуемое.
|
| 3)
| Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
|
| 4)
| Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
|
| 5)
| Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
| |
Конец формы
Начало формы
3.Прочитайте текст.
(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 простое двусоставное.
|
| 2)
| В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.
|
| 3)
| Предложение 3 односоставное назывное.
|
| 4)
| Предложение 4 сложное.
|
| 5)
| В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
| | Конец формы
| | | |
| | |
Начало формы
4. Прочитайте текст.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
|
| 2)
| Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
|
| 3)
| В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
|
| 4)
| Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
|
| 5)
| Предложение 5 сложносочинённое.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
5. Прочитайте текст.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
|
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| эмоции сформировались (предложение 1)
|
| 2)
| исследования были систематизированы (предложение 2)
|
| 3)
| учёным был приведён (предложение 3)
|
| 4)
| реакции рассматривал (предложение 4)
|
| 5)
| исследования – результат (предложение 5)
| | Конец формы
|
|
Начало формы
6. Прочитайте текст.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
|
| 2)
| В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
|
| 3)
| Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
|
| 4)
| Предложение 4 простое.
|
| 5)
| Предложение 5 сложное бессоюзное.
| | |
|
Начало формы
7. Прочитайте текст.
(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 сложносочинённое.
|
| 2)
| Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
|
| 3)
| Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
|
| 4)
| Предложение 4 простое нераспространённое.
|
| 5)
| В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
8. Прочитайте текст.
(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 сложное бессоюзное.
|
| 2)
| Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
|
| 3)
| В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.
|
| 4)
| Предложение 4 сложносочинённое.
|
| 5)
| Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
9. Прочитайте текст.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
| Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| это Мировой океан (предложение 1)
|
| 2)
| разделяют (предложение 2)
|
| 3)
| части есть (предложение 3)
|
| 4)
| выделяют (предложение 4)
|
| 5)
| учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
| | Конец формы
|
|
Начало формы
10.Прочитайте текст.
(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 простое.
|
| 2)
| Предложение 2 односоставное безличное.
|
| 3)
| Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
|
| 4)
| Грамматическая основа предложения 4 – произошло.
|
| 5)
| Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
11.Прочитайте текст.
(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| среда постоянно меняется (предложение 1)
|
| 2)
| нарушения вызывают (предложение 2)
|
| 3)
| они способны адаптироваться (предложение 3)
|
| 4)
| понимается приспособление (предложение 4)
|
| 5)
| изменение могло бы погубить (предложение 5)
| | Конец формы
| |
Начало формы
12.Прочитайте текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
|
| 2)
| Предложение 2 сложное.
|
| 3)
| Предложение 3 односоставное безличное.
|
| 4)
| В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
|
| 5)
| Предложение 5 осложнено однородными членами.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
13.Прочитайте текст.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце,состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 сложноподчинённое.
|
| 2)
| В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.
|
| 3)
| Предложение 3 содержит неполные предложения.
|
| 4)
| В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
|
| 5)
| Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
14. Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
|
| 2)
| В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
|
| 3)
| Предложение 3 односоставное.
|
| 4)
| В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
|
| 5)
| Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
15.Прочитайте текст.
(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
|
| 1)
| В предложении 1 подлежащее – задачи.
|
| 2)
| Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
|
| 3)
| В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.
|
| 4)
| В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
|
| 5)
| Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
| | Конец формы
|
|
|
Начало формы
16.Прочитайте текст.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
|
| 1)
| Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
|
| 2)
| Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
|
| 3)
| Предложение 3 сложноподчинённое.
|
| 4)
| Предложение 4 простое.
|
| 5)
| Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
| | Конец формы
|
|